Конспект урока письма и развития речи на тему Запись слов с парными согласными на конце. Правило их написания (4 класс)


Цель урока : Формирование представлений учащихся о способе проверки парных согласных в конце слова.
Задачи урока:
Образовательные: формировать навыки каллиграфического письма, дифференцировать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, умение подбирать к словам с парными согласными в конце слова проверочные слова.
Коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся, орфографическую зоркость, мелкую моторику кистей рук; мышление, память, внимание, совершенствовать культуру речи.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету и к процессу обучения.

Оборудование: : доска, учебники, тетради, плакат «Парные согласные», презентация к уроку, карточки с заданиями для групп, чудесный мешочек, учебник «Русский язык» (4 класс), В.В. Воронкова

Ход урока
Этапы Содержание Примечание
ОргмоментПсихологический настрой учащихся. Солнышко лучистое
Заглянуло в класс
Своим светом ласковым
Согревая нас.
Солнце улыбается, улыбнись и ты.
Поделимся друг с другом частичкой доброты
Сегодня у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь и поделитесь частичкой доброты.
А звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня у нас еще одна гостья, которая часто приходит к нам на урок - Королева письма.
Она припасла для вас интересные задания. Справитесь? А еще она вам хочет раскрыть тайну букв.
Актуализация опорных знаний. На доске буквы
А, Т, Б, Ф, О, К, П, Д, У, В, Г, Ж,Ы, Ш, З,С
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
Какие буквы обозначают гласные звуки?- А,О,У,Ы – обозначают согласные звуки.
-Остальные буквы обозначают согласные звуки.
- Как произносится гласный звук ? – свободно
-Согласный - с преградой.
- Отгадайте загадку: HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-eto-kto-borodka-rozhki.html"
1.Это кто? Бородка, рожки.У неё в копытцах ножки.Даёт великолепноеМолочко целебное.Хитрые блестят глазаИ зовут её ...(коза)
Как назвать одним словом сплетенные длинные пряди волос?
-Коса
-Какими звуками различаются эти слова?
- Какой звук произносится с голосом, звонко, а какой без голоса, глухо?
- Какие звонкие согласные вы знаете?
б,в,г,д,ж,з Какие глухие согласные вы знаете?
п,ф,к,т,ш,с-Что могут образовать парные звонкие и глухие согласные?
- Пары
- Давайте составим пары (на доске)
З в г д ж б
С ф к т ш п Ребята, может быть вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
О парных звонких и глухих согласных.
- Правильно. Тема нашего урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
Прочитайте парами звонкие и глухие согласные (хором).
А сейчас проверим домашнее задание. Откройте тетради. Вам нужно было изменить слово, заменив парную согласную в начале слова. Итак,
Бочка-
Гора-
Дело-
Жили-
Дом-
Феня-
Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика.
Словарная работа
Объяснение учебного материала.
На минутку чистописания королева вам дает задание. Вы с закрытыми глазами угадайте букву сами. (чудесный мешочек на ощупь узнают букву) - Итак, это буквы П и Б. Повторим их написание. А чтобы их написать, надо пальчики размять. Приготовили кулачки . «Выщли пальчики гулять»
Итак, открываем тетради, пропускаем две строчки вниз, записываем число, кл. р. Запишите строчную и заглавную буквы. Внимательно посмотрите на плакат - подсказку – вы увидите, как правильно писать буквы.
Определите, какие буквы надо писать вместо точек.
Словарь: м . роз, гор . д, , б . гаж, бер. г
- Обратите внимание на словарные слова. Где можно допустить еще ошибку? Давайте вместе прочитаем слово. Какой звук произносится на конце. А какая буква написана? В конце слова звонкие согласные произносятся как глухие.
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке». Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Раскрою тайну сегодня я вам
все расставлю по местам-
говорит королева письмПарные согласные - самые опасные!
Слово смело изменяй – рядом гласный подставляй:
1-ый способ — подбираем «ласковое» слово   (дед- дедушка); Слово ласково назови,
И правильно напиши
2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много» шарф-шарфы
 Было мало, стало много
Так скорее проверяй.

Физминуткахлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, топнуть, если слово начинается на глухой согласный.
Зима, горка, санки, ветер, шапка, банка, каток, шуба, жук, фуфайка
Закрепление материала Подбери проверочное слово
Арбуз –
Город-
Утюг-

работа с деформированным текстом
Задание мое такое – говорит королева
Составьте предложение простое.
Кот, на, Леопольд, спит, коврике.
-Какие опасные парные согласные встретились в этом предложении?
-Прежде чем мы запишем это предложение, давайте разберем его.
- Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Почему слово Леопольд пишется с большой буквы?
- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните опасные буквы.
Электронная физ.минутка для глаз
Работа по карточкам
Итог урока Сейчас надо дать глазкам отдохнуть.
Физминутка «Кот Леопольд»
- Итак, давайте еще раз все вместе вспомним, что надо помнить при написании парных звонких и глухих согласных? Парные согласные на письме опасные.Как похоже их звучанье – это просто наказанье!Чтобы их нам различать,Надо ум тренировать!
Работа с учебником.(стр.53, упр.2)
Самостоятельная работа.

Отгадаем загадки ( показ отгадок на мультимедийном экране)
Дети объясняют написание парного согласного.
Запишите отгадки. Обведите в кружок ошибки, какие вы обнаружите – Какое правило применили?
А теперь, королева хочет проверить ваши знания:Для этого дает вам каждому домашнее задание!
Домашнее задание. С.55 упр. №3. Подобрать проверочные слова.
С какими согласными работали на уроке?
Почему надо проверять парный согласный? (опасный)
Какой способ проверки узнали?