Организация клубной деятельности по иностранному языку как фактор развития социокультурной компетенции учащихся.

Организация клубной деятельности по иностранному языку как фактор развития социокультурной компетенции учащихся.

Из опыта работы учителей
иностранного языка МБОУ СОШ с. Птичник
Ярыгиной Г.В., Коренюк Т.В.
Каждый язык – основа бесконечно богатой культуры, одна из главных ценностей народа. В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека, способного жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира без знания иностранного языка. Такие знания не просто желательны. Они необходимы. Освоение основ иностранного языка (в нашей школе учащиеся учат немецкий и английские языки) дает учащимся возможность приобщения к источнику информации о современном мире и средству межкультурного общения, а также расширения кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации. Но в рамках урока нельзя решить весь разнообразный спектр задач, стоящих перед учителем и учениками. Изучение иностранного языка - это всегда вторжение в иное культурное измерение и присвоение чего-то большего, чем просто набор слов и правил. И то, что обучать иностранному языку в отрыве от его культурного содержания невозможно, не вызывает ни у кого возражений. Социокультурная компетенция - знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции учащихся, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, повышает мотивацию к изучению языка. С 2010 учебного года у нас в школе работает лингвострановедческий клуб «Планета друзей». В нашей сельской школе обучается более 460 учащихся. Увлекшись идеей создания клуба, мы провели анкетирование среди учащихся среднего и старшего звена. Обработав анкеты, можно сделать вывод, что учащиеся с трудом ориентировались в потоке культуроведческих реалий, навыки их работы со справочной страноведческой литературой оставляли желать лучшего, слабо было развито умение собирать, систематизировать данную информацию. Участники анкетирования испытывали интерес к странам изучаемого языка, их культуре, традициям и обычаям. Выделяемый в содержании обучения иностранному языку социокультурный компонент включает знание национальных реалий, важнейших исторических событий, крупнейших деятелей литературы и искусства, национальное видение мира, а также навыки и умения, связанные со стандартными, аутентичными ситуациями общения. Однако географические расстояния и множество других причин не позволяют в полной мере реализовать потребности учащихся в познании иноязычной культуры. Выходом из данной ситуации и явилось создание клуба.
Клуб мы решили назвать «Планета друзей» потому что:
уже привлекательно само слово клуб, и понятие, им обозначаемое, очень ёмкое, многозначное, многоплановое;
в клубе 1 раз в четверть открывают для себя учащиеся что-то новое, узнают традиции и обычаи страны изучаемого языка;

Клуб «Планета друзей» – творческий коллектив учащихся 4-11 классов. Деятельность клуба строится на основе разработанного положения. Каждый член клуба имеет право участвовать во всех мероприятиях клуба, выносить свои предложения по деятельности клуба. Участниками клуба руководит совет клуба, состоящих из числа старшеклассников. Президент клуба сегодня является ученица 10 класса, которая имеет высокую мотивацию к изучению иностранных языков – в школе она учит английский и индивидуально занимается изучением корейского языка. Она является примером для всех членов клуба – активно принимает участие в подготовке и проведении всех заседаний, ежегодно принимает участие во Всероссийской олимпиаде школьников, в школьных и районных проектно-исследовательских конференциях. Свою жизнь после окончания школы выпускница мечтает связать с языками.
Форма работы клуба: групповая и индивидуальная, коллективная.
Периодичность работы: 1 раз в месяц проводится коллективно – творческое дело с участием всех любителей языка, а так же организована работа между заседаниями.

Структура клуба

Президент клуба.
Совет клуба: (5 учащихся)
Организационный сектор.
Координирует всю работу клуба, составляет план работы под руководством учителей иностранного языка и ведет документацию (протоколы заседаний)
Сценарный отдел.
Отвечает за разработку КТД – работает с источниками, интернет ресурсами, отбор информации к тематическим заседаниям, помогает организовывать творческие группы, организацию праздничных программ, выступают в роли ведущих (ведущий на немецком языке и на английском)
Пресс – центр.
Освещает работу клуба, несет ответственность за видеосъемку (по необходимости), фотосъемку (у клуба есть фотоаппарат), оформление альбома.
Формы организации деятельности:
- Творческий проект: «Осенние праздники стран изучаемого языка»
- Виртуальная экскурсия – Достопримечательности столиц мира.
- Конференция «Космос и человек», «Экологические проблемы планеты»
- Творческий проект «Летний отдых за рубежом»
- Творческий конкурс «Рождественская открытка»
- КТД «Рождество на планете»
- Тематическое заседание «Роль языка в жизни людей»
-Интегрированный проект «Национальный костюм как часть культуры»
Во всех перечисленных формах деятельности учащиеся принимали активное участие в меру своих языковых способностей, коммуникативных качеств. Выступления учащихся сопровождаются презентацией, музыкальными заставками. При проведении виртуальной экскурсии «Достопримечательности столиц мира» учащимся представилась возможность познакомится со значимыми памятниками архитектуры, пройти по знаменитым залам музеев, выставкам. Использование видеоматериалов один из способов развития социокультурной компетенции учащихся. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке имеем фильмы о городах Германии и Австрии, Америки, Великобритании о праздниках, о блюдах, которые типичны для стран изучаемого языка. При проведении конференции ко дню космонавтики «Космос и человек» учащиеся 9-11 классов показали свои аналитические умения и навыки работы с информационными источниками, представленные рефераты были защищены на иностранном языке. Конференция «Экологические проблемы планеты» была посвящена самой глобальной и актуальной теме человечества. Учащиеся 9-11 классов представили реферативные работы, учащиеся 5-8 классов готовили плакаты на экологическую тему. Данное заседание клуба способствовало расширению кругозора учащихся, учащиеся не только услышали, но и смогли просмотреть презентации, видео - фрагменты о самых грязных городах планеты, о технологии переработки мусора, о деятельности международной организации Гринпис. Налажена он - лайн-переписка с американским школьником Алексом Беккером с небольшого городка юга Америки. Творческий проект «Летний отдых за рубежом» собрал в зале не только участников клуба, но и много гостей. Учащиеся под руководством учителей составили слайдовую презентацию и рассказ на иностранном языке о тех странах, обычаях, традиционных блюдах, где они побывали на летних каникулах. А наши учащиеся побывали во Франции, Пекине, Арабских Эмиратах, Тайланде, Корее. Рассказ о впечатлениях, о странах и городах сопровождался демонстрацией сувениров, которая вызвала большой интерес. Подведение итогов данного заседания позволило сделать вывод, что учащиеся мечтают и желают путешествовать в разные страны, познавать новое и интересное.
Ежегодно проходят заседания, посвященные самому замечательному празднику рождеству с поздравлениями в творческой форме, чтением стихов, исполнением песен, проведением конкурсов, поздравлением от Деда Мороза. В этом году мы решили немного отступить от проведения традиционного заседания, и члены клуба поздравили учителей на иностранном языке – виртуально. Деятельность клуба отражена на сайте. Здесь выставлены фото с заседаний клуба, методические наработки, презентации, созданные учителями и учащимися, аудиотека. Проектная работа, как индивидуальная, так и коллективная, также является одним из важных условий формирования социокультурной компетенции. Учащиеся 7 класса (в количестве 12 человек) стали участниками Международного проекта социальной направленности, заняли 3 место во Всероссийском этапе, были награждены дипломами и ценным подарком (фотоаппарат). Ученица 10 класса Склярова Валерия, приняла участие в международном конкурсе сочинений «Уважаемый Генеральный секретарь ООН» В письменном обращении ученица должна была отразить свое видение по поводу решения проблем связанные с тропическим лесами. Учащаяся была отмечена сертификатом «Особое внимание». Из 900 участников данного эссэ, только 15 были отмечены подобным знаком, в число которых вошла наша ученица. В конце учебного года готовим совместный интегрированный проект (учителя технологии, информатики) проект «Национальный костюм как часть культуры». Хочется отметить, что подготовка к заседанию клуба проходит всегда в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки. Клубная деятельность лингвострановедческого клуба «Планета друзей» способствует раскрытию творческих способностей личности ребенка, развивает коммуникативные способности и обогащает его опыт, способствуя формированию мотивационной сферы. Отличительной особенностью деятельности клуба является его творческая и эстетическая направленность, позволяющая развивать знания и навыки всех учащихся независимо от уровня освоения ими школьной программы. Нестандартные формы работы помогут заинтересовать как можно больше учащихся изучением иностранного языка, повысить мотивацию.