Образовательный проект Развитие информационной компетентности у студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка»


ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Развитие информационной компетентности у студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»
в рамках преподавания дисциплины
«Методика преподавания русского языка»
Образовательный проект

Автор работы: Баженова О.В., преподаватель дисциплины «Методика преподавания русского языка»
Белово
2010
Содержание
Актуальность проекта
Цель и задачи проекта
Ресурсы для реализации проекта
Этапы проекта
План мероприятий
Целевые группы проекта
Прогнозируемые результаты внедрения проекта
Критерии и показатели
Контроль над реализацией проекта
Список литературы
Приложение А. Межпредметные связи по курсу «Методика преподавания русского языка»
Приложение Б. Система развития информационной компетентности студентов посредством изучения дисциплины «Методика преподавания русского языка» на специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»
Инновационное поведение студентов педагогической специальности в современных условиях предполагает овладение информационной компетентностью, под которой понимают интегральное свойство личности, проявляющееся в ее готовности и способности осуществлять информационную деятельность в воспитательно-образовательном процессе (Н.И. Гендина). Она отражает технологическую готовность будущего учителя к работе с информацией и позволяет адаптироваться в динамично меняющейся информационно-образовательной среде, создавать качественные информационно-образовательные продукты как результаты труда учителя.
Однако, в курсе изучения дисциплины предметной подготовки «Методика преподавания русского языка» программой не предусматривается развитие информационной компетентности, что приводит к противоречию между востребованностью в специалисте, обладающим данной компетентностью, и отсутствием системы, способствующей ее развитию в рамках конкретной учебной дисциплины.
Исходя из данного противоречия определена проблема: какова система развития информационной компетентности студентов в педагогическом колледже в рамках изучения дисциплины предметной подготовки.
Новизна заключается в конкретизации рекомендаций Н.И.Гендиной (директора НИИ ИТ СС, д.п.н., профессора) по формированию информационной культуры личности и развитию информационной компетентности, как компонента информационной культуры, в рамках педагогического колледжа и конкретно взятой дисциплины.
Общая цель заключается в развитии информационной компетентности специалиста.
Цель проекта - система развития информационной компетентности студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка».
Задачи:
1. Выявить межпредметные связи дисциплин «Основы информационной культуры личности» и «Методика преподавания русского языка».
2. Отобрать содержание, формы, методы, средства, способствующие развитию информационной компетентности студентов при изучении дисциплины «Методика преподавания русского языка».
3. Разработать учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания русского языка», обеспечивающий развитие информационной компетентности студентов.
4. Обобщить опыт по развитию информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка».
Ресурсы для реализации проекта: кадровые - преподаватель основ информационной культуры личности или преподаватель, имеющий подготовку в области основ информационной культуры личности, библиотекарь; материально-технологические - современные компьютеры с доступом к сети Интернет, различные виды источников по проблеме формирования информационной культуры личности; учебно-методические - методические рекомендации по организации работы студентов, методические рекомендации по выполнению разных видов заданий, учебно-методический комплекс, включающий методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время, методические рекомендации по созданию вторичных документов, дидактический материал в виде карточек, электронное издание учебного назначения, конспекты лекций, практических работ с использованием различных методов, средств обучения, тематика проектов студентов, сценарии по проведению олимпиад, конференций.
Предпроектный этап (август 2008 – сентябрь 2008 года).
В ходе реализации данного этапа определяется уровень владения студентами информационной компетентностью. Для этого проводятся анкетирование и тестирование среди студентов 1 курса. На основе анализа диагностики определяется необходимость развития информационной компетентности студентов, способствующая решению профессиональных задач в информационном обществе. Проводится анализ программы дисциплин «Основы информационной культуры личности» и «Методика преподавания русского языка» и выявляются межпредметные связи по каждому разделу курса (см. Приложение А).
Этап реализации проекта (сентябрь 2008 года – июнь 2011года).
В ходе реализации данного этапа разрабатывается и внедряется система развития информационной компетентности студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» (см. Приложение Б), создается учебно-методический комплекс, включающий методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время, методические рекомендации по созданию вторичных документов, дидактический материал в виде карточек, электронное издание учебного назначения, конспекты лекций, практических работ с использованием различных методов, средств обучения, тематика проектов студентов, сценарии по проведению олимпиад, конференций.
Послепроектный этап (август 2011 - сентябрь 2011года)
В результате выполнения данного этапа обобщается опыт по развитию информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка».
План мероприятий
Мероприятия Срок проведения Ответственные
Предпроектный этап
Анкетирование, тестирование студентов 1 курса с целью выявления уровня информационной компетентности (входной контроль). август
2008 Преподаватель, классные руководители
Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин с результатами анкетирования. август
2008 Председатель ПЦК
Преподаватель
Утверждение темы проекта на Научно-методическом совете. сентябрь
2008 Зам.директора по НМР
Преподаватель
Защита проекта на Научно-методическом совете (с приглашением работодателей). сентябрь
2008 Методист
Преподаватель
Выступление по защите проекта на Совете колледжа (с приглашением родителей). сентябрь
2008 Зам.директора по НМР
Преподаватель
Разработка календарно-тематического плана по дисциплине на учебный год (2008-2009). август-сентябрь
2008 Зам.директора по УР, председатель ПЦК, преподаватель
Этап реализации
Разработка системы развития информационной компетентности студентов в рамках дисциплины «Методика преподавания русского языка». октябрь-декабрь
2008 Зам.директора по НМР, преподаватель
Утверждение системы развития информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» на Научно-методическом совете колледжа. декабрь 2008 Зам.директора по НМР, преподаватель
Представление системы развития информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» на Педагогическом совете колледжа (с приглашением работодателей). январь 2008 Методист, преподаватель
Разработка тематики учебных проектов. октябрь
2008 Преподаватель
Рассмотрение и утверждение тематики учебных проектов на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин. ноябрь
2008 Председатель ПЦК
гуманитарных дисциплин, преподаватель
Создание электронного издания учебного назначения по дисциплине «Методика преподавания русского языка». сентябрь-декабрь
2009 Преподаватель
Создание методических рекомендаций по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с усложнением по курсам. сентябрь-май
2008-2009 Преподаватель
Участие в работе семинаров, педсоветов базовых образовательных учреждений с целью ознакомления педагогов с данной системой с получением отзывов и рекомендаций о подготовке студентов (с целью анализа подготовленности студентов). 1 раз в семестр Методист, преподаватель
Утверждение на Научно-методическом совете колледжа электронного издания учебного назначения по дисциплине «Методика преподавания русского языка», методических рекомендаций по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. январь
2009 Методист,
преподаватель
Участие в конкурсе «Преподаватель года» с презентацией разработанного проекта. февраль
2008 Зам.директора по НМР, методист, преподаватель
Применение электронного издания учебного назначения в преподавании дисциплины «Методика преподавания русского языка». февраль-май
2009-2011 Преподаватель
Применение методических рекомендаций по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в преподавании дисциплины. февраль-май
2009-2011 Преподаватель
Разработка дидактического материала в виде карточек. сентябрь-май
2008-2009 Преподаватель
Разработка конспектов лекции, практических работ с использованием различных методов, средств обучения. 2008- 2011 Методист, преподаватель
Организация аудиторной работы студентов с использованием различных методов, средств обучения. февраль-май
2009-2011 Преподаватель
Разработка сценариев по проведению олимпиад, конференций. март
2009 Методист, преподаватель
Разработка методических рекомендаций по созданию вторичных документов. сентябрь-декабрь
2008 Методист, преподаватель
Конкурс студентов на лучший вторичный документ. март каждого года Председатель ПЦК, методист, преподаватель
Организация предметных недель по дисциплине совместно с библиотекой колледжа. 1 раз в семестр
2009-2011 Преподаватель
Зав.библиотекой
Библиотекарь
Участие студентов в научно-практических конференциях, олимпиадах. сентябрь-май
2009-2011 Зам.директора по НМР, УР, преподаватель
Организация студенческой работы секции в рамках ежегодной колледжной студенческой конференции по проблеме информационной культуры педагога. май
каждого года Зам.директора по НМР, методист, преподаватель
Тестирование студентов, включающее теоретические и практические задания разного уровня сложности. май
2009-2011 Председатели ПЦК,
преподаватель
Корректировка календарно-тематического плана по дисциплине на учебный год с учетом результатов тестирования (2009-2010). август
2009 Председатель ПЦК, преподаватель
Проведение открытых занятий для преподавателей, администрации. апрель
2010, 2011 Методист,
преподаватель
Анализ выполнения достигнутых результатов, самооценка результатов студентами. май каждого года Преподаватель
Текущий контроль уровня информационной компетентности студентов. конец каждого семестра Председатель ПЦК, преподаватель
Корректировка календарно-тематического плана по дисциплине на учебный год с учетом результатов тестирования (2010-2011). январь, июнь 2010-2011 Председатель ПЦК, преподаватель
Проведение круглого стола (дискуссии) по проблеме развития информационной компетентности студентов. 1 раз в семестр Методист,
преподаватель
Отчет (итоговые выступления) о результатах выполнения проекта. май каждого года Преподаватель
Послепроектный этап
Создание методического пособия по развитию информационной компетентности у студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка». август
2011 Преподаватель
Утверждение методического пособия по развитию информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» на Научно-методическом совете колледжа. сентябрь 2011 Зам.директора по НМР, преподаватель
Представление методического пособия по развитию информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» на Педагогическом совете колледжа. сентябрь
2011 Методист, преподаватель
Выставка вторичных документов студентов с получением внешних рецензий, отзывов работодателей. сентябрь
2011 Методист,
преподаватель
Предполагаемая продолжительность проекта: 3 года.
Целевые группы проекта: преподаватель дисциплины «Методика преподавания русского языка» со стажем работы не менее 5 лет высшей квалификационной категории, имеющий подготовку в области основ информационной культуры, с творческим потенциалом, обладающий такими качествами как инициативность, ответственность, требовательность, доброжелательность.
Прогнозируемые результаты внедрения проекта: разработанная система, построенная на основе межпредметных связей дисциплин «Основы информационной культуры личности» и «Методика преподавания русского языка», способствующая развитию информационной компетентности студентов в рамках дисциплины предметной подготовки специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»; учебно-методический комплекс, включающий методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время, методические рекомендации по созданию вторичных документов, дидактический материал в виде карточек, электронное издание учебного назначения, конспекты лекций, практических работ с использованием различных методов, средств обучения, тематика проектов студентов, сценарии по проведению олимпиад, конференций; эффективность системы развития информационной компетентности студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка»: не менее 20 - 30% студентов повысят уровень компетентности до высокого, не менее 60% - до среднего; разработанное методическое пособие по развитию информационной компетентности у студентов специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка».Критерии: познавательный, позволяющий охарактеризовать сформированность у студентов знаний и представлений о новой информационной картине мира в гипотезах и теориях; знаний, связанных с получением, хранением, передачей и обработкой информации и может быть проанализирован через качественный показатель знаний, умений в области основ информационной культуры, степень потребности в овладении профессионально значимой информацией; деятельностный, позволяющий охарактеризовать способность и готовность студентов создавать вторичные документы для реализации их в учебно-воспитательном процессе и может быть проанализирован через уровень активности студентов в решении профессиональных задач, самостоятельности при выполнении аудиторных и внеаудиторных заданий, количество вторичных документов, выполненных одним студентом, источников и видов информации, добываемых и обработанных одним студентом; критерий оснащенности, характеризующий технологическую, методическую обеспеченность процесса развития информационной компетентности студентов в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» и может быть проанализирован с помощью таких показателей как количество компьютеров, оснащенных процессорами на базе процессора Intel Pentium IV и имеющих доступ к сети Internet, методических разработок и рекомендаций для студентов, раскрывающих теорию и алгоритм составления вторичных документов, учебно-методических разработок для студентов, раскрывающих теорию и методику работы с информацией; организационно-методический, позволяющий охарактеризовать качественные изменения процесса преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» на основе междисциплинарных связей и может быть проанализирован через наличие разработанного содержания дисциплины «Методика преподавания русского языка» с использованием дидактических единиц курса «Основы информационной культуры личности», разнообразие методов, способствующих активности, самостоятельности, творчеству студентов в работе с информацией и информационными продуктами, видов занятий, способствующих развитию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Контроль над реализацией проекта осуществляется на двух уровнях: внутренний (со стороны администрации педагогического колледжа и преподавателя дисциплины) и внешний (со стороны работодателей и родителей студентов).
Список литературы
1. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст]/ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко. – М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
2. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учебно-метод. пособие/Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная биб-ка, - 2002. – 288 с. – 5000 экз.
3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень среднего профессионального образования): [сборник]. – М.: Изд-во ИПР СПО, 2002. – 52 с.
4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов.- М.: Мастерство, 2002.- 288с.
5. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников: науч.-метод и инфор.-публ. журнал. – 2006. – №1. – С.100-107