Психолого-педагогические аспекты формирования исследовательских умений у младших школьников


Психолого-педагогические аспекты формирования исследовательских умений младших школьников
При изучении исследовательских умений важно рассмотреть механизм формирования этих умений у младших школьников. Чтобы не навредить ребёнку, необходимо учитывать физиологические, психологические и возрастные особенности. В.В. Давыдов по этому вопросу писал: «Важно исходить из ведущего принципа воспитания – природосообразности, требующего избегать в воспитании противоестественного природе ребёнка. Педагоги не должны завышать требования, давать знания и умения раньше, чем ребёнок их может усвоить».
Психофизиологические особенности школьников рассматриваются в трудах Д.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. Эти авторы утверждают, развитие ребёнка протекает через стабильные (сензитивные) и кризисные периоды. Л.С. Выготский утверждал, что развитие ребёнка осуществляется путём перехода от одной возрастной ступени к другой и связано с изменением личности ребёнка. Причём переход от одной ступени развития к другой осуществляется через кризисные периоды. Кризисные периоды характеризуются противоречиями между новыми потребностями ребёнка и старыми условиями удовлетворения, которые уже не устраивают. То есть при переходе к следующему возрастному периоду у ребёнка возникает неудовлетворённость местом, которое занимает ребёнок среди людей и стремлением это место изменить. Сензитивный же период - это период, который наиболее благоприятен для развития учащихся. Дадим характеристику сензитивному периоду. Это период онтогенетического развития. В этот период организм обладает повышенной чувствительностью к различным воздействиям внешней среды и физически и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний. В связи с этим можно определить оптимальные сроки эффективного обучения.
По теории Д.Б. Эльконина первый кризис в младшем школьном возрасте приходится на первый год обучения (6-7 лет). Следующий кризис проходит на стыке 10-11 лет и соответствует 4-5 классу. Делаем вывод, что период между первым и четвертым классом будет сензитивным и наиболее благоприятным для обучения. В этот период у детей формируются главные психические новообразования.
Одно из таких новообразований – это произвольность психических процессов. Дети, заканчивающие начальную школу, значительно отличаются от детей, поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности постепенно приучают учащихся делать то, что требуют, а не то, что хочет ученик. То есть научается управлять своим поведением. Дети могут самостоятельно преодолевать трудности, ставить цель и искать пути её достижения. Всё это ведёт к формированию произвольности всех психических процессов.
Ещё очень важное новообразование – это рефлексия. Когда ученик решает задачу, учитель требует обосновать правильность решения. Это постепенно формирует у учащегося отдавать отчёт в том, что он делает. Давать оценку правильно ли он сделал и почему. Учится смотреть на себя глазами другого человека и оценивать свою деятельность.
К окончанию начальной школы интеллектуальное развитие детей поднимается ещё на одну ступеньку, у них формируется такое новообразование как внутренний план действий. При обучении в первом классе для учащихся требуется опора на рисунки, предметы, модели. Постепенно дети учатся заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов, могут выполнять действия про себя – в умственном плане. То есть можно говорить о том, что сформировался внутренний план действий. Делаем вывод, что в младшем школьном возрасте формируются три главных новообразования – это произвольность психических процессов, рефлексия и внутренний план действий. Все перечисленные новообразования для перехода к следующей ступени образования – средней школе.
Для детей младшего школьного возраста взрослый человек является авторитетом и ребёнок почти всегда безоговорочно принимает его оценки.
Несмотря на то, что младший школьник характеризует себя как личность, в основном школьник лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это связано с таким личностным образованием, которое закрепляется в данном возрасте, как самооценка. У младших школьников встречаются самооценки различных типов: заниженные, адекватные, завышенные.
В этот период формируется сознательная постановка цели и волевая регуляция поведения, которая позволяет добиться этой цели.Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Это особенно наблюдается, когда дети делают что-то своими руками или играют. Увлекаясь, они часами могут заниматься интересным делом. В данном случае отчётливо проявляется соподчинение мотивов деятельности: поставленная цель управляет поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться.
В младшем школьном возрасте на основе полученного опыта в игровой, трудовой и учебной деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно в возрасте от 6 до 11 лет у ребёнка возникает представление, что недостаток способностей можно скомпенсировать увеличением прилагаемых усилий.
Ведущее место у детей младшего школьного возраста занимают широкие социальные мотивы. Мотив долга, ответственности (1-2 класс – перед учителем, родителями, 3-ий класс – перед одноклассниками). Также в учебной мотивации у младших школьников ведущее место занимает желание получать хорошие оценки, но у учащихся еще нет связи между оценкой и уровнем знаний. То есть отсутствует объективная роль оценки.
М.В. Матюхина утверждает, что у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Занимательность материала находится на первом месте в мотивации. Менее развит у детей интерес теоретического типа и творческая активность. Если в первом классе детей удовлетворяет исполнительный уровень действий, то в третьем классе это уже не наблюдается. На основе этих данных можно сделать вывод, что учитель должен обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений.
Желание разобраться в каком-либо вопросе возникает только тогда, когда ученик испытывает чувство удивления. Мотивированное отношение к исследовательской деятельности – это есть условие процесса формирования исследовательских умений.
В таблице приведём характеристики младшего школьного возраста.
Характеристика учащихся младшего школьного возраста
Сферы личности Особенности младшего школьного возраста
Нравственно-ценностная Могут оценивать себя, высказывать своё отношение к различным явлениям, возникает внутренняя позиция, формируются ценностные приоритеты.
Мотивационно-потребностнаяУ детей младшего школьного возраста мотивы еще достаточно неустойчивы. Для них характерна ситуативность. Занимательность материала находится на первом месте в мотивации.
Эмоционально-волевая Формирование таких волевых качеств как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах.
Интеллектуальная Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план
Обобщим выше написанное. Исследовательские умения – это владение учеником способами умственных и практических действий, которые соответствуют научно-исследовательской деятельности. Авторы психолого-педагогических исследований выделяют следующие структурные компоненты исследовательских умений: формулирование цели работы, анализ заданной ситуации, выдвижение и обновление гипотезы, планирование решения проблемы, анализ результата.
Исходя из выше написанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным возрастом для начала формирования исследовательских умений является младший школьный возраст. Это обусловлено интенсивным развитием интеллектуальной сферы. Возраст от 6 до 12 лет - это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и школьнику трудно овладеть приёмами творческого мышления на высоком уровне.