Урок по познанию мира «Почва. Как образуется почва».


Алматинская область Сарканский район
село Койлык средняя школа имени М.Жумабаева
учитель начальных классов Севериненко Т.А
Тема урока: «Почва. Как образуется почва».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цели урока
1.Обучение работе с разными видами информации :а) формирование умения извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .2. Оценка достоверности получаемой информации .
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник «Познание мира»3 класс
Тетрадь для самостоятельной работы
Интерактивная доска, проектор, (подключение интернета) . Ход урока.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
- Нарисуйте свое настроение в начале урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ).
2. Этап актуализации знаний.
Цель: проверить знания по разделу «Тайны недр Земли».
А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.
1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. (Гранит)
2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
(Нефть).
 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. (Каменный уголь)
4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. (Железная руда)
 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. (Песок)
 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. (Глина)
 7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? (Торф)
 8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? (Известняк)
 9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? (Природный газ)
Б) «Графический диктант»( «да» +, «нет»-)
-Правда ли, что
1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);3) гранит— осадочная горная порода?(-);
4) базальт— магматическая горная порода, а каменный уголь — осадочная горная порода?(+);
5) в состав гранита входит три минерала?(+);
6) торф образовался из раковин морских животных?(-);
7) нефть, каменный уголь, природный газ — это горючие полезные ископаемые? (+);8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов— алюминий, медь? (-);
10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).- Посмотрите, на доске правильный вариант ответов. 
(+ + - + + - + + - -)
- Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:
«5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - 5 и более ошибок.
Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического использования человеком, можно начать изучение новой темы.
3. Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.
А) Определение темы и целей урока.
-Отгадайте загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.             (Земля)
- Земля! Какое это емкое слово! У слова  "земля" есть несколько значений. А какие это значения, будет выяснять у доски одна из групп: в интернете найти значение этого слова и в картинках оформить на ИД. ( Планета, суша, страна)
- А еще одна группа будет работать с Толковым словарем, искать значение слова «земля».
- А все остальные работают с ноотбуком. (узнают значение слова «земля»)
-Поверяем : смотрим на картинки, найденные первой группой, слушаем определение из словаря, и дополняем из интернета.
- Как из учебника узнать тему урока? (открыть оглавление учебника)
- Прочитайте название нового раздела и первой темы в нем. (Почва. Как образуется почва.)- О какой земле будем говорить? (Почве)
-Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
- Какую цель поставим? (учащиеся самостоятельно формулируют цель: узнать, что такое почва и как она образуется)
Б) Самостоятельная работа.
- Прочитайте первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? В) Беседа.
Наш урок посвящен почве и её образованию.
- О! Это особая тема! Почва – вечная кормилица. Не зря у русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок. Вот одна из них – «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком, если не о земле (почве) можно так ласково сказать!
И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется …(почвой).
Вывод: итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется.
Давайте вспомним прогулку в осенний лес.
Г) Работа в группах.
- На основе своих наблюдений докажите, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу?
Д) Рассказ учителя.
Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе.  Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества.
Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями.  Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.
- Почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы.
Е) Работа парами « с соседом по плечу».
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Назови соседу животных, которых можно увидеть в почве.
Ж) Беседа.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения и т.д4. Этап первичного закрепления знаний.
А) - Обратимся к полученным на уроке знаниям.
Работа в группах. (Тренажёр к уроку) .- Сейчас вы обсудите в группах выбор правильных ответов, выберите правильный, а потом мы проверим ваш выбор.
Каким образом животные принимают участие в образовании почвы?
Шаг1 .Что делают животные с землёй?
Никакого отношения животные не имеют к образованию почвы .Рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений.
Откладывают запасы пищи .Шаг 2. Когда эти животные гибнут, то:
Сами становятся частицами почвы.
Их останки превращаются в горные породы .Их уносит потоками воды.
Связывает ли почва в единое целое живую и неживую природу?
Шаг 1. Как пополняются запасы почвы?
Животные почвы прокладывают ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений.
Их восстанавливают животные .Сами восстанавливаются .Шаг 2. Какая роль бактерий?
Прокладывают ходы для перемешивания почвы.
Они не принимают участия в пополнении запасов почвы .Превращают остатки растений в перегной.
Почему кроты приносят пользу почве?
Шаг 1. Копая глубокие ходы, кроты:
Прячутся от дневной жары.
Закапывают запасы еды.
Выбрасывают на поверхность землю .Шаг 2. Чем ценна выброшенная земля?
Она богата кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.
В этой земле содержатся вредные насекомые.
Она богата на алмазы.
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
Работа по учебнику
Рассмотрите рисунок слоёв земли. Обратите внимание на слой почвы. В нем на разной глубине находятся корни растений.
Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым – подземные воды, а желтым – слой горных пород.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
А)
Сказала лопата:  Земля - чтобы рыть.  Ботинки сказали:  Земля - чтоб ходить. А люди сказали:  Земля - чтобы жить. А. Тетивкин
- Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
- Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва, и какие существуют цепи питания.
- Проверить полученные знания на уроке вы сможите с помощью теста.
Тест к уроку: «Как образуется почва»
Вопрос №1
Что грызут личинки майских жуков?
Майских жуков .Кротов .Корни одуванчиков .Муравьёв.
Вопрос №2
Основа образования почвы – это:
Живые организмы .Живая и неживая природа .Неживая природа .Горные породы Земли .Вопрос №3
Каких животных можно увидеть в почве?
Кротов, муравьев, дождевых червяков.
Зайцев, медведей.
Дождевых червяков, белок, муравьёв .Кротов, муравьёв, лис.
Вопрос №4
Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием?
Солнечного тепла .Ветра.
Воды .Солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов .Вопрос №5
Что такое почва?
Природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре Верхний плодородный слой земли .Тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.
Извержение раскаленных, огненных потоков особого вещества.
- Сделайте самопроверку, по ответам на ИД, и оцените себя по критериям:
«5» - без ошибок; «4» - 1ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - 4 и более ошибок.
Б) Домашняя работа.
Рассмотреть рисунок и написать, какую пользу приносят природе животные почвы.
7. Этап рефлексии учебной деятельности.
А) — А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!»
Давайте будем беречь планету, Во всей вселенной похожей нету!
- Почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет. (Высказывания учеников)
Б) ( «солнышко»)
- Нарисуйте свое настроение в конце урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ).
HYPERLINK "http://infourok.ru/webinar" \t "_blank"