Презентация по технологии на тему Одежда и декоративно-прикладное творчество коренных малочисленных народов Приморья. Региональный компонент (5-8 классы)


Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов ПриморьяРегиональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов Содержание Методические рекомендацииМеста проживанияТрадиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчестваОдежда коренных жителей Приморского краяОбувьДекоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностьюДекоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского краяНанайцыБольшим разнообразием отличались головные уборыНанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полойОдежда нанайских женщинТрадиционная женская одежда нанайцевОдежда из рыбьей кожиМужской костюмНанайский костюм на выставке в музеяхСовременная женская одежда в национальном стилеНародный костюм в живописи и графикеОдним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицыНанайская обувьВ своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы 21. Декоративное искусство нанайцев 22. Нанайцы. Работы орнаментального искусства23.Прикладничество в предметах быта24. В современном нанайском декоративном искусстве25.Удэгейцы26. Удэгейцы. Повседневная одежда27. Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно28. Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» 29. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде)30. У всех удэгейцев также была отличительная кожаная шапочка 31. Этнической особенностью является причёска удэгейцев 32. Узоры наши много что значат 33. Национальные особенности костюма в живописи и графике34. Орочи. Декоративное искусство 35. Тазы 36. Традиционная одежда тазов 37. Прическа и головной убор тазов38. Рефлексия.39. Информационные ресурсы Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качестве регионального компонента.Цель работы: ознакомление с одеждой и декоративно – прикладным творчеством коренных малочисленных народов Приморья.Информационно - иллюстративный материал может демонстрироваться для формирования эстетической компетентности и расширения кругозора и познавательной активности учащихся 5-8 классов, их мотивированности к самостоятельной учебной работе при выполнении творческих работ на внеклассных мероприятиях и уроках технологии разделов «Рукоделие» (виды швов, аппликация, вышивка), «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий».Включены: рефлексия, информационные ресурсы.Рекомендуется просмотр «Показ слайдов». Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представленыудэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.)эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края). Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов;полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками. Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый.Основа мужского и женского костюма – халат, в качестве украшения использовалась аппликация.Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов и отличается своеобразной красотой. Одежда коренных жителей Приморского края  - подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени.Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок.Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей.В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру. Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Современные обувь из рыбьей кожи Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Ремесла подразделялись на мужские и женские Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины, особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации, которое находило применение прежде всего в оформлении одежды.При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение. Удэгейские, нанайские и орочские  женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды На рубеже XIX-XX веков в традиционной национальной одежде и орнаментике нанайцев, удэгейцев и тазов произошел коренной перелом, связанный с внедрением шелковых ниток и фабричных тканей. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета.Орнамент имеет некоторые особенности и делится на 4 вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты и т.п.   Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Плетение и художественной обработкой изделий из бересты . Нанайцы (самоназвание: нани-«местный», «здешний человек»), гольды -устаревшее название В Приморском крае РФ живут на восточном берегу реки Уссури (в Пожарском районе). Причёски Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. УкрашенияЖенщины носили 1 или несколько серебреных серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебреные или железные браслеты и серебреные или костяные кольца. Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила войлочная или берестяная коническая шляпа (Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета). Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Охотники носили маленькие шапочки, размером с тюбетейку и пришитыми маленькими орнаментированными ушками. К макушке шапки пришивали султан из беличьего хвоста. Под шапку надевали шлем из белой ткани (орнаментированный вышивкой или аппликацией) для защиты от комаров и мошки, и снега зимой шею охотника (в зимней шапке). Шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее. У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Старинная свадебная шапка Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат для повседневной носки обычно шили из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шёлковые и легкие парчовые двусторонние ткани с многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти материалы завозились в города и села, но в связи с дороговизной таких тканей, применяли хлопчатобумажные ткани или цветной подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Борта халата и подол отделывались широкими цветными каймами. Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Одежда подразделялась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, для погребения.Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы (причем широкая левая пола заходит за правую- застежкой на правом боку), кимонообразный крой, пояс, с длинные рукава. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой (на вате или меху -бараньем, лисьем, или из различных мехов - "меховой мозаики") сшитый из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу 2-3 халата. Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбьей кожи, 2- головной убор из бересты. 3 - обувь. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин - из тканей темных тонов.Халаты для молодых женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничныеЖенские халаты были несколько длиннее мужских. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Женское платье с национальным орнаментом Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзади. XIX в. Ткань, аппликация, вышивка Женская национальная одежда Нанайцев На белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье. Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи Халат детский из рыбьей кожи. Автор Чикуэ Золонговна Киле. 1981. Кожа кеты, ткань, аппликация из искусственной кожи Халат из натуральной рыбьей кожи. Нанайцы, низовья Амура, нач. ХХв. Носить - не сносить Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и летняя, сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в современный европеизированный костюм. Рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Мужской рабочий костюм. Нач. XX в. Дальневосточный край. Нанайцы Одежду и обувь для охотников и рыбаков изготовляли из различных шкур и кож таёжных животных, некоторые предметы этих комплектов одежды были из тканей. Носили также тканевые верхние и нижние халаты из сукна, замши, ноговицы, меховые шапки-капоры. Нанайский костюм на выставке в музеях Детский нанайский халат Нанайцы Современная женская одежда в национальном стиле Народный костюм и творчество в живописи и графике Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи (носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов). Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей. Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой: вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски. Рукавицы. Х/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг. Рукавицы. X/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг. Нанайская обувь Обувь из рыбьей кожи собгома ота отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Обувь из рыбьей кожи нанайцы рисовали красками узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь носили с коротким меховым чулком. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Обувь состояла из своего рода сапог - «ута», из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи). Обувь женская. Камус, х/б нитки. Мозаика. 1960-е гг. В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы Важное место занимали тамбурный и гладьевой шов, петельчатый шов и различные обметочные швы, «елочка», «козлик», шов лапками, позднее заимствованный от русских крестик. В скреплении отдельных деталей между собой или при нашивании отдельных фигур на фон -употребляли простую и парную строчку, выполнявшуюся в древности вручную, позднее на машинке. Нагрудник нанайский. Вышивка Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация Нанайцы. Нач. XX в. Вышивка, аппликация. Нанайцы. Нач. XX в Декоративное искусство нанайцев отличается особенным пристрастием к яркой одежде. На их одежде и других предметах продолжает встречаться 4 типа орнамента: облаковидный, зооморфный, растительный и геометрический.3 основных способа нанесения орнамента: тиснение, резьба и аппликацияУ нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Фрагмент халата – мотив «Древо жизни» Фрагмент халата. По подолу – вышивка «хэрэ бэгдини» (лапки лягушки) А.А. Самар. Олень. Нанайский орнамент Л.У. Пассар. Родовое дерево. Нанайский орнамент Нанайцы. Работы орнаментального искусства 1, 2, 3. Ходжер Л.Н. Фрагмент панно. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района4. Ходжер Л.Н. Фрагмент детского коврика. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген 1. Ходжер Л. Н. Выкройка детского халата Ткань, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района2. Киле Л.Г. Праздничная обувь для девочки. Ткань, мех, кожа Аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района3. Ходжер С.С. Детский праздничный халат. Спинка Ткань, аппликация, вышивка. с. Верхний Нерген Нанайского района4. Бельды Л. Д Заготовка для женского халата. Горловина. Ткань, вышивка с. Троицкое Нанайского района5. Кимонко М.Г. Рамка для фото Ткань, аппликация, вышивка с. Дада Нанайского района Нанайцы. Прикладничество в предметах быта Среди традиционных ремёсел была развита выделка женщинами шкур животных, шитьё одежды и обуви (из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб, шкур, волокон конопли или крапивы), вышивка, плетение корзин и циновок и другое.Основным поделочным материалом для изготовления домашней утвари были дерево (резные ложки) и береста. Работы нанайских мастериц В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки Нанайский ковёр УДЭГЕЙЦЫ (Самоназвание: удэхэ, в прошлом назывались «лесными людьми») Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края, село Красный Яр. В 2010 году долина реки Бикин. Семья удэгейцев в повседневной одежде в промысловый костюме Удэгейцы. Традиционной одеждой мужчин был халат из рыбьей кожи «аму тэгэ», часто оформленный цветными узорами или орнаментом. К концу XIX века рыбья кожа почти полностью была вытеснена суконной, шерстяной, шёлковой и хлопчатобумажной тканями фабричного производства. Удэгейские халаты по покрою сходны с монгольской и чжурчженьской одеждой и относятся к запашному типу кимоно.Зимой бедные удэгейцы носили ватные халаты или шубы из шкур диких животных, а зажиточные имели шубы из бараньего меха, которые приобретали у купцов. Повседневная одежда Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» Удыгейцев всегда привлекала красивая одежда и украшения, этому уделялось особенно много внимания.В прошлом одежда «лесных людей» с её традиционными вышивками (гладьевый шов ) служила своеобразным паспортом. По украшениям можно было определить род и национальность человека.Одежду обычно дополняли прямоугольные или полукруглые карманы.Обильно украшенная одежда дополнительно украшалась разнообразными металлическими подвесками и раковинами каури. Все мужчины и женщины очень любили украшать себя серьгами, браслетами и кольцами. Некоторые женщины украшали серьгами уши (по 4 в каждое ухо) и нос, продевая их в правую ноздрю, реже в носовую перегородку. Одежда мужская. Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы. 1950-е гг. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде) в селе Красный Яр Пожарского района принял участие в праздновании 10-летия общины коренных малочисленных народов «Тигр». Артист Борис Галкин в селе Красный Яр (Приморский край) на фестивале коренных малочисленных народов Приморского края «Бикин зажигает звезды». У всех удэгейцев также была отличительная кожаная шапочка богдо с беличьим, соболиным хвостиком или красным шнурком на макушке. Удэгейская шапочка копу Этнической особенностью является причёска удэгейцев, состоявшая из двух кос, свисавших вперёд с плеч.Отличие женской причёски от мужской заключалось лишь в том, что у женщин было специальное накосное украшение, скреплявшее волосы на затылке. Мужчины, как и женщины волосы заплетали в две косы, перегибали их и плотно обвязывали красным шнурком Узоры наши много что значат: это речка, может быть, это утки, это облака… Традиционная композиция строилась на использовании больших по размеру, очерченных широкими чёрным или красным контуром, фигурных ромбов. Для удэгейского декоративного искусства характерны лишь геометрический и растительный орнамент. Облаковидный орнамент у них в чистом виде не встречается. Зооморфный же встречается как редкое исключение. Одним из способов украшения угэдейского костюма и бытовых изделии, выполненных из рыбьей кожи, являлась ручная роспись заостренными костяными палочками различных размеров Бубен кисеты Традиционный узор можно рассмотреть на берестяном удэгейском клатче. Традиции удэгейского искусства сохранились и продолжают жить более всего в женском искусстве. Одежда мужская. Фрагмент. Х/б ткань, шелк Вышивка, аппликация. Удэгейцы. 1950-е гг. Нарукавник. Фрагмент. Х/б ткань, шелк. Вышивка. Удэгейцы. Нач. XX в. Национальные особенности костюма в живописи и графике Орочи (Самоназвание: орочили). Декоративное искусство Проживают в Приморье У орочей на их одежде и других предметах продолжает встречаться облаковидный вариант орнамента, зооморфный, растительный и геометрический. Тазы (название этого народа означает «инородцы») Большая часть из них сейчас проживает в Ольгинском районе Приморского края. Традиционная одежда тазов относится к восточно-азиатскому типу, без плечевых швов Основной материал — хлопчатобумажная ткань. Повседневная мужская и женская одежда распашного покроя, на застежках. У мужчин — куртки, нательная и верхняя на подкладке. У женщин — халат или куртка и нагрудник-передник 6-угольной формы.Зимой носили длинный халат на вате с двойной запашной левой полой и стоячим воротником; поверх халата надевали распашную по центру куртку.Женщины до родов носили светлую, яркую одежду, после рождения ребенка — темную. Детская одежда также включает куртку, штаны и нагрудник 4-угольной формы с карманчиком, в который клали в качестве оберега Сцуден мозжечок из свиной головы. Оберегом служила полоска орнамента в виде зигзага. Свадебная одежда тазов: халат невесты красного цвета, халат жениха черного цвета и круглая шапочка. Траурная одежда была белого цвета. Украшения - браслеты, кольца, серьги - делались из золота, серебра или меди. Прическа и головной убор тазов В культурной традиции тазов находит отражение связь волос с силой, разумом и памятью. Значение причесок у тазов связано с магической силой: особое отношении к волосам, прическам и связанным с ними атрибутами.Прическа зависела от пола и возраста: маленьких детей стригли, затем волосы отращивали, мальчикам заплетали 3 косички, во время женитьбы косу со лба срезали, а боковые заплетали в одну. Женские прически тазов различались по возрасту и положению в семье: - девочки заплетали 2 косички, - замужние женщины распущенные волосы закручивали жгутом в шишку Летом на голову надевали берестяные, конические или плетенные из соломы шляпы, Зимой носили меховые или матерчатые на вате шапки. Рефлексия Я узнала…Мне было интересно…Я запомнила…Я научилась…Теперь я смогу… Информационные ресурсы http://primorie.do.am/blog/agzu_derevnja_korenykh_udygejcev_primorja/2014-03-09-410http://primkray.ru/content/udygeitsy-lesnye-lyudi09403.khstu.ru›studentsbooks/region…material…exz…ru.wikipedia.org›wiki/Удэгейцыarcticportal.ru›index.php/НАНАЙЦЫhttp://nanaiskiy.narod.ru/foto.htmlhttp://samogo.net/articles.php?id=3110http://subscribe.ru/group/ya-sdelayu-sebya-sama/5100473/http://berendeyka.info/lesnye-rasteniya/dikorastushhie-rasteniya-v-pitanii-tazov.htmlhttp://berendeyka.info/dary-lesa/produkty-pitaniya-kak-osnova-zdorovya-tazov.htmlhttp://berendeyka.info/raznoe/produkty-morya-moreprodukty.htmlhttp://berendeyka.info/dich/produkty-zhivotnovodstva-i-oxotnichego-promysla-v-zhizni-tazov.htmlhttp://berendeyka.info/narodnaya-medicina/lekarstvennye-rasteniya-iz-narodnoj-apteki-tazov.htmlhttp://berendeyka.info/narodnaya-medicina/kapusta-belokochannaya-v-praktike-vrachevaniya-tazov.htmlhttp://berendeyka.info/narodnaya-medicina/lechebnoj-praktiki-tazov.htmlhttp://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=76&ed=1&text= картинки фото малочисленных http://russiasib.ru/russiasib.ru/tazy/