Статья Условия формирования проектно-исследовательских умений младших школьников


Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС
Анализируя свою деятельность (в конце 1 класса) я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
С целью преодоления этих проблем мною была выбрана программа «Юный исследователь», в основе которой лежит проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Почему именно это направление?
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Проектно-исследовательская деятельность определяется Стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы НОО. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
 Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения учителя – это интегрированное дидактическое средство развития, позволяющее вырабатывать и развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования и исследования (проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, представление своих результатов, поиск и отбор нужной информации, практическое применение школьных знаний в различных ситуациях, выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проекта, проведение исследования).Какое место занимает проектно-исследовательская деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, этот вид деятельности учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектно-исследовательской деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Исследование – бескорыстный поиск истины или неизвестного.
Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Целью проектной деятельности является реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. Т.е., в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование.
К важным положительным факторам проектно-исследовательской деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении учебных задач происходит из-за наличия в проектно-исследовательской деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора;
развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода в решении учебных задач к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата;
формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектно-исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Какие проекты реализовали за 2 класс?
В рамках уроков литературного чтения – в разделе «Краски осени» и в разделе «?», провели мини-исследование «Как рисовать с помощью слов» и «Как писать стихи». Результат – сборники стихов «Краски осени», «Любимой маме» (на уроке ИЗО в теме «Портрет» рисовали портреты мам, дополнили сборник), написание сказок для альбома «Русский лес».
В рамках уроков окружающего мира – реализованы мини-проект «Домашняя аптечка» (лекарственные травы), долгосрочный проект «Как школьнику сберечь здоровье?» (по каждому времени года), итоговые уроки по ОМ и технологии в конце учебного года, проект «Времена года» (техника коллажа + поделки из различных материалов, использование различных материалов в оформлении).
В рамках внеурочной работы – курс «Разговор о правильном питании»: творческий проект «Меню школьника» (составление меню для детского кафе); творческий проект «Что надо есть, чтобы быть здоровым» (техника коллажа); «Что такое бутерброд?» (знакомство с историей бутерброда, его видами и изготовление бутербродов, угощали учителей); курс «Я познаю мир» (ЦПБ): выпуск творческого альбома «Русский лес» (объединили с альбомом «Домашняя аптечка» и дополнили сказками о животных и о Феврале)
Двухнедельный проект «Вселенная творчества» , посвященный 60-летию первого полета человека в Космос. Результат – оформление выставки, выпуск газеты, проведение экскурсий для классов начальной школы.
4 человека участвовали в конкурсах исследовательских проектов («Мои первые открытия», «Первый шаг в науку», «Новоуральские звездочки»)
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод проектно-исследовательской деятельности наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектно-исследовательской деятельности существенно отличается от традиционного обучения.
Благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности:
повышается вероятность творческого развития учащихся;
естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;
развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;
укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между взрослым и ребёнком,
дети на занятиях испытывают истинную радость и от самой работы, и от её результатов,  
открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.