О реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 87 г. Уфы. Из опыта работы.


О реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 87 г. Уфы. Из опыта работы.
Степанова С.Н.
Педагог – психолог, учитель начальных классов – детей с ОВЗ
МБОУ СОШ №87
Одна из задач школы, в которой обучаются дети с ОВЗ - предложить ученику и его семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и помочь ей сделать выбор. Для решения этой задачи предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Составление индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
возрастом ребенка;
состоянием здоровья;
уровнем готовности к освоению образовательной программы;
особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом специалистов образовательных учреждений;
возможностями образовательного учреждения удовлетворить специальные и особые образовательные потребности детей;
возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;
возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия ребенком дома;
наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других образовательных учреждений.
Координации деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов этого школы. Координатор по инклюзии — это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования. В МБОУ СОШ №87 координатором является председатель школьной ПМПК. Основная цель работы координатора—обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.
Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, облегчает понимание потребностей ребенка и семьи и планирование индивидуального образовательного маршрута.
Деятельность школьной ПМПК по разработке и корректировке ИОМ проводится в рамках заседаний.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного маршрута и дополнительных программ развивающей, коррекционной и реабилитационной работы;
оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Плановые консилиумы проводятся 3—4 раза в год. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога, педагога-психолога или одного из работающих с ребенком специалистов).
Поводами для внепланового консилиума являются выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т. п.
Задачами внепланового консилиума являются:
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе — каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);
коррекция направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).
Приведем пример разработки специалистами ПМПК образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ МБОУ СОШ №87:
1. Первичный прием специалистами ПМПК и рекомендации ПМПК по определению образовательного маршрута. Оформление листа ИОМ.
Например,
Индивидуальный образовательный маршрут (фрагмент)
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________ (3 класс)
на 2014-2015 учебный год
Направление работы/
специалист
Кол-во часов в неделю Время проведения Используемые программы, технологии
(пример) Форма проведения занятия Ф.И.О. специалиста
Психологическая помощь
(педагог - психолог)
1 ч
1ч По согласованию
Чт. 14.30-15.00 Личностно-ориентированная технология в коррекционной работе младших школьников
Индивидуальная
Групповая Педагог - психолог
Дефектологическая, логопедическая помощь (учитель -дефектолог, учитель - логопед)

3 ч Пн., ср., пт.
14.00-14-45
Песочная терапия Групповая Учитель-логопед
Общеразвивающая и учебная подготовка (воспитатель и учитель)
3 ч Пн. 15.00-15.45
Ср. 10.15-11.00
Чт. 12.10-12.55 Программа коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Групповая Учитель
Другое 1ч По согласованию Проект «70 добрых дел – к 70- летию ВОВ» Индивидуальная Классный руководитель

В соответствии с данным ИОМ обучающийся с ОВЗ в течение года посещает дополнительные индивидуальные, групповые занятия у педагога-психолога, учителя-логопеда, участвует в проектах в рамках внеурочной деятельности, посещает кружки.
2. Повторное ПМПК (динамическое). Проводится с целью оценки динамики развития регуляторной и эмоциональной сфер и оценки возможностей ребенка находиться в инклюзивной среде. С 2013 года в МБОУ СОШ №87 проводится расширенное заседание с приглашением специалистов ГБУ РМПКК, чьи рекомендации учитываются, находят отражение в виде дополнений в ИОМ. Специалисты ППМК имеют право оговаривать с родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации ребенка в школе, например, посещение ребёнком спортивных секций вне школы.
Таким образом, в процессе реализации ИОМ необходимо помнить, что организация деятельности может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в классе - неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ (например, ребёнок во второй половине года находится 1 месяц на реабилитационном лечении и др.)
Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными возможностями в МБОУ СОШ №87 обуславливается рядом условий:
-    осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
-    осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
-    активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
-    организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.