Презентация на тему :«Формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира при изучении раздела «Краеведение»


ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМетодическая разработка раздела программы(ОС «Школа 2100»«Окружающий мир»1 класс авторы: А.А.Вахрушев, О.в.Бурский, А.С. Раутиан)Тема: ««Формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира при изучении раздела «Краеведение» Разработала: учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ Воскресенская СОШ Кузнецова Галина Николаевна Образование: высшее Педагогический стаж: 27лет “Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто“ А. Сент-Дьердьи Актуальность Результат педагогической деятельности - успешность выпускника В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия: -между возрастающим объёмом информации, которой предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс. -между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников. предметную область снижение успеваемости необходимо проводить систематическую целенаправленную работу по развитию исследовательских умений детейнеобходимо познакомить обучающихся с этапами исследовательской работы Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся, развитию познавательных способностей. Исследования по данной проблеме Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогический метод современного обучения – эвристическая беседа. проблемное обучение И.Я. Лернера развивающее обучение В.В.ДавыдоваиД.Б. Эльконина,Л.В. Занкова. проектный метод Д.Дьюи Что означает термин «Исследование?»Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков : «Исследование – бескорыстный поиск истины». 50-80 гг) (Ожегов) А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир раздел «Что нас окружает» Исследовательская работа по разделу «Что нас окружает» 1.Город, в котором мы живём. «Моё село в прошлом и настоящем» :-«Мой дом»,- «Моя улица», 2.Город, в котором мы живём. «Люди села» 3.Учимся быть пешеходами. Транспорт прошлого и настоящего родного края. 4. Учимся быть самостоятельными в городе. Правила дорожного движения; знаки дорожного движения. 5. Заседание клуба «Умники и умницы». Игра «Азбука дорожного движения». 6. Хозяйство человека. Основные профессии людей живущих в посёлке; «Наш край богат талантами». 7. Хозяйство человека. «Что дает наш край стране». 8. Богатства природы. Красота окружающей природы, растения края (деревья, кустарники, травы). 9. Богатства природы. Разнообразный мир животных Воскресенского края. 10. Повторение и самостоятельная работа. Новизна Цели и задачи Цель:развитие исследовательских умений младших школьников через разработку системы исследований в курсе «Окружающий мир», внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс по образовательной системе «Школа 2100».Задачи: Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.Определить исследовательские умения, формируемые в курсе «Окружающий мир». Определить методы, формы, приемы, способствующие развитию исследовательских умений младших школьников. Планируемые результаты Предметные: Знать историю родного посёлка;основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий; основные виды транспорта(наземный, подземный, воздушный, водный)основные природные богатства и их роль в жизни человека;Уметьназывать окружающие предметы и их взаимосвязи;объяснять, как люди помогают друг другу жить;называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; Личностные: Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Метапредметные:Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Восприятие и освоение учебного материала обучающимися Наглядно-образное мышление Произвольное внимание изучение существенных признаков предметов и явлений; овладение их существенными свойствами; овладение законами их возникновения и развития - формирование умения ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый; формирование умения ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение Исследовательская деятельность основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи, умение самостоятельно действовать на этапах исследования , давать определения понятиям. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Проблемно-диалогическая (в основе лежит проблемный диалог побуждающего или подводящего типа) Технология продуктивного чтения (этапы работы с текстом) Технология оценивания Здоровьесберегающие Информационно-коммуникативные Игровые . урок (комбинированный, сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий); урок – исследования, урок – игра, урок – экскурсия,урок –путешествие и др. фронтальная групповая парная индивидуальная Технологии организации деятельности Формы организации учебного процесса: Виды деятельности учащихся, используемые при изучении данного раздела: «Исследовательский фартук» Использование художественной и научно-познавательной литературы Создание проблемных ситуации и обсуждение гипотез Наблюдение Творческое рассказывание Составление синквейнов Экскурсии Творческие задания с использованием музыки и живописи Учебные ролевые игры Дидактические игры Рассматривание пейзажей Методы проектов Речевые разминки Логические задачи(загадки, кроссворды) Методы Приемы Проблемно-диалогическая технология Постановка проблемы Побуждающий диалог Проблемная ситуация со столкновением мнений.«Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Подводящий диалог Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом. «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?» Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание. «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?» Фиксация темы урока. Фиксирование опорного сигнала.«Как кратко, графически или при помощи схемы записать тему урока?» Мотивирующий (прием «яркое пятно», прием «актуальность»). «Запишите предложение о том, чем сейчас занимается Никита». Поиск решения Планирование работы на уроке. «Используя задания учебника, кратко запишите план работы на уроке». Технология продуктивного чтения Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Работа с текстом во время чтения. Диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Технология оценивания образовательных достижений Основные этапы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.); защита проекта. Ученик…Определяет цель деятельностиОткрывает новые знанияЭкспериментируетВыбирает пути решенияАктивенСубъект обученияНесёт ответственность за свою деятельность.Учитель…Помогает определять …Рекомендует источники информацииРаскрывает возможные формы работыСодействует прогнозированию результатовСоздаёт условия для активности школьникаПартнёр ученикаПомогает оценить полученный результат, выявить недостатки.   В первом классе Ребёнок, накапливая представления обо всём, что его окружает, ощущает себя в предметном мире, что является нормальным условием полноценности его жизни. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя.Идёт формирование исследовательских умений: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Методика педагогов С. Броокшоу и С. Кейплан.«Волшебный фартук» Во втором классе формирую умения: осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические тексты, выделять в тексте главную мысль , пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках ; выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; описывать объект наблюдения, проводить классификации отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения. В третьем В четвёртом видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации; искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде. выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки и Интернет) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи. Поиск ответов на вопросы в четвёртом классе приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации (как традиционные, так и современные: книги, научные и научно-популярные журналы, источники на магнитных носителях, Интернет). Здесь было главным обучить учащихся правилам использования информационных массивов. Родители-единомышленники! Результативность Степень обученности по предмету Качество обучения по предмету Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр. 1. Умение формулировать проблему. 9,5% 23,8% 42,9% 66,6% 47,6% 9,5% 2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 14,3% 23,8% 14,3% 57,1% 71,4% 19% 3. Умение формулировать и задавать вопросы. 14,3% 33,3% 71,4% 57,1% 14,3% 9,5% 4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать. 14,3% 23,8% 71,4% 66,6% 14,3% 9,5% 5. Умение делать выводы и умозаключения. 9,5% 14,3% 38% 57,1% 52,4% 28,6% 6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента. 0% 14,3% 28,5% 52,4% 71,4% 33,3% Уровни овладения детьми исследовательской деятельности (контрольный этап) Заключение.Исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:формирует исследовательские умения; способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени. Основным принципом являются строки: «Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать в рукахПослушать…Понюхать…И может быть попробовать на вкус…О, сколько всего я смогуНайти самостоятельно!» Спасибо за внимание,до новых встреч!