«Формирование познавательных УУД посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе»

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)

Итоговая работа
по курсам повышения квалификации по ИОЧ
вариативный блок
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка»
(Сроки прохождения обучения 19.01.2015 г.23.01.2015 г.)

«Формирование познавательных УУД посредством проектной деятельности
на уроках иностранного языка в начальной школе»



Выполнила:
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»
c.Кинель-Черкассы
Тюрина Оксана Николаевна




Самара, 2015
Пояснительная записка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.
Исходя из вышеизложенного, целью данного проекта является:
Описание моего педагогического опыта по формированию познавательных УУД с помощью проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» ).
Задачи проекта:
- пробуждение интереса к изучению иностранного языка;
- повышения уровня коммуникативных навыков и умений в различных видах деятельности;
- развитие личности ребенка, его интеллектуальных и познавательных способностей;
- создание дополнительного пространства для общения.


Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;
4) коммуникативный.

Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.
В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.
Познавательные универсальные действия включают:
- общеучебные,
- логические,
- постановку и решение проблемы.


При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом
Общеучебные УУД
Логические УУД

1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников
1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем
2.постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2.синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

3.Распределение ролей
3.определение основной и второстепенной информации;
3.выдвижение гипотез и их обоснование.

4.Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)
4.структурирование знаний;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
4.подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;

5.Промужуточное обсуждение ,работа над структурой проекта
5.поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
5.доказательство

6.Защита проекта, презентация
6.выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза,оценка, прогнозирование возможных ошибок)
7.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
 



Роль учителя заключается в подготовке обучающихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи при планировании работы, в текущем контроле и консультировании. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы.

Критерии оценок проекта:
- Самостоятельность работы над проектом;
- Полнота раскрытия темы;
- языковая грамотность;
- артистизм и выразительность выступления;
- использование средств наглядности.

Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов

Этап обучения
Вид
проекта
Тема
Предметные результаты
Личностные результаты

Начальный этап обучения.
2 класс
Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием), арт-технологии.
Любая изучаемая тема устной речи
(Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои. Продукты. В магазине. и т. д.)
Сделай книгу "The ABC"
Сделай смешную закладку-загадку
Книга о друге
Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей
Развитие креативных способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей.

3 класс
 
 
 
 
 
 
4 класс
Творческие проекты(с использованием песен, стихов, драматизации).
Исследовательско-информационные проекты.
1.Внешность.
1. Мои любимые сказочные герои.
2.Эти странные инопланетяне.
3. Как разнообразен мир людей.
Меню лесной школы
Урок - ролевая игра "День рождения".
1.Изготовление открыток и подарков.
2.Пожелания на ИЯ.
3. Концертный номер подарок на ИЯ(стихи, песни, сценки,игры-конкурсы, кроссворды и т. д.)
4. Диалоги о Дне рождения.
5. Конкурсы на ИЯ.
Новый год и Рождество в разных странах.
Новогодние игрушки.
Соревнование
"Who is the best cook?".
1.Конкурс оформленных рецептов (меню).
2. Изготовление блюд с комментированием
3. Диалоги речевого этикета (угощение, приглашение, выражение мнения, благодарность).
4. Конкурс на лучшее блюдо и лучшего знатока ИЯ.
5.Награждение.
"Школа моей мечты".
1.План школы.
2.Расписание уроков.
3.Описание школы мечты.
4. Правила для учащихся и учителей.
"Визит в волшебную страну"
"Напиши свою сказку"
"В Журнале мод"
Освоение правил речевого и неречевого поведения. Освоение начальных лингвистических представлений. Расширение лингвистического кругозора. Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.
Умение инициировать учебное взаимодействие:
Вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить комромисс.
Навык интервьюирования.Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. . Умение уверенно держаться во время выступления.
Артистичиские умения.
Учебная самостоятельность


УМК «Enjoy English» под редакцией М.З. Биболетовой содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность.
В начальной школе учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые с открытой явной координацией внутриклассные и внутришкольные; мини-проекты, краткосрочные и проекты, которые выполнялись в течение месяца. При работе над проектами используются следующие виды деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в группах. Процесс обучения английскому языку в начальной школе построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта.

Приведу примеры некоторых проектов.

2 класс

Тема: «Английский букварь»
Цель: повторение букв английского алфавита и закрепление знания алфавита
Продукт: книжка об алфавите

Ход проекта

Повторение букв английского алфавита. Сравнение их с буквами русского алфавита. Коллективный поиск и обсуждение ответов на вопросы учителя:
Как по-английски называется букварь?
Зачем люди учат алфавит?
Чем отличаются заглавные и строчные буквы, их применение?
Каково происхождение алфавита?
Сколько букв в русском и английском алфавитах?
Почему английские буквы похожи на русские по написанию и различаются по произношению?
Дома дети готовят свои буквари, подбирают к каждой букве картинки, начинающиеся с данной буквы.
На презентации учащиеся представляют свои буквари.


Тема: «Животные»
Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков
Продукт: кроссворд
Ход проекта

-В ролевой игре «Учитель-Ученик» учащиеся повторяют слова по теме «Animals», используется постер по данной теме.
-Ученики решают кроссворд из рабочей тетради к учебнику «Enjoy English ».
-Учитель объясняет, как составить кроссворд.
-Ученики составляют свои кроссворды.
-Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде.
-Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.
В начальной школе работа по составлению и применению кроссвордов проводится аналогично и при изучении других тем («My body», «Weather» и т.д.). Примерные задания: найди слова по теме «Животные».



Творческий проект

Тема: «Meet my family»
Продолжительность: 2 урока
Цель: развитие творческих способностей учащихся
Продукт: выставка творческих работ

Ход проекта

-Учащиеся знакомятся с текстом, в котором дано описание семьи.
-Учитель ведет беседу с учениками, обращает внимание учащихся на содержание текста.
-Ученики работают в парах по вопросам, записанным на доске.
-Ученики составляют свои рассказы в письменном виде, используя образец. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся.
-На следующем уроке каждый ученик выступает со своей работой перед классом.
-Затем учащиеся готовят выставку из своих творческих работ.

3 класс
Тема: «Happy Birthday»
Продолжительность: 1 урок
Цель: формирование умения подписывать поздравительную открытку
Продукт: открытка

Ход проекта

-Учащиеся знакомятся с образцами поздравительных открыток.
-Учитель обращает внимание детей на составные части открытки: обращение, основная часть, концовка.
-Дети выбирают наиболее понравившийся им образец открытки.
-Ученики, пользуясь образцом подписывают свои поздравительные открытки.


Тема: «My favourite sandwich»
Цель: активизация лексики по изученной теме
Продукт: рецепт

Ход проекта

-Ученики знакомятся с рецептом приготовления бутерброда.
-Используя образец, учащиеся устно составляют рецепты приготовления любимых бутербродов.
-Учитель входит в пары и оказывает необходимую помощь.
-Учащиеся получают домашнее задание: написать рецепт приготовления любимого бутерброда.
-На следующем уроке ученики рассказывают классу свои рецепты.


Тема: «St.Valentine’s Day»
Продолжительность: 1 урок
Цель: формирование умения подписывать валентинку
Продукт: валентинка

Ход проекта

-На уроке учащиеся знакомятся с образцами валентинок.
-Учитель обращает внимание на форму и содержание поздравительной открытки такого типа.
-Ученики выбирают наиболее понравившийся вариант и подписывают свои валентинки для того, чтобы подарить их 14 февраля своим друзьям.



Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы.
Проектная технология позволяет учителю работать над развитием у обучающихся умений учебной деятельности: выполнять проектные работы, создавать баланс индивидуальной и групповой работы на уроке, проводить анализ деятельности, развивать умения работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения (от мини-проектов в начальной школе до стратегий учебы).
Выполнение проектов, представленных в УМК «Enjoy English» дает возможность реализовать основные идеи стандарта нового поколения.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
6. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.

7. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000 г.

8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/
Иностранные языки в школе - №№ 1,2,4 – 2000 г.
еђ Заголовок 115