Педагогическая мастерская «Повышение качества образовательного процесса при использовании ИКТ»


«Педагогическая мастерская «Повышение качества образовательного процесса при использовании ИКТ»Модернизация системы школьного образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности учителя. Всевозрастающая изменчивость мира, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, требует от педагога готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий. особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
Цели использования информационных технологий:
1.     Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
 развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
 развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
 подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса:
 повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
 выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Задачи использования икт на уроках:
создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;
осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
повышение качества обучения.
Направления использования ИКТ.
В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
наглядное представление объектов и явлений микромира;
изучение производств химических продуктов;
моделирование химического эксперимента и химических реакций;
система тестового контроля
подготовка к ЕГЭ.
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Формы использования ИКТ.
1 Использование готовых электронных продуктов
2 Использование мультимедийных презентаций
3 Использование ресурсов сети Интернет
4 Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
5 Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
6 ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)
Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для ученика:
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.
для учителя ИКТ дают:
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Информатизация химического образования
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена концентрическая система. При переходе на концентрическую систему обучения произошло значительное увеличение объема учебного материала, подлежащего усвоению на II ступени (в 8-9 классах). Но количество часов, выделяемых учебным планом школы, сокращено. Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые:
с одной стороны, способствовали бы формированию устойчивой положительной мотивации, а с другой стороны, обеспечивали бы выполнение государственного стандарта химического образования,
формировали бы общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке. При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.
Цель применения компьютера на уроке химии – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
Примеры использования икт на уроках химии:
Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями (многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).
обработка результатов эксперимента.
разработка методических программных средств (выпущены диски «икт на уроках» с методическими материалами учителями)
разработка педагогических программных средств различного назначения.
разработка web-сайтов учебного назначения.
использование internet-ресурсов.
коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
Качество ресурсного обеспечения
Важное значение в обучении химии имеет  химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. 
Учебное оборудование представлено учебно – наглядными пособиями:
Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности , приборы;
Модели объектов;
Печатные пособия;
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер
В настоящее время предлагается много лазерных дисков с обучающими программами по химии. Ознакомление со всевозможными мультимедийными ресурсами привело меня к мысли, что использование их в полном объёме ограничено чужой логикой, оторвано от конкретного собственного видения целей и задач урока, от уровня детского коллектива. Это - одна из немаловажных причин, почему я взялась создавать собственные презентации уроков и использовать возможности интерактивной доски.
Перечень форм Икт по химии:
создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8 – 11 классов:созданы презентации по темам - «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;
Тематические разработки уроков с электронными презентациями, видеофрагментами и заданиями для работы на интерактивной доске по основному курсу химии по программе Габриеляна О.С.
«Химия - наука о веществах», 7(8) класс
По теме «Атомы химических элементов» 8 класс: «Образование ионов. Ионная химическая связь», «Ковалентная неполярная химическая связь» с видеофрагментом, «Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь», «Металлическая связь», «Обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов».
По теме «Изменения, происходящие с веществами», 8 класс: «Реакция разложения», « Реакция соединения» с видеофрагментом, «Реакция замещения», «Реакция обмена» с видеофрагментом, «Признаки и типы химических реакций. Обобщающий урок» с двумя видеофрагментами.
По теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 8класс: блок уроков «Теория электролитической диссоциации» 8 класс: «Растворение, как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты» «Электролитическая диссоциация. Ионы», «Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты», «Основные классы химических соединений с точки зрения ТЭД»; уроки «Химические свойства кислот», «Химические свойства оснований», «Химические свойства солей».
использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;
использование Интернет-ресурсов:Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентовМир химииChem Net: портал фундаментального химического образованияКоллекция «Естественно-научные эксперименты»: химияХимия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химииХимия для школьников: сайт Дмитрия БолотоваШкольная химияЭлектронная библиотека по химии и техникеОрганическая химия: электронный учебник для средней школы;
проведение виртуального химического эксперимента;
моделирование химических процессов и явлений;
решение расчетных и экспериментальных задач;
осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных web-страниц, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе 8 – 11 классов и создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».
Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:
определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;
классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;
физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);
химические свойства веществ, с уравнениями реакций;
значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);
нахождение веществ в природе;
получение веществ в лаборатории и в промышленности;
интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).
То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках химии позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
работать в интерактивном режиме;
визуализировать учебную информацию;
визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;
проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта
Позитивная динамика/стабильно высокий уровень обученности
Учебный год % качества
2006-2007 41
2007-2008 47
2008-2009 57
ИКТ на конкретном уроке.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока
как способ создания проблемной ситуации,
как способ объяснения нового материала,
как форма закрепления изученного,
как форма проверки домашнего задания,
как способ проверки знаний в процессе урока.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Возможности презентаций:
1.     Демонстрация фильмов, анимации.
2.     Выделение (нужной области).
3.     Гиперссылки.
4.     Последовательность шагов.
5.     Интерактивность.
6.     Движение объектов.
7.     Моделирование.
Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?
На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями: (за три года)
1       Повышение качества образования по химии с 59% до 66%,
2       Повышение познавательного интереса к предмету:
Ø Увеличился процент учащихся, выбирающих для сдачи итоговой государственной аттестации предметы химии и биологии.(2004-05 уч.год -  8 учащихся 9, 11 классов, 2005-06 уч.год – 11 учащихся 9, 11 классов, 2006-07 уч. год – 18 учащихся 9,11 классов).
Ø Каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров районного конкурса учебно – исследовательских работ (2004-05 уч. год -  3 участника, 1 призер, 2005-06 уч.год – 4 участника, 1 победитель и 1 призер, 2006-07 уч. год – 6 участников, 1 победитель, 3 призера).
Ø  В течение  2-х лет (2005-06, 2006-07 учебные года) учащиеся гимназии становятся победителями и призерами районных олимпиад по химии и биологии, участниками областной олимпиады по биологии.
Ø Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.
3       Повышение уровня информационной культуры (ведется мониторинг учебно-информационных умений и навыков. Отслеживается уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации в том числе с помощью средств):
Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски.
Без сомнения, неотъемлемой частью химии является эксперимент. На традиционных уроках учащиеся делают практические работы, целью которых является изучение свойств веществ с помощью наблюдений. При проведении опытов учащиеся наблюдают только внешний эффект взаимодействия и выражают произошедшие с веществами изменения в виде уравнений, как известно, условно с помощью химических формул и математических знаков. Почему одни химические реакции происходят, а другие нет? Что происходит с атомами и молекулами при химических реакциях? Чтобы это увидеть, нужно заглянуть совсем в другой мир - микромир, реально он закрыт. Не каждый обладает способностью к абстракции. Вот я и решила параллельно с демонстрациями опытов показать, как устроен этот мир атомов, что происходит с атомами и молекулами при химических реакциях с помощью рисунков, анимации и звуковых эффектов, используя электронные презентации и работу на интерактивной доске.
Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: и красочность, и разный эффект входа, перемещения и выхода объектов. С помощью графики и анимации можно показать, как постепенно появляется структурная формула вещества, как последовательно происходит уравнивание сложных реакций; можно изобразить механизм химических реакций: какие химические связи рвутся, а какие образуются вновь, как при этом реагирующие молекулы ориентируются друг с другом; можно показать, с какой скорость проходит реакция.
Таким образом, интерактивная доска даёт несравненно большие возможности совместной деятельности учителя и учеников по сравнению с традиционной доской:
урок с интерактивной доской более насыщен наглядностью и информацией,
способствует повышению интереса, внимания на уроке, дает возможность экономить учебное время, проверять быстро и эффективно домашние задания, углублять знания:
при изучении химических реакций с помощью конструирования молекул на интерактивной доске совершенствуются знания по видам химической связи;
на таком уроке можно вернуться к прошедшей ранее на уроке информации;
современная интерактивная доска создаёт особый дух сотрудничества на уроке, я бы сказала, комфорт. Интерактивная доска - это красиво.
Существуют взаимодействия учитель - компьютер, ученик - компьютер и учитель - ученик. Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель – компьютер – ученик. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать её соученикам. Никакие доклады и сообщения не могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость – я смог сделать сам!
Направления применения интерактивных досок в образовании:
1. Презентации, демонстрация и моделирование
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
2. Повышение активности учеников на уроке.Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
3. Увеличение темпа урока.Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Результаты исследований стали основой для исследования такой инновации как использование интерактивной доски на уроках химии.
В эксперименте участвовали 54 учеников за период их обучения в 8 и 9 классах. На протяжении двух лет изучения химии с использованием возможностей интерактивной доски позволило в большей мере развить у детей представления о строении вещества, о механизмах химических реакций. На уроках используется не только презентации учителя, но и творческие и исследовательские работы учеников, представленные  в виде  слайдов, а также создание кроссвордов и ребусов
В работе за счет использования средств интернет: «Цифровые образовательные ресурсы», и т.д., урок обогащается наглядным материалом, в том числе видео и анимационного характера, особенно по вопросам нахождения веществ в природе, роли химии в жизни общества. Результатом работы можно назвать стабильно высокие знания учеников о свойствах веществ, их использование человеком, умение составлять формулы веществ и химических уравнений, решать задачи, проводить химические опыты.
Уровень качества знаний при обучении химии за последние 5 лет был невысок,     наблюдалось некоторое снижение качества знаний по годам.
За период использования интерактивной доски видим стабильность качества знаний и не только учеников тех классов, которые  участвуют  в работе эксперимента.
Олимпиада 8 класс шк.11 
Качество знаний учащихся 8-9 классов
Класс, количество учащихся 8 кл 2007-2008 уч. год,  в % 9 кл 2008-2009 уч.  год, в %
 «А»,   26 58 60
 «Б»,   27 64 66

left000Опыт  показал, что работа с интерактивной доской  улучшает восприятие материала учащимися. Дети  считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной  или с печатным раздаточным материалом. Во время обучения был проведен опрос среди  84 учеников школы, с целью выяснить, что вызывает интерес к уроку химии. Причем ученики могли давать несколько ответов на заданные вопросы.
Интерактивная доска как инновационное решение вопросов обновления материальных ресурсов актуальна особенно на уроках химии.  Её использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации.
Наряду с позитивными моментами обнаруживаются и некоторые проблемы: освоение интерактивной доски требует много времени; появляющиеся все новые и новые программы требуют осознанного, грамотного выбора предлагаемого материала;
 Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Мультимедиа ЭОР - английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
ЭОР - это самое сложное и самое важное направление информатизации.
Государство выделило средства, провело конкурс и уже реализует комплектацию для всех школ страны пакета лицензионного ПО, который начал поступать в школы страны с января 2008 года*. Что касается пакета программ, то список включает 29 позиций и занимает 11 страниц, поэтому я не буду зачитывать их. На каждый продукт выкуплена лицензия на 3 года, причем она распространяется не только на программы, установленные в школах, но и на те, которые учителя могут установить на свои домашние компьютеры.
В пакет входят:
2 оперативные системы - Microsoft Windows XP Pro и Microsoft Windows Vista 2007;
офисные пакеты Microsoft Office 2003 и Microsoft Office Enterprise 2007;
средства программирования - Pascal, Turbopascal, C++ и так далее;
графические пакеты для создания как растровой, так и векторной графики;
средства работы с текстами (распознавание и верстка);
средства управления школой (бухгалтерия, расписание); web-дизайн.
Также имеется диск с примерами ЭОР нового поколения, чтобы люди сразу смогли бы ознакомиться с ними, скачать программное окружение и знали, по каким адресам обращаться для обновления. Все это по школам РФ распространяется совершенно бесплатно. Что касается авторства, то здесь за основу был взят государственный образовательный стандарт. А перечень ПО для школ регламентирован специальным распоряжением Правительства РФ №1447 от 18.10.2007-р «О приобретении для образовательных учреждений программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения и дополнительный пакет специализированного программного обеспечения, а также о внедрении системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся».
Типы ЭОР.
Первый - текстографические ресурсы, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках.
Второй тип - моноформатные ресурсы, которые составляют, например, Единую образовательную коллекцию НФПК*. Сюда относятся аудиозаписи, видеофрагменты, картины - словом, все, что выполнено в одном формате.
Наконец, третий тип - мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедиа» означает «много средств». Обычный мультимедийный плеер на самом деле может воспроизводить и текст, и графику, и музыку, и видео, но - по очереди. Точно так же и мультимедийные коллекции содержат наборы самых разных ресурсов, но в отдельный момент мы используем только что-либо одно. А вот мультимедийные ЭОР могут одновременно воспроизводить сразу несколько разных файлов, причем все они интерактивны. По существу идет воспроизведение фрагмента реального мира, то есть формируется виртуальная реальность. С этими объектами вы можете желать то же, что и в реальном мире - рассмотреть, повернуть, заставить действовать, управлять и так далее.
В чем же отличие ЭОР от учебников? Традиционная парадигма образования включает три обязательных компонента: получение информации, практика и аттестация. Подобный подход существует уже не одно тысячелетие, и появление компьютера здесь ничего не меняет. Резонно задать вопрос, а какова же другая парадигма образования? В качестве примера можно вспомнить фильм «Матрица»: надел шлем, запустил подходящий файл, и через несколько минут ты уже все знаешь и умеешь. Правда, пока мы до этого не дошли, но тут лишь дело времени. Так вот, книга может поддержать только один компонент - получение информации. А вот мультимедийные ЭОР способны охватить все компоненты, выполнить любое виртуальное задание, осуществить любой контроль как с участием преподавателя, так и без, контроль на тренажерах и так далее. То есть эти ресурсы минимум в три раза мощнее учебников.
На сегодня по 10 предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс сделано 10000 учебных модулей - то есть примерно по 1000 на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое покрытие, которое позволяет вести учебный процесс. К тому же постоянно разрабатываются все новые и новые вариативы.
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) открыт для доступа уже с лета 2007 года, его адреса - www.fcior.edu.ru и http://eor.edu.ru. Все желающие могут зайти туда и скачать то, что им нужно, из 10000 модулей.
Кем и как контролируется качество учебного материала ЭОР? Не повторят ли они судьбу обычных учебников, которых очень много, но все они вызывают массу нареканий?
- После того как ресурс сделан, он проходит проверку по техническим и содержательным качествам, на соответствие программе и современным научным требованиям, и сдается во ФЦИОР. Но вспомните, учебнику ведь 500 лет, и до сих пор в книгах немало ошибок, погрешностей, опечаток, а то и ложных фактов. Что же требовать от электронных ресурсов, которым лишь пару десятилетий?
ЭОР включает в себя интерактивный мультимедиа контент. Поэтому и требования к настройкам и установленному программному обеспечению должны быть соответствующими.
На компьютере, где установлена только ОС Windows и Office, невозможно воспроизвести ЭОР нового поколения и увидеть фрагмент виртуальной реальности. Для того чтобы можно было работать с модулями, необходимо предварительно установить на компьютере небольшой инсталляционный пакет. В частности, в него входят плеер для воспроизведения модулей и органайзер - то, что вы уже скачали однажды, остается у вас на компьютере, в локальном хранилище, чтобы потом вы не тратили трафик и пользовались этим в любой момент.
На самом деле требования к компьютеру для нормальной работы с ЭОР довольно терпимые - их можно найти на сайте
ФЦИОР или на том инсталляционном диске, который поступит в школы. Собственно говоря, подойдет любой компьютер, выпущенный после 2003 года. Впрочем, подойдет и более ранняя модель при условии, если по тем временам она была достаточно современной.
Опыт использования современных образовательных ресурсов:
1) Использование видеофильмов.
Тематические видеофильмы используются мной на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определённой части урока.
2) Использование видеоопытов на уроке.
С 2009 года я начала использовать в своей работе мультимедийные образовательные ресурсы. Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся с 8 по 11 классы, о которых говорится в школьных учебниках. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:
Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
Демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях
Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторых химических реактивов для школы. Приобретение реактивов стало дорогим удовольствием.
В последние годы появилась ещё одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видеоопыты помогают решить эту проблему. (Демонстрация видеоопыта «Непрочность ацетиленидов металлов»).
В тоже время основные обязательные школьные эксперименты обучающиеся выполняют сами, так сказать в «живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом».
Каковы инновационные качества ЭОР?
 Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
 К новым инновационным качествам ЭОР относится:
 1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации (демонстрация информационного модуля 007и «Превращение веществ – явления физические и химические»);
практические занятия (демонстрация практического модуля 008п, лабораторная работа «Признаки химических реакций»);
аттестация (контроль учебных достижений) (демонстрация контрольного модуля 008т, тест по теме «Чистые вещества и смеси».)
2 интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения.
3.озможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удалённых пользователей.
Преимущества использования ИКТ:
Делают обучение более эффективным;
Способствуют индивидуализации обучения;
Повышается мотивация обучения;
Активизируется познавательная деятельность учащихся;
Обеспечивается оперативность и объективность контроля;
Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
Повышается интерес к изучаемому предмету.