ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАМНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Доклад
на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТехническиХ средств обучения и педагогических програмных средств в учебно-воспитательном процессе

Подготовила Колосова Д. Г.
Технические средства обучения (ТСО)– совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т. п.
Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.
Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный.
На эпизодическом уровне ТСО используются учителем от случая к случаю.
Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания.
Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.
И это, пожалуй, первое и главное правило в использовании ТСО в процессе обучения, ведь правильное их использование позволяет знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни и многое другое.
Раскроем содержание понятия «программные педагогические средства вычислительной техники».
С одной стороны, программные педагогические средства – это пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам. Таким образом, мы определили место программных педагогических средств в составе программного обеспечения компьютера. С другой стороны, – это дидактические средства, предназначенные для различных целей обучения: формирования знаний, умений и навыков.
С позиций программной реализации к числу программных педагогических средств могут быть отнесены компьютерные обучающие программы (они, в свою очередь, могут быть подразделены на информационные, контролирующие, моделирующие, демонстрационные, тренажерные, комбинированные и другие), экспертные системы учебного назначения, компьютерные игры и другие. Отметим, что при определенных условиях на занятиях по различным предметам могут использоваться инструментальные программные средства, такие как текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и тому подобное.
ППС - это педагогические программные средства, которые обладают реальными преимуществами по сравнению с бумажными носителями информации и просто электронными материалами.
1. Педагогические программные средства являются не только экономически выгодными, но и более понятными для современной молодежи;
2. С развитием науки и техники учебная информация может изменяться быстрыми темпами. Интернет-ориентированные электронные учебники можно легко обновлять, не неся при этом существенных затрат.
3. Педагогические программные средства предполагают большое количество и высокое качество иллюстративных материалов (рисунки, графики, карты, схемы, фотографии, видеофрагменты, звуковые ряды, интерактивные модели, тренажеры, 2D-, 3D-анимации), что будет способствовать высокому уровню эффективности обучения.
4. Педагогические программные средства позволяют объективно и достоверно определять уровни учебных достижений учащихся, что достигается с помощью многовариантных многоуровневых тестов, задач, тренажеров.
5. Эффективность работы преподавателя повышается, увеличивается составляющая творческой работы. Преподаватель может дополнять, модифицировать, корректировать учебник с учетом возрастных, психологических, социальных и региональных условий.
Важными моментами в реализации поставленных целей является высокий уровень выполнения информационно-технического обеспечения с использованием современных IT
Итак, технические средства обучения (ТСО)– совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации, а программные педагогические средства – это пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам. И то и другое помогают существенно улучшить качество учебного процесса.