Урок Сервировка праздничного стола


Тема урока: Сервировка праздничного стола.
Цель: - научить правилам и последовательности сервировки праздничного стола;
- дать умения приемам складывания салфеток.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с понятием «сервировка стола».
- Научить правилам и последовательности сервировки праздничного стола.
- Дать знание и умение приемам складывания салфеток.
Коррекционные:
- Коррекция и развитие памяти (коротковременный, долговременный)
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, планирующая функция мышления)
- Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук во время выполнения практической работы.
- Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное), путем выполнения дидактических упражнений, практической работы.
- Работать над речевой деятельностью на уроке.
- Формировать у обучающихся навыки самостоятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе, чувство гармонии и красоты.
- Прививать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировки стола.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дид. материалы урока
- скатерть, полотняные и бумажные салфетки, набор посуды для сервировки, столовые приборы, приборы для специй, фужеры, стаканы.
- Презентация «Сервировка праздничного стола»
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Тип урока - комбинированный
Ход урока
Организационная часть.
Зашли, поприветствовали присутствующих.
Добрый день. У нас сегодня необычный урок, у нас – гости. И вам представится счастливый случай показать, как вы умеете думать, рассуждать, делать выводы.
Присаживайтесь.
Гости... Какие ассоциации возникают на это слово?
( Когда мы ждем гостей нам весело, радостно, мы ожидаем встречи, а также нам суетливо).
Замечательно, настроение у вас хорошее.
Нервно - психическая подготовка.
Но для того, чтобы начать работать надо провести гимнастику для ума.
Давайте по разгадываем загадки – головоломки «Друдлы»
( на доске поочередно вывешиваются 3 друдла)
Повторение пройденного материала.
- Какую большую тему мы с вами изучили?
( Мы изучили тему «Питание»)
- Какую практическую работу мы выполнили на прошлом уроке?
( На прошлом уроке мы составляли праздничное меню)
Проверка домашнего задания.
Ваша задача, выполнить задание «Не ошибись». Из предложенного списка, нужно выбрать те блюда, которые подойдут к праздничному меню.
Салат «Натали»
Огурцы соленые
Фруктовая нарезка
Суп, борщ
Торт
Рулетики с сыром
Запеченная кура
Запеченный картофель
Жаренная рыба
Овощная нарезка
Салат «Оливье»
Котлеты
Чай
Основная часть
Сообщение темы урока.
Чтобы узнать тему нашего урока, выполнение задания «Исключи лишнее» в каждом столбике, есть одно лишнее слово.
Суп, салат, праздник, бутерброды, хлеб.
Математика, стол, русский, география.
Разделочная доска, сервировка, терка, кастрюля.
У нас 3 лишних слова – праздник, стол, сервировка.
Может кто-то из вас составит название темы из этих слов?
Тема: Сервировка праздничного стола.
Сегодня на уроке мы должны сервировать праздничный стол.
Знать:Уметь
- правила и последовательность- сервировать праздничный стол
сервировки праздничного стола- складывать разными приемами
салфетки
- оценить работу на уроке самооценкой
И еще у вас на партах лежат памятки «Моя самооценка». В конце урока каждый из вас должен оценить себя, поставить оценку.
Словарная работа:
Сервировка стола -
Эстетичная сервировка -
Изучение нового материала.
С любовью накрытый стол – это, как в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому больше знаний и могут накрывать стол также красиво и со вкусом. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать приемы пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным.Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от явств, но не создает ощущение праздника.
- По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол?
(День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т.д.)
- Какие торжества бывают?
(Семейные, официальные)
Работа в тетрадях.
Что же такое сервировка?
Сервировка стола – это подготовка стола для приёма пищи.
Эстетичная сервировка – соответственно форме стола, скатерти, салфетки.
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать мероприятию – строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок.
- отражать тематическую направленность праздника (Новый год, День рождения)
- быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками
- все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
Давайте подумаем и скажем что нам необходимо, чтобы засервировать стол? (Скатерть, столовые приборы, тарелки, салфетки....)Последовательность сервировки праздничного стола
Главное в праздничной сервировке стола – создание особой атмосферы, соответствующей приему.
Стол будет выглядеть празднично, если его засервировать изящной посудой, серебряными столовыми приборами, а для напитков будут поданы хрустальные бокалы.
Составление инструкционной карты
Накрывают стол скатертью.
Расставляют тарелки. (Тарелка для закусок, на нее ставят мелкую на расстоянии края стола 1,5-2см, затем на расстоянии 5-15см слева от закусочных тарелок ставят пирожковую)
Раскладывают столовые приборы. (Справа от тарелок кладут нож, слева вилку)
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду. (Посуда: фужеры, стаканы ставятся за тарелкой дугой или боком)
Необходимый штрих к сервировке – полотняная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут ее на закусочную тарелку, или в бокал.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
ФизминуткаА теперь подробнее о предметах сервировки:
Скатерть
Сервировка праздничного стола начинается со скатерти. Скатерть- это платье стола. Первое упоминание о скатерти на Руси встречается в «Смоленской грамоте» в 1150г. Скатерти с узорами появилась только в XII веке. Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Скатерть должна быть белая или однотонная, лучше пастельных тонов, тщательно отглаженная. Красивые и аккуратно постеленные скатерти придают столу праздничный вид. Концы скатерти должны свисать примерно на 25-30см, а с торцов прямоугольного стола – чуть больше. И белые, и цветные скатерти украшают стол.
- Размер скатерти должен соответствовать размеру стола.
Скатерть правильного размера должна полностью накрывать стол, но в то же время быть удобной для сидящих за столом.
- Скатерть должна подходить к посуде, приборам.
Белая скатерть предоставляет полный простор для выбора оформления стола. На ней великолепно смотрится любая посуда, и стол может быть украшен любыми цветами.
Важно помнить о сочетании цвета столового белья и посуды. Например, пестро «цветочный» сервиз очень выигрывает на однотонный скатерти, особенно если цвет скатерти находит отклик в рисунке сервиза.
- Скатерть должна отвечать поводу праздника.
В особо торжественных случаях традиционной является белая скатерть с хорошо подобранными салфетками.
Нежные пастельные тона и тонкая структура подчеркнут романтичность встречи.
Для веселых и шумных праздников можно постелить скатерть и салфетки с яркими цветами и контрастными узорами.
Когда скатерть расстелена, расставляют стулья точно друг на против друга и таким образом, чтобы каждому сидящему за столом было достаточно места.
Тарелки
Тарелка появилась в 12-13 вв. в Европе до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба.
Напротив сидения стула каждого гостя ставят тарелку для закусок или вторых блюд, а на нее мелкую тарелку, на расстоянии 1,5-2см от края стола. Затем на расстоянии 5-15см слева от закусочных тарелок ставят пирожковые тарелки.
Столовые приборы
Серебряная ложка на Руси появилась в X веке.
Нож стал столовым прибором в XV веке. Нож был остроконечным – нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять.
Вилка появилась в 11 веке. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.
Количество используемых приборов зависит от меню. Справа от тарелок кладут ножи и столовую ложку, слева – вилки. Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами – 0,5 см.
Стеклянная посуда
Издавна непременным атрибутом праздничного стола являются различные напитки. Для их употребления используют стеклянную и хрустальную посуду. Стеклянная посуда (фужеры, бокалы) ставится за тарелкой, справа от ее оси, параллельно продольной стороне стола, а также другой или боком. Бокал, который используют первым, стоит крайним справа.
Если не хватает одинаковых столовых приборов и посуды, можно на одном конце стола ставить посуду одного цвета, на другом – иного.
Украшение праздничного стола
Цветы – важный элемент украшения стола. Размещают цветы, как правило, в центре или на краю стола. Букеты цветов должны быть небольшие, в широких вазах. Их высота не должна превышать 25см, чтобы не заслонять гостей друг от друга, не мешать беседе, и иметь резкий запах.
Салфетки
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка украшает стол. На тарелку ставят или кладут красиво сложенные салфетки.
Можно использовать бумажные салфетки. Салфетки складывают по 10-12 штук в вазочки или салфетницы, ставят на стол из расчета 1 ваза на 4-6 человек.
Далее учащимся предлагают просмотреть слайды с различным оформлением столов к празднику.
Показ сервировки стола учителем
Закрепление изученного материала
Работа в парах
Выполнение тестового задания
1. К столовым приборам относятся:
А) кружка;
Б) нож;
В) молочник;
Г) вилка;
Д) салатник;
Е) ложка.
Ответ: б;г;е.
2. При сервировке стола вилку кладут:
А) справа от тарелки зубцами вверх;
Б) слева от тарелки зубцами вверх;
В) справа от тарелки зубцами вниз;
Г) слева от тарелки зубцами вниз;
Д) в специальную укладку.
Ответ: б.
3. При сервировке стола салфетки кладут:
А) в кольцо;
Б) в стакан;
В) на закусочную тарелку;
Г) слева от тарелки;
Д) справа от тарелки.
Ответ: а;б;в.
4. Праздничный стол накрывают:
А) белой скатертью;
Б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
В) цветной клеенкой;
Г) цветной скатертью;
Д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
Ответ а,г.
К столовым приборам относятся:
Практическая работа по бригадам и текущий инструктаж учителя.
На столе у меня весь урок стоит папка со знаком «Внимание!»
Что мы упустили?
Правила ТБ с острыми и колющими столовыми приборами.
Осторожно обращаться со столовыми приборами.
Не есть с ножа.
Передавать нож или вилку ручкою вперед.
Показ способов складывания салфеток:
«Пирамида»
«Веер» по образцу.
А теперь делимся на две бригады, и каждая бригада из имеющейся посуды попробует засервировать стол.
Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка праздничного стола».
Учащиеся расставляют посуду, приборы, красиво складывать салфетки по образцу.
Заключительная часть.
Подведение итога урока.
Что сегодня выполняли на уроке?
Какими приемами необходимопри сервировке стола?
Чему еще научились на уроке?
Самооценка. Учащиеся оценивают себя памяткой.
Домашнее задание. Вклеить инструкционную карту в тетрадь и зарисовать сервировку праздничного стола.
Рефлексия.
Мы по – разному завершаем работу на уроке. Сейчас давайте поделимся своим хорошим настроением.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его гостям!
Улыбнитесь – это ж просто!
Лучик солнца – это вам!