Консультация для педагогических работников Основные принципы работы с программным обеспечением для создания электронных образовательных ресурсов Smart Notebook


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
0 Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат №24 среднего (полного) общего образования о ткрытого акционерного общества «Российские железные дороги» Консультация для педагогических работников «Основные принципы работы с программным обеспечением для создания электронных образовательных ресурсов SMART Notebook » Автор: Казаков В.А., заместитель директора школы - интерната № 24 ОАО «РЖД» по информационно - коммуникационн ым технологиям г. Тайшет, 2014 год 1 Введение. Ни для кого не секрет, что в настоящее время современные информационные технологии уже прочно вошли в образовательный процесс . Технический процесс не стоит на месте, стремительно развиваются современные технические, компьютерные, мультимедийные средства обучения и воспитания школьников. В настоящее время практически в каждом учебном классе школы - интерната оборудовано автоматизированное рабочее место педагога, установлена интерактивная доска, п роекционное оборудование. Но к сожалению полноценно использовать это имеющееся учебное оборудование пока еще умеют не все педагоги. В связи с этим мы начинаем консультации по доступному и качественному использованию имеющихся средств обучения в образовател ьном процессе. И сегодня мы говорим об основных принципах работы с интерактивной доской. Интерактивная доска ‬ это мощный инструмент в организации образовательного процесса. Используя программное обеспечение, входящее в состав интерактивной доски, мы мож ем использовать в своей деятельности готовые (найденные в сети Интернет) цифровые образовательные ресурсы; создавать собственные электронные образовательные ресурсы и затем пользоваться ими; дополнять свои учебные занятия яркими из ображениями, аудио - и вид еоматериалами ; сохранять результаты своей работы и обмениваться ими с коллегами либо рекомендовать итоговый учебный материал ученикам в качестве дополнительного материала к урокам. Кратко рассмотрим, что же входит в состав комплекта интерактивного оборудов ания. Во - первых, это само полотно интерактивной доски. Размеры досок бывают разные, но это никак не влияет на ее функциональность. Это аналогично размеру экрана вашего компьютера или ноутбука. Для того, чтобы доска работала в качестве интерактивной, необхо димо ее соединение с компьютером, который будет обрабатывать все функциональные задачи и действия пользователей. Поэтому в учебном кабинете, где установлена интерактивная доска, должно быть оборудовано минимум одно автоматизированное рабочее место. Все объ екты визуализируются на доске при помощи мощного мультимедийного проектора. Как правило конкретная модель проектора входит в комплект с каждой разновидностью доски. Кроме этого на доске вы видите такие инструменты как маркер(ы). В зависимости от типа доски маркер может быть один или несколько. В качестве дополнительного, но не обязательного к наличию оборудования, выступает принтер, документ - камера. 2 Для того, чтобы интерактивная доска выполняла свои функции, необходимо специальное программное обеспечение. Т аковым является ПО SMART Notebook , позволяющее реализовать основные функциональные возможности доски, создавать и использовать ЭОР. С данной программой мы как раз и будем сегодня работать. На каждом рабочем месте учителя, в каждом учебном кабинете, оборудованном интерактивной доской , уже установлено это программное обеспечение. Поэтому вам не придется терять время, связанное с вызовом технического специалиста и дополнительной установкой программ. Сейчас рассмотрим, из каких основных компонентов сост оит SMART Notebook . Меню. В меню содержатся все команды, которые можно использовать для управления файлами и объектами. Пункты меню могут иметь один или несколько уровней. Панель инструментов. Панель инструментов позволяет выбирать и использовать различные команды. Кнопки инструментов упорядочены в панелях. Панель «Действия» включает кнопки, позвол яющие искать и изменять файлы : 3 Панель «Подключаемые модули». При установке таких инструментов как SMART Notebook Math Tools и SMART Respo nse, справа от панели «Действия» п оявляется дополнительная панель. Панель «Инструменты» включает кнопки, позволяющие создавать базовые объекты на страницах и работать с ними: Контекстуальная панель. При нажатии одной из кнопок на панели «Инструменты», появляется дополнительная панель кнопок. Например, при выборе инструмента «Перо» появляются следующие дополнительные кнопки: По умолчанию панель инструментов появляется в верхней части окна SMART Notebook. Однако ее можно переместить в нижнюю часть окна, нажав кн опку «Переместить панель инструментов вверх/вниз» : Это удобно в тех случаях, когда учащиеся не могут дотянуться до панели инструментов, расположенной вверху. Вкладки. На вкладке «Галерея» содержится графика, фоновые рисунки, мультимедийные материалы, ф айлы и страницы, которые вы можете 4 использовать в своих уроках . Чтобы открыть вкладку «Галерея», нажмите кнопку «Галерея» : На вкладке «Вложения» отображаются файлы и ссылки на веб - страницы, вложенные в текущий файл. Что бы открыть вкладку «Вложения», нажмите кнопку «Вложения» : Вкладка «Свойства» позволяет изменять формат объектов, таких как цифровые чернила, фигуры, линии, текст и таблицы. В зависимости от выбранного объекта, вы можете изменять:  цвет, толщину и тип линий;  про зрачность и эффекты заливки объектов;  тип шрифта для текстовых объектов;  анимацию объектов. 5 На вкладке «Свойства» отображаются только опции, доступные для выбранного объекта. Чтобы открыть вкладку «Свойства», нажмите кнопку «Свойства» : Вкладка «Надстройки» позволяет работать с надстройками SMART Notebook, включая мастер создания занятий . Чтобы открыть вкладку «Надстройки» , нажмите «Надстройки» : Панель вкладок можно переместить с одной стороны окна SMART Notebook на другую, нажав з начок «Переместить боковую панель» : 6 Область страницы. В области страницы отображается содержимое выбранной страницы в файле. Это область страницы, где вы можете создавать объекты и работать с ними : Теперь, зная расположение и назначение основных компонентов SMART Notebook , мы можем приступить к основным приемам работы с этим программным обеспечением. Создание файлов. Для того, чтобы начать работать с ПО SMART Notebook , необходимо создать начальный ф айл. При запуске программы новый пустой файл открывается автоматически. Однако новый файл может быть также создан в любое время. Для создания файла в ыберите пункт меню « Файл » - « Создать » : Если вы работаете с файлом, в котором имеются несохраненные изменения, появится диалоговое окно с вопросом о том, нужно ли сохранить текущий файл. О сохранении файлов мы поговорим чуть ниже. 7 Открытие файлов. Также в SMART Notebook вы можете открыть уже существующий файл, например, продолжая работать с создаваемы м ЭОР, либо открывая готовые сторонние ЭОР. Для открытия файла выполните следующее: 1. Нажмите кнопку «Открыть файл» на панели инструментов «Действия» либо выберите пункт меню « Файл » - « Открыть… » : Появится диалоговое окно «Открытие » . 2. Найдите и выберите файл. 3. Нажмите «Открыть» : Сохранение файлов. По завершении работы в SMART Notebook те файлы, в которые в процессе работы вами были внесены изменения, необходимо сохранить. По умолчанию SMART Notebook сохраняет файлы в формате *.notebook (г де * - имя файла, заданное пользователем) . Любой пользователь, у которого на компьютере установлено программное обеспечение SMART Notebook с может открыть такой файл . Сохранение нового файла . 1. Нажмите кнопку «Сохранить» на панели инструментов «Действия» либо выберите пункт меню « Файл » - « Сохранить » : 8 На экране появится диалоговое окно « Сохранение » . 2. Выберите папку для сохранения нового файла. 3. Введите имя файла в поле « Имя файла » . 4. Нажмите «Сохранить»: Сохранение существующего файла . Нажмите кнопку «Сохранить» на панели инструментов «Действия». Сохранение будет произведено автоматически без запроса дополнительных действий. Сохранение файла под новым именем или в новом месте . 1. Выберите пункт меню « Файл » - « Сохранить как… » : На экране появится диалоговое окно « Сохранение » . 2. Выберите папку для сохранения нового файла (в случае необходимости изменения месторасположения файла) и (или) введите новое 9 имя файла в поле «Имя файла» (в случае необходимости изменения имени файла). 3 . Нажмите «Сохранить» . Экспортирование файлов. Файлы можно экспортировать в следующие форматы:  Формат веб - страницы  Форматы изображений : BMP , GIF , JPEG , PNG  PDF  Используемый формат файлов интерактивных досок (CFF)  Формат презентации PowerPoint . Экспортирование файла в формате веб - страниц 1. Выберите пункт меню «Файл» - «Экспортировать как» - «Веб - страница… » . На экране появится диалоговое окно « Сохранение » . 2. Выберите папку для экспортирования файла. 3. Введите имя файла в поле «Имя файла». 4. Нажмите «Сохранить»: 10 Экспортирование файла в формате изображения 1. Выберите пункт меню «Файл» - «Экспортировать как» - « Файлы изображений … » . Появится диалоговое окно «Экспортировать файлы изображений» : 2. Нажмите кнопку «Обзор…» , и в диалоговом окне «Обзор папок» в ыберите папку, в которую нужно экспортировать файлы изображений. Нажмите кнопку «ОК» : 3. Выберите требуемый формат изображения из выпад ающего списка «Тип изображения» : 11 4. Выберите размер изображения из выпадающего списка «Размер» : 5. Нажмите кнопку « OK » . Экспортирование файла в формате PDF 1. Выберите пункт меню «Файл» - «Экспортировать как» - « В формате PDF … »: Появится диалоговое окно «Экспорт PDF» . 2. Для сохранения всей информации, расположенной на странице (страницах) нажмите «Вся страница» . 12 3. Дополнительно вы можете ввести текст в поля «Верхний колонтитул», «Нижний колонтитул», «Дата» . В случае наличия в файле нескольких страниц, можно остави ть флажок « Показ ывать номера страниц» , чтобы показывать номер каждой страницы. Введенные данные будут отображены в соответствующих местах на странице. 4 . В поле «Диапазон печати» в ыберите пункт «Все» , чтобы включить в экспортируемый документ все страницы файла или в ыберите пункт «Страницы» , чтобы включить избранные страницы, затем введите номера страниц в поле. Разделяйте номера страниц запятыми, а для указания диапазона страниц используйте дефис (например, 1,2,4 - 7). 5. Нажмите кнопку «Сохр анить» . 13 На экране появится диалоговое ок но «Сохранить как файл формата PDF» . 6 . Выберите папку для экспортирования файла. 7 . Введ ите имя файла в поле «Имя файла» . 8. Нажмите кнопку «Сохранить» . Экспортирование файла в формате PowerPoint 1. Выберите пункт меню «Файл» - «Экспортировать как» - « В формате PowerPoint … »: 14 На экране появится диалоговое окно « Сохранение » . 2. Выберите папку для экспортирования файла. 3. Введите имя файла в поле «Имя файла» . 4. В выпадающем поле «Тип файла» вы берите « Файлы PowerPoint 2007 (*.pptx)» или « Файлы Pow erPoint (*.ppt) ». 5. Нажмите кнопку «Сохранить» . Печать файлов. Можно напечатать все или выбранные страницы файла. Чтобы распечатать файл, выполните следующие действия: 1. Выберите пункт меню «Файл» - «Печать … ». 15 Появится диалоговое окно «Печать». 2. Для печати всей информации, расположенной на странице (страницах) нажмите «Вся страница» . 3. Дополнительно вы можете ввести текст в поля «Верхний колонтитул», «Нижний колонтитул», «Дата» . В случае наличия в файле нескольких страниц, можно оставить флажок «Показывать номера страниц» , чтобы показывать номер каждой страницы. Введенные данные будут отображены в соответствующих местах на странице. 4. В поле «Диапазон печати» выберите пункт «Вс е» , чтобы распечатать все страницы файла или выберите пункт «Страницы» , чтобы распечатать избранные страницы, затем введите номера страниц в поле. Разделяйте номера страниц запятыми, а для указания диапазона страниц используйте дефис (например, 1,2,4 - 7). 16 7. Перейдите на вкладку «Настройка принтера» . 8. Укажите другие параметры печати, такие как имя принтера, количество копий, необходимость печати в цвете, расположение информации на листе («Ландшафт»). 9. Нажмите кнопку «Печать» . 17 Работа с готовыми электронными образовательными ресурсами. Импортирование файлов ЭОР. Мы познакомились с интерфейсом программы SMART Notebook , узнали об основных приемах работы с программой и готовы начать использование существующих ЭОР и создание собственных обра зовательных ресурсов. В сети Интернет существует достаточно большое количество готовых ЭОР, созданных специально для работы с данной программой. Рекомендуем в ам обратиться к разделу сайта «Ресурсы Smart Technologies » http://www.smarttech.ru/resources.html , на котором , в разделе Smart Exchange , вы найдете большое количество готового контента дл я работы с интерактивной доской ( http://exchange.smarttech.com ) , а также дополнительные обучающие видеоуроки по использованию интерактивных досок SmartBoard и работе с ними ( http://www.smarttech.ru/videos.html ) . Для пользования ресурсами, расположенными на Smart Exchange , вам будет необходимо зарегистрироваться. Форма регистрации проста, не вызывает трудностей. Обязательное условие при регистрации ‬ наличие персонального адреса электронной почты для идентификации вас в качестве пользователя . Рассмотрим, каким образом можно загрузить готовый образовательный контент в SMART Notebook . Найдя необходимый ЭОР (например, в сети Интернет), сохраняем файл типа *.notebook в любой папке на своем компьютере, подключенном к интерактивной доске и с устано вленным ПО SMART Notebook . Открываем SMART Notebook и открываем необходимый файл (см. раздел «Открытие файлов»). Загрузка файла может занять некоторое время, в зависимости от объема вложенной в файл информации. После загрузки файла используем ЭОР. При н еобходимости можно произвести корректировку имеющейся на страницах файла информации. Кроме специальных файлов *.notebook , в ПО SMART Notebook также можно импортировать файлы PowerPoint (*. ppt , *. pptx ). 18 Для этого необходимо создать презентацию в PowerPoint либо, найдя необходимый ЭОР (например, в сети Интернет), со хранить файл PowerPoint в любой папке на своем компьютере, подключенном к интерактивной доске и с установленным ПО SMART Notebook . Далее выберите пункт меню «Файл» - «Импорт…» : На экране поя вится диалоговое окно « Открытие » . Выберите необходимый файл PowerPoint и нажмите кнопку «Открыть» : Начнется преобразование формата PowerPoint в формат, пригодный для работы с ПО SMART Notebook . Преобразование файла может занять некоторое время, в зави симости от объема вложенной в файл информации. После преобразования файла используем ЭОР. При необходимости можно произвести корректировку имеющейся на страницах файла информации. Перейдем сейчас непосредственно к созданию собственного продукта. 19 Создание страниц Для того, чтобы работать с объектами учебного материала, необходимо разместить их на чистую страницу файла. О том, как создать новый файл, вы уже знаете (см. раздел «Создание файлов»). Создав новый файл, мы имеем одну чистую страницу, в со держание которой можно добавлять необходимые для работы объекты. Однако не всегда для работы достаточно только одной страницы. В текущий файл вы можете добавить необходимое количество страниц. Для этого на панели инструментов «Действия» нажмите кнопку «Доб авить страницу» . Эта же кнопка имеется и внизу боковой панели. Вы можете использовать и ее. При нажатии кнопки после текущей страницы появится новая страница. При этом на панели инструментов «Действия» и в нижней части боковой панели становится активной кнопка (либо обе кнопки) «Предыдущая страница» и (или) «Следующая страница» , позволяющие перемещаться между страницами файла. Последующие нажатия кнопки «Добавить страницу» соответственно добавляют по одной пустой странице в текущий файл. При нажатии кнопки вкладки «Сортировщик страниц» отображается количество созданных эскизов страниц с их содержимым. 20 В случае необходимости вы можете удалить созданную(ые) страницу(ы), независимо от того, какое содержим ое находится на ней(них). Для удаления страницы необходимо на панели инструментов «Действия» нажать кнопку « Удалить страницу» . Эта же кнопка имеется и внизу боковой панели. Вы можете использовать и ее. При нажатии кнопки «Удалить страницу» происходит удаление выбранной страницы. Последующие нажатия кнопки «Удалить страницу» соответственно удаляют по одной выбранной странице из текущего файла. Если в процессе удаления страниц остается только одна страница, кнопка «Удалить страницу» становится неактивной. Также становятся неактивными кнопки «Предыдущая страница» и «Следующая страница» . Итак, вы научились добавлять и удалять необходимое количество чистых страниц вашего файла. Сейчас мы начнем работать непосредственно с содержимым страниц(ы). 21 И зменение фона страниц По умолчанию все страниц ы имеют белый фон. Однако при необходимости его можно изменить на другой цвет , задать несколько оттенков цветов, а также задать в качестве фона произвольный рисунок. Для изменения фона выберите пункт меню «Форм ат» - «Страница» - «Установить заливку фона…» или нажмите кнопку вкладки «Свойства» . При нажатии на вкладке «Свойства » будут отображаться варианты меню «Эффекты заливки» . Выберите один из необходимых вам вариантов заливки фона страницы. Сплошная заливка. Выберите пункт «Сплошная заливка» . После этого в палитре цветов выберите необходимый цвет фона страницы. 22 Градиентная заливка. Градиентная заливка позволяет использовать на странице полутона двух цветов. Выберите пункт «Градиентная заливка» . В палитрах цветов «Цвет 1» и «Цвет 2» выберите желаемые цвета фона. В поле «Тип» выберите желаемое расположение цветов на фоне страницы. Заливка по шаблону. Выберите пункт «Заливка по шаблону» . Выберите желаемый узор фона страницы. Вы можете изменить цвет узора. Для этого необходимо выбрать пункт «Цвет переднего плана» и в открывшемся окне «Цвет» выбрать необходимый цвет узора. Нажать кнопку «ОК» . 23 Заливка изображением. При заливке изображением в качестве фона может выступать любой графически й файл. Выберите пункт «Заливка изображением». Нажмите кнопку «Обзор…». В открывшемся окне « Вставить Файл изображения» выберите необходимый графический файл. Нажмите кнопку «Открыть» . В результате в качестве фона страницы вы получите выбранный рисунок. 24 Для того, чтобы отменить все варианты фона страницы, выберите пункт «Нет заливки» . Фон страницы станет белым. Фон распространяется только на указанную вами страницу файла. Для изменения фона следующей(их) страниц(ы) файла произведите указанные выше действия. При этом вы можете для каждой страницы выбирать индивидуальный вариант фона. Создание основных объектов Определившись с желаемым фоном будущих страниц, перейдем к созданию основных объектов. Это линии, фигуры, таблицы, текст, изо бражения. Использование цифровых чернил. Цифровые чернила ‬ это текст или объекты, нарисованные от руки с помощью инструмента SMART Notebook «Перо». Самый простой способ писать или рисовать цифровыми чернилами ‬ при помощи маркера(ов) интерактивной доски. Также вы можете создавать объекты при помощи инструмента «Перо». Для этого на панели «Инструменты» нажмите кнопку «Перья» . Как уже говорилось выше, при нажатии появляется дополнительная контекстуальная панель, имеющая отношение только к данному инструменту. 25 Рассмотрим назначение кнопок этой панели. 1 2 3 4 5 1. Кнопка « Типы перьев » . Позволяет писать или рисовать цифровыми чернилами с использованием нескольких типов пера. 2. Блок «Типы перьев». Позволяет выбрать один из основных цветов и (или) типов линии. 3. Кнопка «Цвет». Позволяет выбрать дополнительные цвета линии. 4. Кнопка «Тип линии». Позволяет выбрать толщину и тип начертания линии. 5. Кнопка «Прозрачность». Позволяет установить степень прозрачности линии. Как уже было сказано выше, «Перо» позволяет писать или рисовать цифровыми чернилам и с использованием нескольких типов пера. Типы пера выбираются путем нажатия кнопки «Типы перьев» на контекстуальной панели инструментов и выбор а одного из вариантов типа пер а: 1. Стандартное. Позволяет писать или рисовать с использованием различных цветов. 2. Каллиграфическое. Пишет тем же способом, что и «Стандартное», но толщина линии может изменяться. Удобно при обучении учащихся письму в начальных классах (активно только при подключении к интерактивной доске) . 3. Цветной карандаш. Пишет с эффектом цветного карандаша (или мелка). 4. Выделение. Пишет с эффектом маркера. 5. Художественное перо. Позволяет создавать пользовательские художественные объекты. 6. Волшебное перо. Пишет с эффектом стандартного пера, но надпись может исчеза т ь через заданный интервал времени. 7. Перо распознавания фигур. Пишет с эффектом стандартного пера, но ПО SMART Notebook преобразует рукописные линии в прямые и распознает начертанную геометрическую фигуру. Вы может е стирать элементы, созданные при помощи цифровых чернил. Для этого на панели «Инструменты» нажмите кнопку «Ластик» . В появившейся контекстуальной панели выберите желаемый размер ластика: Маленький ‬ Средний ‬ Большой . 26 Г еометрические объекты , созданные при помощи «Пера распознавания фигур», ластиком не удаляются. Для удаления таких объектов на панели «Инструменты» нажмите кнопку «Выбрать» . Нажмите на контур фигуры, необходимой к удалению. Вокруг фигуры появится контурная рамка. Выполните одно из действий (на выбор): 1) На панели «Действия» нажмите кнопку «Удалить» . 2) На клавиатуре нажмите кнопку « Delete ». 3) Нажмите на кнопку в правом верхнем углу контурной рамки выделенной фигуры. В появившемся меню выберите пункт «Удалить». 27 Создание лин ий. Для создания прямых линий и правильных дуг необходимо на панели «Инструменты» нажать кнопку «Линии» . В появившейся контекстуальной панели выберите необходимые дополнительные параметры линии (аналогично работе с цифровыми чернилами). Удаление объектов, созданных при помощи инструмента «Линии», производится аналогично удалению геометрических объектов, созданных цифровыми чернилами . Создание фигур. Для создания геометрических фигур используются 2 кнопки на панели «Инструменты» : «Фигуры» и «Правильные многоугольники». При выборе кнопки «Фигуры» появляется кон текстное меню с набором основных типов геометрических фигур, а также возможностью выбора цвета линии и заливки фигуры, типа линии, степени прозрачности фигуры. При выборе кнопки « Правильные многоугольники » появляется контекстное меню с набором основным типов многоугольников, а также возможностью выбора цвета линии и заливки фигуры, типа линии, степени прозрачности фигуры. 28 Удаление фигур, созданных при помощи инструмента «Фигуры» и «Правильные многоугольники», производится аналогично удалению геометрических объектов, созданных цифровыми чернилами. Создание текста. Для создания текста можно использовать как физическую клавиатуру компьютера, так и виртуальную к лавиатуру ПО SMART Notebook . Как правило, виртуальная клавиатура выбирается в случае отсутствия возможности работы с физической клавиатурой. Для выбора виртуальной клавиатуры нажмите на значок SMART Board в области уведомлений (в правом нижнем углу рабочего стола) и выберите пункт «Клавиатура». Появится окно «Экранная клавиатура», с которым вы можете далее работать так же, как и с физическим аналогом. При выборе любого варианта клавиатуры дальнейши е действия являются аналогичными. На панели «Инструменты» нажмите кнопку « Текст » . Откроется контекстное меню, в котором, аналогично текстовому редактору, возможно изменять начертание и размер шрифта, его стиль (полужирный, курсив, подчеркнутый), выравнива ние шрифта (по левому либо правому краю, в центре), прочие дополнительные параметры. Также доступно изменение цвета и прозрачности текста. Для начала написания текста нажмите в месте области страницы, где вы хотите разместить текст. Появится контурная рамка, обозначающая расположение текста. 29 Начните ввод текста. По завершении ввода нажмите в пустом месте области страницы. Контурная рамка исчезнет. В дальнейшем вы сможете редактировать текст, а также изменять его месторасположение на странице. Для этого нажмите в области текста. Возникнет контурная рамка. При необходимости отредактируйте текст. Для перемещения текста по странице поставьте курсор на границу контурной рамки текста. Курсор изменит свой вид на четырехнаправленную стрелку. Перетащите тек ст в нужную часть страницы. Также вы можете вырезать, копировать и вставлять текст аналогично работе в текстовом редакторе. Для этого выделите необходимую часть текста. Затем выполните одно из действий: 1) Нажмите на кнопку в правом верхнем углу контурной рам ки текста. В появившемся меню выберите необходимый пункт («Вырезать», «Копировать», «Вставить»). 2) Нажмите правой кнопкой мыши по выделенной части текста. В появившемся меню выберите необходимый пункт («Вырезать», «Копировать», «Вставить»). 30 Далее вставьте вырезанный либо скопированный текст в нужное место на странице. Для этого нажмите в месте области страницы, где вы хотите разместить текст. Появится контурная рамка, обозначающая расположение текста. Затем выполните одно из действий: 1) Нажмите на кн опку в правом верхнем углу контурной рамки текста. В появившемся меню выберите пункт «Вставить» . 2) Нажмите правой кнопкой мыши по выделенной части текста. В появившемся меню выберите пункт «Вставить» . Создание таблицы. Для создания таблицы на панели инст рументов «Действия» нажмите кнопку «Таблица». В открывшемся окне выделите необходимое количество столбцов и строк будущей таблицы. Щелкните кнопкой мыши для закрепления таблицы в области страницы. Созданную таблицу вы можете перемещать по области страницы, изменять ее размер, вырезать, копировать, вставлять таблицу, изменять коли чество строк и столбцов таблицы, добавлять в таблицу текст и графические объекты. 31 Перемещение таблицы Для перемещения таблицы по области страницы щелчком выделите любую и з ячеек таблицы. Она изменим свой цвет. П еретащите таблицу в нужную часть области страницы. Изменение размера таблицы Для изменения размера таблицы щелчком выделите любую из ячеек таблицы. Она изменим свой цвет. Сделайте еще один щелчок по выделенной яче йке. Вокруг таблицы появится контурная рамка. Потяните за маркер, расположенный в правом нижнем углу контурной рамки. Таблица изменит свой размер. Отпустите маркер. Вырезание, копирование, вставка таблицы Для копирования, вырезания таблицы щелчком выделите любую из ячеек таблицы. Она изменим свой цвет. Сделайте еще один щелчок по выделенной ячейке. Вокруг таблицы появится контурная рамка. Нажмите на кнопку в правом верхнем углу контурной рамки таблицы. В появившемся меню выберите не обходимое действие («Вырезать», «Копировать»). Далее вставьте вырезанную либо скопированную таблицу в нужное место на странице. Для этого выполните одно из действий: 1) На панели инструментов «Действия» нажмите кнопку « Вставить ». 32 2) Нажмите правой кнопко й мыши в желаемом месте области страницы, выберите пункт «Вставить» . Таблица будет вставлена на область страницы. Далее вы можете производить с ней все остальные необходимые действия. Изменение количества строк/столбцов таблицы Вы можете изменять (добавлять либо удалять) количество строк или столбцов таблицы. Для добавления строки в таблицу необходимо в таблице выделить строку, после которой вы желаете вставить следующую строку. Далее выполнить одно из действий: 1) Нажмите на кнопку в правом верхнем у глу выделенной строки. Выберите пункт «Вставить строку» . 2) Правой кнопкой мыши щелкните на выделенной строке. Выберите пункт «Вставить строку» . Добавление столбца производится аналогично добавлению строки. Для удаления строки из таблицы необходимо в таблице выделить строку, которую вы желаете удалить. Далее выполнить одно из действий: 1) Нажмите на кнопку в правом верхнем углу выделенной строки. Выберите пункт « Удалить ячейки » . 2) Правой кнопкой мыши щелкните на выделенной строке. Выберите пункт « Удалить яч ейки » . Примечание : в случае, если вместо пункта «Удалить ячейки» выбрать пункт «Удалить строку» сохраняется исходный размер таблицы (высота) с уменьшением количества строк в ней. Удаление столбца производится аналогично удалению строки. 33 Изменение ширины столбцов / высоты строк таблицы Для изменения ширины столбцов и (или) высоты строк таблицы необходимо установить курсор на границу строки или столбца, параметры которого вы хотите изменить и, нажав кнопку мыши, задержаться на границе примерно на 1 с ек. Граница, на которой установлен курсор, изменит цвет. После этого , не отпуская кнопку мыши, перетяните данную границу в ту или иную сторону. Добавление в таблицу текста и графических объектов В созданную таблицу можно вставить текст или рисунок. Для добавления текста в ячейку таблицы выполните двойной щелчок в нужной ячейке. При этом ячейка изменит цвет и в ней появится курсор для работы с текстом. После этого вы можете либо набрать необходимый текст на клавиатуре (физической или виртуальной), либо вс тавить скопированный из иного источника текст (о вводе текста см. раздел «Создание текста»). Также в т аблицу можно вставить рисунок. Для этого рисунок необходимо сначала вставить на рабочую область страницы вне таблицы (о добавлении графических объектов на рабочую область страницы см. раздел « Вставка изображений из файла ») , а затем перетянуть его в нужную ячейку таблицы. При этом необходимо учесть, что размер рисунка изменяется в соответствии с размером ячейки таблицы. Для изменения размера рисунка внутри таблицы необходимо изменить размеры (высоту и (или) ширину) ячейки, в которой находится рисунок. Об изменении параметров ячеек таблицы см. раздел «Изменение ширины столбцов / высоты строк таблицы» . Для удаления рисунка из ячейки таблицы перетяните его вне пределов таблицы, затем при необходимости удалите полностью (об удалении 34 графических объектов с рабочей области страницы см. раздел « Вставка изображений из файла »). Вставка изображений из файла. На страницу можно добавлять любые графические изобр ажения. Для этого выберите пункт меню «Вставка» - «Рисунок…» . Появится диалоговое окно «Вставить файл рисунка». Выберите изображение, которое вы хотите добавить на страницу. Нажмите кнопку «Открыть» . Выбранный рисунок будет добавлен на страницу в исходном размере. Примечание : при добавлении графических рисунков на страницу файла SMART Notebook обязательно учитывайте исходный размер файла. Предварительно уменьшайте рисунки до оптимального размера для того, чтобы не увеличивать чрезмерно объем создаваемого документа. Графический объект, размещенный на странице, можно перемещать по области страни цы, изменять его размер, вырезать, копировать, вставлять его, удалять со страницы. Перемещение рисунка Для перемещение рисунка по области страницы установите курсор на рисунок (он примет вид четырехнаправленной стрелки) и перетяните рисунок в нужную часть области страницы. 35 Изменение размера рисунка Для изменения размера рисунка щелкните по рисунку. Вокруг рисунка появится контурная рамка. Потяните за маркер, расположенный в правом нижнем углу контурной рамки. Рисунок изменит свой размер. Отпустите маркер. Вырезание, копирование, вставка рисунка Для копирования, вырезания рисунка щелкните по рисунку. Вокруг рисунка появится контурная рамка. Нажмите на кнопку в правом верхнем углу контурной рамки рисунка. В появившемся меню выберите необходимое действие («Вы резать», «Копировать»). Далее вставьте вырезанный либо скопированный рисунок в нужное место на странице. Для этого выполните одно из действий: 1) На панели инструментов «Действия» нажмите кнопку « Вставить ». 2) Нажмите правой кнопкой мыши в желаемом месте области страницы, выберите пункт «Вставить» . Рисунок будет вставлен на область страницы. Далее вы можете производить с ним все остальные необходимые действия. Удаление рисунка со страницы Для удаления рисунка со страницы щелкните по рисунку. Вокруг рисунка появится контурная рамка. Выполните одно из действий (на выбор): 1) На панели «Действия» нажмите кнопку «Удалить» . 2) На клавиатуре нажмите кнопку « Delete ». 36 3) Нажмите на кнопку в правом верхнем углу контурной рам ки выделенного рисунка. В появившемся меню выберите пункт «Удалить». Затенение рабочей области. Для того, чтобы на странице отображалась только часть информации, можно использовать затенение экрана. Для этого на панели «Действия» нажмите кнопку «Показать/скрыть затенение экрана» . Вся рабочая область страницы будет затенена. Для снятия затенения с части страницы потяните за одну из ручек изменения размера затенения экрана (маленькие кружки по краям затенения экрана) . 37 Для полного удаления затенения экрана повторно нажмите кнопку «Показать/скрыть затенение экрана» на панели «Действия» или нажмите «Закрыть» в правом верхнем углу затенения экрана. Итак, мы рассмотрели основные начальные принципы работы с ПО SMART Note book . Теперь вы сможете начать создавать свои собственные ЭОР. А в завершении хотелось бы показать несколько простых примеров создания ЭОР при помощи ПО SMART Notebook . Варианты создания электронных образовательных ресурсов «Постепенное открытие составно й картинки». 1. Создайте таблицу, содержащую столько ячеек, сколько нужно для учебного занятия на постепенное открытие. 2. Измените размеры ячеек до подходящих. 3. Выделите таблицу, нажмите кнопку вкладки «Свойства» . 4. На вкладке «Свойства» нажмите кнопку «Эффекты заливки» . 5. Выберите пункт «Заливка изображением», нажмите «Обзор…» , выберите рисунок, который хотите использовать для создания занятия на постепенное откры тие, затем нажмите «Открыть» . 6. На вкладке «Свойства» выберите «Подогнать размер изображения» . 7. Нажмите с трелку меню в правом верхнем углу таблицы и выберите «Добавить затенение таблицы» . 38 «Использование затенения части экрана для определения соответствия ответа учащегося». I вариант ЭОР 1. Создайте таблицу, содержащую 2 столбца и столько строк, сколько нужно для учебного занятия. 2. Измените размеры ячеек до подходящих. 3. В строки первого столбца таблицы поместите задания, требующие ответа учащегося (в текстовом или графическом виде). 4. В строки второго столбца соответственно поместите ответы к данным заданиям. 5. Выде лите ячейки столбца с ответами. Нажмите стрелку меню в правом верхнем углу выделенной части ячеек и выберите «Добавить затенение ячейки». II вариант ЭОР 1. Подберите подходящий объект в виде изображения или презентации (или создайте сами). 2. Добавьте данный объект на страницу файла. 3. Добавьте затенение экрана. 4. Перед выполнением задания снимите затенение экрана с части, находятся задания. Оставьте затенение на части с ответами к заданиям. 5. Для проверки правильности выполнения заданий снимите затенение с оставшей ся части экрана. «Соответствие понятий». 1. Вставьте на рабочую область страницы объекты (в виде рисунков) с понятиями, которые необходимо сопоставить. 2. Откройте вкладку «Надстройки», щелкните по значку «Конструктор занятий». 3. Выберите объект (категорию), необ ходимый к сопоставлению. 4. На вкладке «Надстройки» нажмите кнопку «Правка». 5. В окно «Принять эти объекты» мышью перетащите объект(ы), являющий(е)ся верным(и) при сопоставлении с ранее выбранным объектом. 6. В окно «Отклонить эти объекты» мышью перетащите объект( ы), являющий(е)ся неверным(и) при сопоставлении с ранее выбранным объектом. 7. На вкладке «Параметры» при необходимости задайте дополнительные свойства (анимация, звук) для вариантов принятия и (или) отклонения объекта(ов). 8. Нажмите кнопку «Готово». 9. Повторите пункты 3 - 8 для других объектов (категорий), необходимых к сопоставлению. 39 Заключение. Мы рассмотрели основные приемы и функциональные возможности использования программного обеспечения SMART Notebook , входящего в компл ект интерактивного оборудования . Надеемся, вы убедились, что SMART Notebook позволяет при наличии у пользователя базовых знаний и умений работы на компьютере самостоятельно и без проблем освоить новую технологию применения современных информационных технологий в образовательном процессе ‬ создание и использование собственных электронных образовательных ресурсов. При этом не стоит забывать, что применение педагогом в своей деятельности современных технических средств обучения ‬ это не самоцель, а одна из методик, органично вписывающихся в современный образовательный процесс. 40 Содержание Введение ………………………………………………………………... ...... 1 1. Основные функциональные возможности интерактивной доски … … 1 2. Комплектация интерактивной доски …………………………………. 1 3. Программное обеспечение для работы с интерактивной доской ……………………………………………………………………….. 2 4. Пользовательский интерфейс SMART Notebook ……… ….. ……… 2  Меню …………………………………………………………………. 2  Панель инструментов ……………………………………………….. 2  Вкладки ………………………………………………………………. 3  Область страницы …………………………………………………… 6 5. Основные приемы работы со SMART Notebook ………………… ….. 6  Создание файлов …………………………………………………….. 6  Открытие файлов ……………………………………………………. 7  Сохранение файлов …………………………………………………. 7  Экспортирование файлов …………………………………………… 9  Печать файлов ……………………………………………………….. 14 6. Работа с готовыми электронными образовательными ресурсами. Импортирование файлов ЭОР …………………………………………….. 17 7. Самостоятельное создание ЭОР и работа с ними ……………………. 19  Создание страниц …………………………………………………… 19  Изменение фона страниц …………………………………………… 21  Создание основных объектов ………………………………………. 24  Использование цифровых чернил ……………………………….. 24  Создание линий …………………………………………………… 27  Создание фигур, изменение их свойств ………………………… 27  Создание текста, форматирование текста ………………………. 28  Создание таблицы ………………………………………………… 30 8. Вставка изображений из файла ……………………………………….. 34  Затенение рабочей области …………………………………………. 36 9. Варианты создания ЭОР ………………………………………………. 37  «Постепенное открытие составной картинки»……………………. 37  «Использование затенения части экрана для определения соответствия ответа учащегося»…………………………………… 38  «Соответствие понятий» ……………………………………………. 38 Заключение…………………………………………………………………. 39