Педагогический проект Интерактивное обучение иностранным языкам


«Tell me and I’ll forget,
Show me and I’ll remember,
involve me and I’ll understand.
Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
вовлеки меня и пойму» Бэнджамин Франклин.
Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса. Коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в «диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средство международного общения.
Тенденции современного образования, в том числе «продвинутые» ученики заставляют учителя идти в ногу со временем, осваивать новые педагогические технологии. Сегодняшнего школьника очень трудно удивить, поэтому учителю постоянно приходится быть в творческом поиске и пробовать применять на практике всевозможные нестандартные приемы и методы обучения школьников для повышения их мотивации к изучению учебных предметов. Затрагивая личность обучаемого, его эмоции и чувства, учитель тем самым стимулирует речевые, когнитивные, творческие способности учащихся. Все перечисленные цели могут быть достигнуты посредством использования интерактивных технологий обучения, способствующих налаживанию межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Специфика предмета «иностранный язык» позволяет проводить целые серии уроков в интерактивном режиме, учитывая объём учебного материала, предполагаемого программой и выделяя три основные группы.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).     
Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются интерактивные формы обучения: интерактивные презентации,  метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.
Концептуальность(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов) 
Основная цель заключается в выявлении возможностей интерактивных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:
а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;
в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
г) формирование гражданина и патриота.
Наличие теоретической базы опыта.
Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Современный учитель должен считаться с тем, что интерактивные технологии обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых интерактивных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
Основными особенностями интерактивного обучения являются:- принудительная активизация познавательной деятельности;- самостоятельный поиск решения проблем;- изменение роли учителя на роль организатора или консультанта- исключение монологического преподнесения материала;- диалоговый характер.Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая формы работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы и нестандартные уроки (урок-поиск, урок-ринг, урок путешествий, урок защита проектов, урок-турнир и другие).В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие:• взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;• совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;• изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;• рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования различных технологий.Технология интерактивного обучения – совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для развития обучаемых. Взаимодействие в данном случае понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признаётся способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнёр по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.
Оптимальность и эффективность средств.
Специфика предмета «иностранный язык» позволяет проводить целые серии уроков в интерактивном режиме, учитывая объём учебного материала, предполагаемого программой и выделяя три основные группы интерактивных методов обучения:1. Методы без использования технических средств;2. Методы с частичным использованием технических средств;3. Методы с использованием технических средств (аудиовизуальные).К первой группе методов следует отнести полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свободу выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексию и др. Технология проектов, обучение в сотрудничестве, игровое моделирование также способствуют интерактивной деятельности.В основе реализации второй и третьей групп методов в обучении иностранным языкам лежит полное или частичное использование аудиовизуальных средств обучения, которые являются одним из видов технических средств обучения (ТСО) и представляют собой многообразие современных технических устройств и носителей информации на всех этапах учебного процесса. Эффективность применения ТСО определяется их соответствием конкретным учебным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации работы, материально-техническим условиям и возможностям. Основными технологиями интерактивного обучения, используемыми на уроках английского языка, являются:1. Работа в парах. Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию.2. Ротационные (сменные) тройки. Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.3. Интерактивные презентации. 4. Работа в малых группах. 5. Аквариум. Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.6. Анализ историй и ситуаций.7. Незаконченное предложение. 8. Мозговой штурм.Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить. Мозговой штурм - прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. 9. Творческие конкурсы. 10. Ролевая (деловая) игра. 11. Дискуссия. 12. Дебаты.Интерактивные методики обучения имеют следующие преимущества:• пробуждают у обучающихся интерес к изучаемому предмету;• поощряют активное участие каждого в учебном процессе, что повышает желание обучающихся участвовать в различных мероприятия, связанных с изучаемым языком;• способствуют эффективному усвоению учебного материала, что способствует успешному написанию контрольных работ;• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);• формируют у обучающихся мнения и отношения; • формируют жизненные навыки;• способствуют изменению поведения. 
Использование интерактивных технологий на уроках иностранного языка имеет большое значение для эффективного изучения иностранного языка и раскрывает огромные возможности для выбора учителем необходимой группы интерактивных методов обучения, которые имеют неоспоримые преимущества перед традиционными методами обучения и позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, сочетая их в разных комбинациях, помогая осознавать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивать реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Любой урок можно провести с элементами интерактивного обучения, только необходимо заложить в него диалоговую основу.