Доклад на МО на тему:Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся.


Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся.
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут
открывать это новое сами. Моя главная задача-
помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Г. Песталоции.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает построение образовательного процесса на основе самостоятельного получения учащимися новых знаний в результате работы над учебным материалом. Для достижения поставленных целей в старшей школе, нужно приучать к активной познавательной деятельности детей уже в младших классах.  Проблема познавательной активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.  Известно, что до 70% личностных качеств ребенка закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, что мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моих учеников мыслить, привить им навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.  Особый интерес педагогов вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно личностно- ориентированное, т.е использует множество дидактических подходов: обучение в деле, независимые занятия, представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, проблемное обучение, дискуссию, командное обучение, возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. 
В условиях личностно- ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.
Технология обучения – это совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющих реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы.
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода можно выделить следующие:
1.Обучение в сотрудничестве
2. Метод проектов
3. Разноуровневое обучение
4. «Портфель ученика»
Эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями. Они требуют смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность не всегда укладывающуюся в систему урока.
Дифференцированное обучение.
Говоря о личностно-ориентированном обучении, нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития.
Такой тип обучения обеспечивает право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).
Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной, интересной для детей информации, которую необязательно запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети здесь учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это уже успехи нравственного воспитания. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а непросто что-то выполнять вместе!
Варианты организации обучения в сотрудничестве
1.Успех группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над вопросом подлежащем изучению. Т. о., задача каждого ученика состоит в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Этот вариант метода сводится к трем основным принципам:
«награду» группа получает одну на всех в виде бальной отметки, поощрения, похвалы. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются между собой, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду контрольной проверки, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Т.о., сравнение проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную планку. Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из 4-х человек (мальчиков и девочек разного уровня развития). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание дается либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель организует либо общее обсуждение работы разными группами (если задание было общим для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разными. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Т. о., соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный и слабый ученики, т. о., могут принести группе одинаковые оценки или балы. Такой метод может быть использован на занятиях по разным предметам, в начальных и старших классах. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению в большей мере предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному:
В группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.
Все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Ребята трудятся единой командой. На уроках русского языка или литературного чтения они могут тренироваться в правописании, словарной работе, пересказе текста, редактировании и корректировании работ друг друга, готовить свои сочинения. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что дети готовы к нему.
2. Обучение в сотрудничестве по типу «пилы»
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем дети, изучающие один и тот же вопрос, но находящиеся в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т. к. это может отразиться на их итоговой отметке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Вариант этого метода, когда каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.
Внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют роли каждого из них в выполнение общего задания: отслеживания правильности выполнения задания партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решение общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения задания группами, но и характер общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
3.Исследовательская работа в группах.
В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся. Группа выбирает подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Итак, всем вариантам работы в сотрудничестве присущи основные идеи: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучении в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу своих собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.
При таком подходе к обучению материала учебника и объяснения учителя оказывается абсолютно недостаточно. Уже в начальной школе ученики обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельна работа – совместная работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса в сотрудничестве.
Метод обучения в сотрудничестве успешно используется учителями на различных этапах урока.
Очень эффективно поверять д/з в группах. Состав групп может меняться от урока к уроку или оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и, главное, эффективно. Ребятам предлагается «по вертушке» или иным образом проверить правильность выполнения домашних упражнений, решения задач и т. д. Причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему он ее допустил. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради, подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) оценит всю группу целиком.
Иногда метод обучения в сотрудничестве используется при ознакомлении с новым материалом, т. е. учитель предоставляет учащимся возможность самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.
Обучение в малых группах.
Начать необходимо с расстановки рабочих мест детей, т.к. чтобы они могли общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно же видеть лица друг друга. Столы можно поставить либо углом один к другому, либо по два стола вместе. Слушать такая планировка нисколько не мешает, главное на таких уроках – общение в ходе познавательной совместной и творческой деятельности.
Необходимо шаг за шагом, терпеливо приучать своих учеников:
Взаимодействовать в группе с любым партнером;
Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
Испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи группы, класса;
Полностью осознавать, что совместная работа в группе – это серьезный и ответственный труд.
Важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это также должно быть абсолютно понятно ребятам. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли (лучше записать их на доске). Например: ведущий (отвечающий за выполнение задания); редактор (проверяющий правильность выполнения); оформитель (отвечающий за чистоту и эстетику оформления задания). Разумеется, возможны и другие роли.
1. При подготовке к очередному уроку можно выделить одно - два задания, которые потребуют после в обычного объяснения, выполнения определенных действий со стороны учащихся для усвоения нового материала (выполнения упражнений, чтения и осмысления правил и текста, ответов на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, решения задач, словарной работы, работы с контурными картами и т.д.). Можно ориентировать это задание в зависимости от поставленной цели - либо на контроль понимания и осмысления нового материала, либо на проверку его усвоения и на закрепление. Но задание должно быть одно на группу. Необходимо понимать, что в группах учащиеся могут выполнять за отведенное время несколько меньше заданий, чем при индивидуальной работе. Поэтому количество заданий, упражнений и задач на закрепление правил для группы должно быть меньше, чем для индивидуально работающего ученика.
2. Заранее наметить, кто из трех-четырех учеников будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик, остальные должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов докладчика, дополнить его выступление). Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это очень важно, так как также стимулирует группу к более серьезному отношению к совместной деятельности. Каждое дополнение членов данной группы или других групп поощряется учителем и приносит команде дополнительные очки, так же как и вопросы. Если требуется, ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком, диаграммой или каким-то иным способом (это задача для оформителя).
3. Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому — 4).
4. Необходимо не забыть спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Это особенно важно в начальных классах и в младших классах средней ступени.
5. Чтобы избежать неудобных разговоров о подборе групп, постараться объяснить ученикам, что в течение года каждый из них будет иметь возможность поработать в различных группах практически со всеми учениками. Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, не забыть сказать, что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл.
6. Интегрировать работу в группах в свой обычный урок самыми разнообразными способами: дать им возможность поспрашивать новый (или заданный на дом урок) в парах прежде, чем предложить индивидуальные задания, или потренироваться (опять же в парах или тройках) перед контрольной работой или тестом. В каких-то случаях, наоборот, пусть сначала выполнят индивидуальные задания, а затем — совместное, которое и будет оцениваться. Пусть время от времени у них появится возможность, например, прежде чем отдавать вам свои тетради с диктантом или с решенными задачами, проверить работы друг друга в группе. И пусть они обязательно добьются правильного осознанного выполнения задания каждым учеником. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные. Три-четыре ученика могут обсудить вопросы по любому тексту (литературному, историческому, иноязычному и пр.), а затем подать учителю совместную работу, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задание. Каждый ученик при этом должен обязательно играть свою роль. Задача учителя не уличить ученика в незнании и неумении, а научить, а потому не спешить с наказанием в виде порицания за нерадивость или плохой отметки. Нужно помнить, если группа не справилась с заданием, значит одно из двух: либо задание слишком сложное даже для сильного ученика (и соответственно, учителю придется дать дополнительные пояснения), либо недостаточно практики для формирования устойчивого навыка (следовательно, нужно обеспечить эту группу дополнительной практикой). В любом случае решение проблемы — в профессиональной деятельности педагога, а не в наказании ученика.
7. Четко сообщать в начале урока и перед работой в группах цель, причем не только познавательную, но и социальную. Например, перед началом работы в группах обратиться к ним с такими словами: «Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе. Каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание».
8. На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется. При этом не забывать всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса. Дети должны знать девиз обучения в сотрудничестве: Помогая другим, учимся сами! Мы в одной лодке или выплывем вместе или утонем вместе.
Любые технологии, и педагогические в том числе, сами по себе – еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Поэтому, когда говорят о новых педагогических технологиях, надо все время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.
Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять
их в разнообразной и интересной для него деятельности.