Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе — интернате VIII вида города Абинска Краснодарского края.


Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья
в школе - интернате VIII вида
города Абинска Краснодарского края.
Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Учебное освоение материала детьми с интеллектуальными нарушениями зависит от уровня эффективности специально организованного коррекционного обучения, предполагающий комплексный и индивидуальный подход. Процесс физического воспитания в школе направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики детей, повышение их физической подготовленности, развитие двигательных качеств.
Физические упражнения являются эффективным средством управления состоянием двигательной сферы школьников, поэтому особое внимание уделяется подбору соответствующих средств и их дозировки, именно регламентация нагрузки является важнейшим звеном в работе по коррекции и компенсации нарушений физического развития и воспитанию двигательных способностей и внимания.
Технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и не традиционных средств методов форм занятий по физическому воспитанию с детьми имеющих нарушения в развитии с целью формирования у них жизненно значимых двигательных навыков, повышению двигательной активности.
Работая учителем физической культуры в специальном (коррекционном) образовательном учреждении школе VIII вида, формирую такой подход к здоровью детей, при котором используются внутренние возможности организма, обеспечивается устойчивость к влиянию различных стресс факторов. При этом приоритетное внимание уделяю формированию физического, психического и социально - нравственного здоровья. Прежде всего, это упражнения для профилактики сердечно-сосудистой системы, нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления дыхательной системы организма.
Метод стрейчинга (метод фиксированной растяжки) использую для плавных сгибаний и разгибаний. Этот метод развивает и совершенствует гибкость суставов. А включение элементов точечного массажа является эффективным средством психофизической тренировки.
Применение ритмической гимнастики способствует развитию у детей с ОВЗ устойчивого внимания. Она придает естественную уверенность и непринужденность.
Также на уроках физкультуры, для развития координационных способностей, развития пространственных и временных параметров движений, для вырабатывания чувства ритма используются приемы кинезиологии. Эти упражнения нормализуют гипертонус (чрезмерное напряжение) и гипотонус (мышечная вялость), улучшают ритмику организма, способствуя снятию напряжения, восстанавливает здоровый сон. Учащиеся обучаются строевым движениям, строевому шагу, в сочетании ритма шага с текстом песни.
Этот процесс длительный и кропотливый, основа всех основ это научить детей организованности, ориентировки в пространстве, развитие координации движений.
Первоочередным этапом в обучении является построение в одну шеренгу выдерживая равнение. Следующий этап - это повороты в строю, где ребенка необходимо научить выполнять движения по команде учителя. Для этого необходимо закрепить умения ориентироваться. Данные действия отрабатываем неоднократными повторениями в строю группой или классом.
Следующий этап это развитие пространственных и временных параметров движений. Для этого поворачиваем шеренгу в колонну, во главе колонны более способный ребенок. Учим по команде «раз» - опускать левую ногу на пол, закрепляя навыки строевого шага. Строевой шаг выполняется по команде учителя, который четко громко дает все команды. Вырабатывается чувство ритма. Эти занятия должны проводиться систематически.
Некоторые дети в связи индивидуальными особенностями их физических и умственных отклонений не успевают, не могут маршировать в ногу под счет учителя, постоянно сбиваются в силу своего дефекта. Но можно и нужно научить данную категорию детей понимать учителя, слышать и видеть ритм класса. После отработки строевого шага, когда все дети делают по команде четко, слажено, данное упражнение, необходимо научить выполнять с движениями рук.
В следующем этапе группу или класс детей, построенный в одну колонну, учим перестраиваться в две колонны по команде. В процессе работы с детьми учим их выполнять движения синхронно, слажено, на месте, а затем уже в движении, соблюдая при этом интервал и дистанцию.
И самый сложный этап - это научить детей петь строевую песню в ритм строевого шага. Песня поётся детьми в строю в колонне по два, в ритме и темпе строевой песни несколько раз, а затем уже подключается строевой шаг, сначала под счет учителя, а после уже в такт песни, при этом соблюдая интервал и дистанцию. После заучивания песни в строевом шаге на месте, выработав двигательные навыки, слаженность, можно продолжать обучение в движении.
В практике физического воспитания используется непосредственная наглядность, которая выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия, правильность выполнение его технически, а также личный пример. Степень доступности и выполнение того или иного физического упражнения или действия зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка его физических и умственных способностей, а также соблюдение учителем доступности предлагаемого действия или движения.
Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно научить каким либо трудоемким действиям, движениям. Но это возможно, если подойти профессионально, в системе, и с полной отдачей. Эта работа очень большая и трудная, но нет, наверное, лучше чувства удовлетворения и радости, когда видишь результат, результат своей работы.
За последние два года выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой в нашей школе. Традиционными мероприятиями являются турслёты, «Дни здоровья», Спартакиады. Школа является участником зональных и краевых соревнований по различным видам спорта. Анкетирование показало, что родители и педагоги удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе.
19.05.16тода в школе - интернате №2 прошел смотр строевой песни среди 7,8 и 9 классов приуроченный к 71 годовщине победы советского народа над фашизмом, с целью воспитания патриотизма и воли к победе среди участников с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся оценивались слаженностью в марше (чёткость шага, отмашка рук, интервалом дистанцией). Пением песни в ритм строевого шага. Качество и сложность пения строевой песни в марше. Качественное участие всех групп физического развития. По итогом смотра за первые места, а так же за участие всем были вручены памятные подарки и сладкие призы.



Учитель физической культуры
ГБОУ школы-интерната № 2
Нечай В.А.