Статья на тему Двуязычие в обучении

ДВУЯЗЫЧИЕ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Двуязычие (Н.Г. Самсонов) – умение, навык. Позволяющий человеку или народу в целом или его части попеременно пользоваться (устно и письменно) двумя языками в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения.
Двуязычие или билингвизм (от лат. «bi» - два и «lingua» - язык) – это наличие у человека или народа двух языков, чаще всего первого – родного, и второго – приобретенного.
Термин двуязычие в нашем быстроразвивающемся мире все больше набирает популярность. Каждый день мы в той или иной форме сталкиваемся с иноязычной культурой: это и импортная продукция, и иностранная культура в литературе, искусстве, театре, кино, и внешняя политическая картина мира и многое другое. Поэтому все более актуальным становится вопрос об обучении детей двуязычию, чтобы расширить их возможности в познании окружающей действительности.
Знание индивидом одного иностранного языка или более делает его жизнь многообразнее как в плане культурного, так и в плане интеллектуального развития. Владение же двумя или несколькими языками на равных условиях дает человеку еще больше возможностей.
Однако двуязычие не столь простое понятие, как кажется на первый взгляд. Многосторонность этого явления заставляет нас задуматься о том, необходимо ли его внедрение в систему обучения детей с их самого раннего возраста.
Билингвизм развивался постепенно. Связано это развитие было с непосредственной коммуникацией племен (в донациональную эпоху) и народов (в национальную эпоху). Но во все периоды развития двуязычия до настоящего времени оно носило временный характер. В современном же мире двуязычие вышло на новый уровень межнационального порядка. И наблюдается во всем мире как постоянное устойчивое явление.
Современные ученые выделяю пять типов двуязычия:
двуязычие, возникающее при употреблении двух местных языков;
двуязычие, возникающее при употреблении родного местного языка и языка регионального общения;
двуязычие, возникающее при употреблении местного языка и межнационального языка;
двуязычие, возникающее при употреблении регионального языка и межнационального языка (языка макропосредника);
двуязычие, возникающее при употреблении национального языка и профессионального языка).
Существует три способа овладения данным навыком (параллельный, последовательный, поочередный).
В развитии человека двуязычие может иметь как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны личность человека обогащается культурно, и он становится более социально адаптивным. С другой стороны явление двуязычия может создавать специфические психологические трудности на пути освоения двух или более языков, и тем самым пагубно влиять на личность индивида.
Проведя социологический опрос среди небольшого количества граждан города Электростали, мы выяснили, что подавляющее большинство взрослых в обеих возрастных группах отнеслись отрицательно к вопросу о двуязычии в воспитании своих детей. А те граждане, которые дали положительный ответ двуязычию в семье, из иностранных языков отдали предпочтение английскому и немецкому языкам.
Важным фактором, положительно влияющим на развитие двуязычия, является благоприятная атмосфера занятий и качественные программы и конспекты занятий по обучению языку.
Для методики обучения двуязычию важным является выбор организации обучения, отбора и способа преподнесения языкового материала в удобном для усвоения виде и беспристрастность преподавателя, чтобы его субъективное мнение не влияло на результаты обучения.
Для достижения хороших результатов в обучении двуязычию нужно учитывать не только принципы, методы и стратегии обучения, но и обязательно обращать внимание на индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать его характер, индивидуальный склад личности, темперамент, особенности общения, внимания, памяти и воображения.
Двуязычие - это однозначно расширение возможностей человека. Но для ребенка оно создает ряд трудностей в обучении и воспитании. Поэтому подходить к вопросу двуязычия у детей стоит очень осторожно, обращая внимание на его специфические особенности.
Самое главное в обучении ребенка двуязычию - это суметь привить ему любовь к обоим языкам и в равной степени уделять внимание каждому из них, а также создать среду, в которой эти языки смогут взаимодействовать друг с другом.

15