Конспект урока по литературе по повести А. Куприна Гранатовый браслет 11 класс.


Тема урока: «Любовь должна быть….!»
( по повести А.Куприна «Гранатовый браслет»)
Цели:
-показать мастерство А.Куприна в изображении мира человеческих чувств;
- проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию в повести;
Оборудование: проектор, компьютер, доска, раздаточный материал
Технология: технология сотрудничества (групповая работа учащихся), ИКТ.
Орг. Момент.
Проверка первичного восприятия.
Учитель:
- С каким настроением вы читали повесть? СЛАЙД 1
- О чем она? (о несчастной любви)
Учитель:
-Если любовь трагедия , разочарование, если она причиняет боль и страдания, может тогда не стоит любить? Не стоит в жизни добавлять еще одно разочарование ? ( ответы учащихся)
- Почему стоит?
-Давайте посмотрим на события, которые разворачиваются в повести с той точки зрения, которую нам предлагает автор произведения.
3. Основной этап.
– Как вы думаете, реальна ли эта история? ( В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к матери писателя Л.Любимова.) СЛАЙД 2
- Готовясь к сегодняшнему уроку я нашла строки австрийского поэта первой половины 19 века Николая Ленуа, которые очень созвучны с «Гранатовым браслетом»: СЛАЙД 3
Молчать и гибнуть. . .Но милейЧем жизнь, волшебные оковы!Свой лучший сон в очах у нейИскать, не проронив ни слова!Как свет застенчивый лампадТрепещет перед лицом МадонныИ, умирая, ловит взгляд,Небесный взгляд её бездонный!
-«Молчать и гибнуть…»- вот духовный обед влюбленного телеграфиста, но все- таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной Мадонне!
Анализ текста произведения:
- Открываем начало повести.
- С чего начинается произведение ? ( с эпиграфа)
- Что такое эпиграф ? ( Это музыкальная основа всего произведения).
- Точнее, перед нами название только его части Lorgo Appasionata- 2 часть.
СЛАЙД 4
- Какую роль играет эпиграф? ( это своеобразный ключ произведения)
- Как же нам использовать данный ключ?
- Что хотел данным эпиграфом показать автор ? ( чтобы мы соотнесли строки повести и музыкальное произведение )
Слушаем фрагмент Lorgo Appasionata.
- Вполне вероятно, что лежащее перед нами произведение строится по музыкальным законам. Как и любое музыкальное произведение любое литературное произведение содержит чередование ритмов и темпов, силы звука и интонации, есть и сильное место, своего рода аккорд, к которому и стягиваются мелодические темы, одна из них- это тема нашего урока: ЛЮБОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ТРАГЕДИЕЙ! СЛАЙД 5
Перед вами опорный конспект. Напишите свои ассоциации к слову «любовь»
- Какие же мотивы вводят в повесть тему любви. Давайте посмотрим на героев с точки зрения любви.
- Анна любит своего мужа ? ( доказательства текстом, гл.2). Кн. Василий – Веру Николаевну? Есть ли любовь в жизни героев повести?
1 мотив « Любви в жизни героев повести нет». (записываются в опорный конспект) СЛАЙД 6
- В какую пору происходит действие в повести? ( осень). Напишите ассоциации со словом «осень». Что у вас получилось ( обмен)
- Найдите в тексте и прочитайте, где впервые мы видим княгиню Веру Николаевну. (« Она теперь ходила по саду…….семена будущей жизни») ( глава 2)
- Найдите эпитеты в прочитанном отрывке (цветы после роскошной любви, обильное материнство, высокомерной красоты георгины,…)- С кем из героев повести можно сравнить эти цветы? ( с Верой Николаевной)
- О какой роскошной любви говорит автор, к кому? ( к мужу- кн. Василию)
Наверное, давно это было серьезное, пылкое, красивое чувство. Это чувство было роскошным, но никак не возвышенным. Страсть, которая была между этими людьми прошла, осталось лишь чувство верной дружбы.
- Счастлива ли Вера Николаевна в браке? (нет) Чего или кого ей не хватает? ( мечтает о детях, любит их, но детей нет и не будет)
- Кому отдает Вера свою материнскую любовь? ( племянникам)
-А что для Анны главное в жизни? (флирт, азарт, сильные впечатления) Докажите словами текста. ( глава 2)
- К сожалению, то, что есть у Анны, ей не нужно, поэтому 2 мотив , который ярко выражен -это «Обладание не тем, что нужно».
-А. Куприн не только показывает нам это не примере героев, он дает нам почувствовать это в трехмерном звучании: слов, запахов.
Посмотрите, на что я обратила внимание при прочтении:
Морская вода пахнет резедой, стручья левкоя- капустой,
-Найдите, чем пахнет виноград, акация?
Но самое непонятное произошло с вещью, которую подарила сестра Вере. Вас что-нибудь насторожило в подарке Анны? ( он переделан из молитвенника)
-Все с ног на голову. Какое ощущение возникает от всего этого? (неловкости, несуразности, непонятности).
- Позиция автора прослеживается в устах какого героя? ( Генерала Аносова)
- Что говорит генерал Аносов о любви? ( найдите и прочитайте в тексте)
- Какаю основную мысль повести формулирует генерал Аносов? ( Любовь должна быть…)
- Почему любовь Желткова становится предметом насмешек для гостей Веры Николаевны? Докажите словами текста.
- Как мы узнаем о любви чиновника к княгине? ( из карикатур, которые нарисовал в альбоме князь Василий)
-Давайте посмотрим, как увидел эту сцену режиссер фильма. КАДР ИЗ ФИЛЬМА.
- Да, действительно, а почему бы не посмеяться над комичным сюжетом, над любовью плебея. Тем более, когда есть комически описанный сюжет, да еще и со счастливым концом- смертью телеграфиста. (глава 6 «Наконец он умирает….флакон от духов -наполненный слезами).
- Всем весело, кроме генерала Аносова и Веры Николаевны. Почему она не переведет все в шутку? (Смеются над чувствами к ней и она уже получила письмо)
(Подготовленный ученик читает письмо Желткова к княгине)
- Чем является данный браслет для Желткова? (Оберегом, связью с покойной матерью)
- Вспомните еще раз, когда происходят события? (17.09.- день Ангела Веры Николаевны)
- Наверняка кто- то из вас знает и свой день Ангела. Согласитесь, в этот день человек ждет чуда, а это и будет следующим мотивом: 3 мотив «Чуда».
- Докажите словами из текста, что это есть ожидание чего –то светлого, необычного.(стр.259 1 абзац)
- Эффект неожиданности поддерживает и сестра Анна ( гл.3)
- О чем она спрашивает Веру Николаевну ( о неожиданных, новых гостях, о редких угощениях).
- Мотив «Чуда» тесно переплетается еще с одним мотивом – это «Религиозный» мотив.
17 сентября –это не только не только день именин нашей главной героини. Какой праздник отмечается в этот день по церковному календарю? (Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи)
-Да, это праздник не только Веры, Надежды и Любви, это праздник веры, любви и надежды, и в этих чувствах всегда есть вкрапления мукам, страданиям, переживаниям. Ведь любовь- это великий труд.
- Куда повесили гранатовый браслет после смерти Желткова? (на икону)
Почему именно туда?
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.
стр. 285 молитвенное преклонение Желткова перед княгиней читает учитель.
- Что услышали в этом объяснении влюбленного телеграфиста? ( что он стал обращаться к Вере Николаевне на «ты»)
-Почему на «ты»? ( знаете, это тот вопрос, на который я не смогла себе сама ответить, возможно, потому что в тот момент, когда он писал это письмо произошло единение душ)
Последний мотив, который я хотела бы обозначить – это мотив «Преображения».
- С какой героиней он связан? Сравним два ее портрета.
«Строга, проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно- спокойна» - такой мы ее видим до произошедших событий.
« Вера с глазами блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза…» - а это финал повести.
- Можно назвать Веру Николаевну счастливой женщиной? Почему? ( настоящая любовь задела ее своим крылом, прикоснулась у ней, укрыла ее и самое главное, изменила всю е жизнь)
- Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, она преображает Веру, лишая ее покоя, она дает ей жизнь. Возможно, отношения кн. Василия продолжаться, но они будут совершенно уже другими.
4. Рефлексия.
- Вам ничего не хочется изменить в теме урока?( Любовь должна быть!) Почему?( работа с опорным конспектом) СЛАЙД 7
- Добавьте свои ассоциации к слову «любовь». Поменялось ли ваше восприятие этого чувства после прочтения повести на уроке.
-Каждому из вас, да и мне тоже хочется, чтобы такое светлое искреннее чувство не омрачалось такими красками, как это произошло у Веры Николаевны. Хочется в быстротечном потоке времени остановится, оглянуться и внимательно всмотреться в тех, кто находится рядом с нами, а прежде, всмотреться в самих себя. Очень важно быть в этом времени, очень важно не оказаться вне жизни, т к эта жизнь не прощает нам невмешательства и подчас жестоко наказывает за то, что мы пытаемся от этой жизни устраниться.
5. Домашнее работа.
Подумайте ( письменно) над словами А.Куприна из письма к К.Ф. Батюшкову «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!» СЛАЙД 8