План-конспект урока по всеобщей истории Политическое развитие стран Восточной Европы в первой половине ХХ века


Амвросиевская общеобразовательная І – ІІІ ступеней школа – интернат № 4
Донецкой Народной РеспубликиПолитическое развитие стран Восточной Европы в 20 – 30 гг. ХХ векаПодготовила и провела
Расулова Светлана Викторовна,
учитель высшей категории,
старший учитель
План – конспект
урока с компьютерной поддержкой (УКП) по всемирной истории в 10 классе по теме:
«Политическое развитие стан Восточной Европы в 1 половине ХХ века»
Дидактические задачи урока.
Обучающие и развивающие: выработать у учащихся умения и навыки
- поиска и отбора, анализа и систематизации, обобщения и разъяснения информации;
- выявлять характерные, общие и различные черты развития стран Восточной Европы этого периода;
- выполнять задания по составлению круговых и столбчатых диаграмм,
- анализировать исторические карты, документы, высказывания исторических личностей;
- заполнять «дырявые» таблицы, тексты, схемы;
- исследовать причинно – следственные связи исторических событий;
- составлять новые положения аналогичные данным;
- работать в группе, оценивать себя и других объективно;
- оценивать и аргументировать свои и чужие точки зрения.
Воспитательные:
- акцентировать внимание учащихся на моральных обязательствах стран – победительниц;
- воспитывать понимание чувства ответственности за принятие и выполнение договоров;
- мотивировать к объективности рассмотрения исторических событий;
- объяснить степень моральности политических режимов;
- подвести к пониманию понятия прямых и косвенных виновников войны;
- способствовать формированию демократических, толерантных взглядов.
Ожидаемые результаты для учащихся.
На уроке учащиеся смогут:
- рассказывать об изменении политической карты Восточной Европы: распада старых и появления новых государств;
- объяснять особенности форм восточноевропейских государств;
- давать определения шовинизму, авторитарному режиму, сепаратистскому движению, реваншизму, федерации, конфедерации;
- дополнять схемы, таблицы, предложения;
- анализировать исторические источники: карты, высказывания свидетелей событий;
- создавать столбчатую и круговую диаграммы по заданным таблицам;
- моделировать исторические ситуации с разных точек зрения; участвовать в ток – шоу по вопросам агрессивной внешней политики конца 30 – х годов и причин Второй мировой войны;
- придумывать ролевые игры, диалоги политических лидеров, заседания ученого совета,
- исследовать причинно – следственные связи событий в меж военный период;
- аргументировать свою точку зрения по проблемам выплат репараций, решения межнациональных вопросов,
- находить лишнее, общее, различное в развитии стран, обобщать и систематизировать;
- использовать свои знания по курсу правоведения;
- объективно оценивать значение международных отношений и выполнения договоров.
Тип урока.
Урок усовершенствования знаний, умений, навыков с компьютерной поддержкой.
Форма урока.
Практическое групповое занятие.
Оборудование.
Учебник, атлас, контурные карты, компьютер, мультимедийная доска, рабочая тетрадь и электронная презентация «Политическое развитие стран Восточной Европы в первой половине ХХ века».
Структура урока.
І. Подготовительный этап. 1 модуль.
1.Организационный момент (1 минута). Ознакомление с темой урока (слайд 1), рабочей тетрадью и ожидаемыми результатами (страница 2), системой оценивания.
2.Мотивация учебной деятельности(1 минута). Постановка проблемы урока – слова маршала Ф. Фоша (слайд 2).
3.Актуализация опорных знаний. (1 минута). Работа с исторической картой (задание 1, проверка задания на слайде 3)
ІІ .Основная часть.
5.Изучение нового материала. 1 модуль. Электронная презентация (слайды 4 – 22) – 15 минут.
Закрепление нового материала. (13 минут) «Угадай страну» (слайд 23).
Эмоциональное восприятие «Спектр политических режимов» (слайд 24).
Викторина (задание 18 рабочей тетради).
6.Осмысление знаний и умений. 2 модуль (30 минут).
Класс объединен в 3 группы по 6 – 7 человек разного уровня учебных достижений, сами распределяют задания и презентуют их.
1 группа
Компьютер.
Создание электронной презентации. (папка «Политики») 2 группа.
Письменно.
1.Словарь
2. «Дырявый текст» задание 8. 3 группа
Устно
1.КСУ – диалог (задание 10)
2. Порассуждайте (задание 3) и работа с документами (задание 5)
1 группа
Устно
1.КСУ диалог
(Задание 12А и 12Б)
2.Порассуждайте (задание 7) 2 группа
Компьютер
Создание брошюры (папка «Политики») 3 группа
Письменно
Словарь и задание 13
Составить предложения (задание 11)
1 группа
Письменно
Словарь (задание 15)
Обобщение (задание 19)
2 группа
Устно
КСУ задание 12В
Сравни 2 документа (задание) 3 группа
Компьютер
Создать таблицу по тексту (задание 14)
3 модуль
7.Систематизация и обобщение новых знаний и умений (17 минут).
- Ток – шоу (задание 16). Дискуссия или дебаты.
- Кольца Венна (задание 17) Приём «Карусель».
ІІІ. Итог.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 5 минут)
9. Инструктаж домашнего задания (2 минуты)
10. Проверка знаний и умений (задание 20) – 2 минуты, проверка (слайд 25) – 1 минута.
3) План урока
4) Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Оглашение темы и ожидаемых результатов. Приветствие. Ознакомление с темой урока (слайд № 1): «Политическое развитие стран Восточной Европы в первой половине ХХ века» Чтение ожидаемых результатов (стр.2 рабочей тетради – р.т.)
Мотивация учебной деятельности Узнав о подписании Версальского договора, французский главнокомандующий маршал Ф. Фош сказал: (слайд № 2) «Это не мир. Это перемирие на 20 лет». Версальский мир был подписан 28 июня 1919 года, а 1 сентября 1939 года начнется Вторая мировая война. 20 лет мир шел к новой мировой войне. Проблема урока: кто были прямыми и косвенными виновниками следующей мировой войны, были ли слова Фоша предвидением или это четкий геополитический расчет – это и предстоит нам выяснить. слушают
3.Актуализация опорных знаний учащихся В конце 1 мировой войны рухнули 3 империи: Российская, Германская и Австро – Венгерская, которую называли «лоскутной империей». Какие государства она в свое время поглотила и он, естественно, стали независимыми задание 1 р.т., проверка на слайде № 3.
4.Изучение нового материала. «Новые государства в Восточной Европе» (слайд № 4) Слушают и запоминают информацию, рассматривают карту.
Международные договоры задание 2 р.т., проверяют на слайде № 5.
Этническая карта Европы (слайд № 6) Отвечают на вопросы слайда № 6.
Положение национальных меньшинств (слайды № 7,8,9)
Отвечают на вопросы слайдов № 7, 8, 9.
Польша (слайды № 10,11) Запоминают информацию
Чехословакия (слайды № 12, 13) Запоминают информацию
Югославия (слайды № 14, 15)
Запоминают информацию.
Венгрия (слайды № 16,17, 18, 19) Запоминают информацию
Болгария (слайд № 20) Запоминают информацию
Румыния (слайды №21,№ 22) Запоминают информацию
5. Закрепление нового материала. «Угадай страну» (слайд № 23) Отвечают
«Спектр политических режимов» (слайд № 24) Объясняют эмоциональное цветовое восприятие
Викторина (задание 19 р.т.) отвечают
6. Осмысление знаний и умений. Инструктаж работы в группах Получают, распределяют и презентуют задания (время по 10 минут на этап).
Контроль над выполнением заданий и временем.
Проверяет
Выслушивает, помогает наводящими вопросами.
Оценивает. 1 этап – до 10 минут.
1группа – электронная презентация (папка «Политики», Интернет)
2 группа - письменная работа:
1.Словарь:
–сепаратистское движение;
-шовинизм.
2.Дополни «дырявый текст» задание 8 р.т.
3 группа – устно
1.коммуникативно – ситуационные упражнения (КСУ) №1 – диалог Бенеша – Генлейна (задание 10 р.т.).
2.Порассуждать о доверии Антанты (задание 3 р.т.)
3.Работа с документами (задание 5 р.т.)
Самооценка и оценка группы.
Меняет группы местами, дает новые задания, деятельность та же. 2 этап
1 группа – устно
КСУ. Составить полилоги (задание 12А и 12Б р.т.)
Порассуждать о влиянии репараций на экономику (задание 7 р.т.)
2 группа – компьютер
Создать буклет, используя рабочую тетрадь, папку «Политики», Интернет
3 группа – письменная работа.
1.Словарь:
-реваншизм
- авторитарный режим (задание 13 р.т.)
2.Составить предложения со словами (задание 11 р.т.)
Меняет группы местами, дает новые задание, деятельность та же. 3 этап.
1 группа – письменная работа
1.Словарь:
-федерация
- конфедерация
2.Обобщение (задание 19 р.т.)
2 группа – устно.
1.КСУ (ролевая игра с заполнением схемы) задание 12В.
2.Работа с документами (Задание 9 р.т.)
3 группа – компьютер
Составить таблицу по тексту и заполнить пустые графы (папка «Текст», Интернет) задание 14 р.т.
7.Систематизация и обобщение новых знаний и умений. Проведения дискуссии или дебатов по плану «Ток – шоу» (задание 16 р.т.) 1 вопрос – 1группа,
2 вопрос – 2 группа,
3 вопрос – 3 группаОбщий вопрос для всех.
Прием «Карусель» при работе с кольцами Венна (задание 17 р.т.) По 1 представителю от команды при выполнении задания 17А и17Б.
8.Подведение итогов урока, рефлексия Выслушивает и аргументирует оценки, диктует свои «Аргументы учителя» Заполняют страницу 18 в рабочей тетради «Результативность урока (мнение ученика)»
9.Инструктаж домашнего здания. Диктует «Пожелания учителя» Зачитывают домашнее задание и пожелания учителя (страница 18 р.т.)
10. проверка знаний и умений. Задает задание 20 р.т. и проверяет на слайде № 25 Вписывают в таблицу (задание 20 р.т.), сверяют со слайдом № 25.
Учебно – методическое обеспечение урока.
Электронная презентация (25 слайдов), авторская рабочая тетрадь ( 18 страниц с 20 заданиями), электронные папки с заданиями для групп, атлас по всемирной истории для 10 класса
Пояснительная записка
к уроку по всемирной истории на тему:
«Политическое развитие стран Восточной Европы в первой половине ХХ века».
Урок «Политическое развитие стран Восточной Европы» - первый в теме 5 «Страны Центральной и Восточной Европы у условиях 1920 – 1930-х гг.». Программой предусмотрено изучение характерных черт демократических и авторитарных режимов в странах региона; роли лидеров в истории этих стран.
Учащиеся должны работать с исторической картой; анализировать политическое развитие Польши, Чехословакии, Венгрии, Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославии), Румынии, Болгарии; выделять основные черты демократического и авторитарного режимов, установленных в этих странах; характеризовать роль руководителей стран региона: Т. Масарика, Ю. Пилсудского, М. Хорти, Э. Бенеша; объяснять и использовать понятия и термины: Венгерская советская республика, режим «санации» (оздоровления), авторитаризм, сепаратистское движение, федерация, конфедерация. Рабочую тетрадь с вариантами заданий для 2 групп или на выбор учителя или учащихся можно использовать на обычном уроке в классе и без компьютерной поддержки или с использованием мультимедиа и электронной презентации при отсутствии учебника как в нынешней ситуации, а также для домашней работы.
Рабочая тетрадь содержит письменные исторические источники, портреты политических деятелей того времени, карты, место для фиксации понятий, «дырявые» схемы, тексты, таблицы, аксиологические задания на сравнение, оценивание, анализ и аргументацию относительно исторических событий и процессов, проводится интеграция с правоведением и информатикой.
90% заданий формируют информационную, аксиологическую, логическую и языковую компетентности учащихся. У учащихся продолжают формироваться способности сравнивать, анализировать, оценивать, моделировать, интерпретировать, обобщать информацию, объяснять причинно – следственные связи, восстанавливать цепь событий и выявлять тенденции развития, вживаться в роли и сопереживать современникам, давать эмоциональную оценку политическим режимам в этих странах.
С рабочей тетрадью связана презентация, которую можно использовать в целом для информации по новому материалу или как ответы на поставленные учителем вопросы и задания (составления круговых и столбчатых диаграмм, заполнение таблиц и т. д.).
По – моему мнению, форма урока с компьютерной поддержкой дает максимальный эффект для получения, обработки, анализа информации. Задания с пропущенными данными развивают логическое мышление, а коммуникативно – ситуативные упражнения эмоционально не только закрепляют изученный материал в памяти, но и обучают выражать свои или чужие мысли в соответствии со статусом человека в обществе, т. е. социализируют детей.
На уроке с компьютерной поддержкой есть возможность рассмотреть большой информационный блок , разбив его многократно на мелкие куски: пока группа готовит КСУ, другая группа выполняет письменное задание и может послушать ответ также, как и третья группа. К тому же групповое задание состоит из 2 – 3 несвязанных кусков, что позволяет работать большему количеству детей. Все групповые задания равноценны по трудности и соответствуют знаниям, умениям и навыкам учащихся 10 класса и не должные вызывать затруднений. Практически все задания требуют оценить их с точки зрения морали, а не только исторической необходимости.
Протягивается нить к новой теме: «Международные отношения накануне Второй мировой войны», формируются понятия о причинах, виновниках, участниках войны. Этот ключевой вопрос всемирной истории в меж военный период рассматривается несколько раз с разных точек зрения и является проблемой урока. При даже частичном выполнении заданий рабочей тетради и просмотра электронной презентации мимо вольно формируется ответ на этот вопрос.