Коммуникативная компетентность педагогов, как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности


Коммуникативная компетентность педагогов,
как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, результатом которого является взаимопонимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность включает такие составляющие:
коммуникабельность;
владение содержательной информацией и умение оперировать ею;
способность к партнерскому взаимодействию и достижению взаимопонимания.
Причинами неудачной коммуникации могут быть:
стереотипы – упрощенные мысли, касающиеся определенных ситуаций, вследствие чего отсутствует объективный анализ и понимание людей, ситуаций, проблем;
перенасыщенность коммуникативного пространства информацией, которая препятствует принятию актуальных решений, приводит к лишним эмоциональным переживаниям, тем самым усложняя взаимоотношения с окружающими;
«опережающие представления» - склонность не принимать во внимание то, что противоречит собственным установленным взглядам, то, что есть новым, необычным;
плохие взаимоотношения между людьми;
отсутствие внимания и интереса собеседника;
пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при отсутствии достаточного количества фактов;
ошибки в построении высказываний: неправильно подобранные слова, сложность сообщения;
неправильный выбор стратегии и тактики общения.
Составные профессиональной компетентности проявляются во время профессионального взаимодействия учителя на разных уровнях:
-учитель- ученик;
-учитель-учитель;
-учитель- администратор.
От развития коммуникативной компетентности учителя зависит эффективность его профессиональной деятельности.
Для каждого из участников учебного процесса качество и результат профессионального взаимодействия определяются:
направленностью личности (ориентация на общую деятельность, желание понять другого человека, поддерживать взаимоотношения);
педагогическим тактом и стилем общения;

·уровнем толерантности.

У учащихся возникает немало непредвиденных и « незапланированных» учителем переживаний и чувств в ответ на такие педагогические методы, как принуждение, деструктивная критика.
Необходимо отметить, что учителя редко успевают анализировать эти переживания и чувства учащихся, лишь иногда понимая, что каждый из упомянутых видов влияния чаще причиняет такие реакции:
гнев, непринятие;
страх, тревожность;
разрушение надежд;
депрессию;
одиночество;
упертость и т.д.
Конечно же, ни один из учителей не планирует вызвать у учащегося хотя бы одну из этих реакций. Не планирует – но иногда вызывает.
Искусство общения – это приемы и навыки органичного социально- психологического взаимодействия учителя и учащегося, содержанием которого является обмен информацией и совершение воспитательного процесса с помощью различных коммуникативных способов, а также организация взаимоотношений между учащимися.
В общем виде коммуникацию можно определить как содержательный аспект социального взаимодействия.
Коммуникативная компетентность всегда требует от личности осознания:
собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники своей работы;
готовность принимать новое;
уровень своей экономической культуры;
свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур.
Таким образом, коммуникативная компетентность личности рассматривается как идейно- моральная категория, которая регулирует всю систему отношения человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу этих двух миров.
15