Доклад к педагогическому совету на тему: Реализация программ внеурочной деятельности на занятиях общекультурного направления, на примере работы музыкального кружка «Веселая нотка»


ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»
Реализация программ внеурочной деятельности на занятиях общекультурного направления, на примере работы музыкального кружка «Веселая нотка»
Подготовила :учитель музыки
Антонова А.И.
2016 год

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Следует учитывать, что внеурочная деятельность:
-является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;
-способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального и общего образования;
-преимуществами данного компонента образовательного процесса является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;
-наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.
Основная цель:
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.  Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить такие задачи как: углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности; способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Теории преподносится в форме беседы, сопровождаемой показом приемов пения, ответами на вопросы детей. Дети разучивают песни, попевки, упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха, выполняют музыкально – ритмические движения. Исполняют музыкальные произведения хором, небольшими группами 2-3 человека. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей, интересов детей.
Подводя итоги двухлетней внеурочной деятельности, могу отметить, что занятия были результативными, и ребята приобрели:

- устойчивые навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение вокальных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки, пение под минусовую фонограмму с элементами бэк-вокала);
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа, принадлежность произведения к тому или иному жанру;
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения по поводу исполняемых произведений различных стилей и жанров, определять художественную ценность новых произведений современных авторов;
- умение петь под фонограмму без дублирования мелодии интонационно чисто, уверенно, владеть своим голосом и дыханием.
Дети принимали участие в музыкальных постановках, импровизациях движения под музыку, в концертной деятельности (День учителя, осенние тематические праздники, День матери, Новый год, День защитника Отечества, Женский день 8 марта, День Победы), участвовали в конкурсе «Созвездие».
Заметно повышение исполнительского мастерства, культуры поведения на сцене.
Пришлось столкнуться в работе и с рядом проблем. Некоторые дети испытывали затруднения не только в чисто музыкальном плане, но, например, в запоминании текста песен, сценическом движении, умении контролировать своё поведение на занятиях. Поэтому первоначально пришлось как бы «отступить» назад, к менее сложному, если не сказать, примитивному репертуару.
При составлении репертуара главный принцип для меня – выбирать самые яркие, эмоционально насыщенные, высокохудожественные произведения композиторов-песенников прошлого и современных авторов для детей и юношества. Больших усилий и временных затрат требует поиск качественных минусовых фонограмм. Зачастую приходилось отказываться от разучивания понравившейся ребятам песни из-за отсутствия фонограммы должного качества. Хотелось бы иметь более совершенное оборудование, например, проектор и экран, стойки для микрофонов. На данном этапе я могу показать записи концертов, видеоклипов, вывести текст песни только на небольшой монитор, что не очень удобно для зрения детей.
Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого.