Коммуникативная компетентность работников образования

Министерство образования Московской области


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)





Практико-ориентированный проект


Коммуникативная компетентность работников образования



Слушатель курса «Образование и общество. Наша новая школа в ХХ1 веке»






Исполнил: Новиков В.С.
Руководитель:_______________




Москва - 2011





Содержание
Введение .3
Понятие психологического контакта, основные функции педагогического общения. Межличностные и межгрупповые механизмы взаимопонимания 6
Психологическая структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию 13
Заключение 27
Литература 31

















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии педагогического сотрудничества профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в образовательных учреждениях.
Его актуальность определяется тем, что профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений не имеет базового психологического образования.
Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием профессорско-преподавательского состава и слушателей в педагогическом процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого преподавателя.
Объект исследования являются процесс и результат взаимодействия участников образовательного процесса в образовательном учреждении.
Предметом исследования являются:
- научные и учебно-методические работы;
- нормативно-правовые акты по данной проблематике.
Цель исследования. Разработать психотехнологию педагогического сотрудничества для работников образовательных учреждений.
Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:
- изучить правила, психотехники и психотехнологии общения;
- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
- проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;
- разработать структуру взаимодействия для участников образовательного процесса;
- разработать психотехнологию педагогического сотрудничества для работников образовательных учреждений.
Методология и методы исследования. Основным методом сбора, анализа,
обобщения и систематизации информации и методом познания проблемы исследования является всеобщий универсальный метод познания – материалистическая диалектика. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов участниками образовательного процесса.
Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные методом включенного педагогического общения, научная и учебно-методическая литература по данной проблематике, система повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области.
Нормативную базу исследования составили нормы права, регламентирующие деятельность участников образовательного процесса.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые психотехнология педагогического сотрудничества для работников образовательных учреждений. Разработал авторскую учебную программу, лекции, учебно-методические материалы по курсу «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса в области обучения и воспитания».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые
раскрыты комплексно функции, межличностные механизмы взаимовосприятия, структура общения, коммуникативные барьеры, психологические приемы, формирующие симпатию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:
- в педагогической деятельности участниками образовательного процесса;
- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;
- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике;
- при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательного процесса.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, в научных статьях, в монографиях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах повышения квалификации работников образовательных учреждений.











§I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИГЕСКОГО КОНТАКТА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ.

Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по педагогическому общению, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:
- правила педагогического общения это первый этап развития науки;
- психотехники педагогического общения это второй этап развития науки;
- технологии педагогического общения это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества.
Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре условные этапа самосовершенствования профессорско-педагогического состава образовательных учреждений:
- допрофессиональный этап развития профессионала это первый этап самосовершенствования начинающего преподавателя (научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок в процессе педагогической деятельности в образовательном учреждении);
- начальный уровень саморазвития профессионала это второй этап самосовершенствования преподавателя (преподаватели умеют применять правила педагогического общения в процессе взаимодействия с обучаемыми в образовательном учреждении);
- средний уровень саморазвития профессионала это третий этап самосовершенствования преподавателя (преподаватели умеют применять психотехники педагогического общения в педагогической деятельности);
- высший уровень саморазвития профессионала это четвертый этап самосовершенствования преподавателя (преподаватели должны уметь применять технологии педагогического общения это предпосылки педагогического сотрудничества).
Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в учебном процессе, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.
Педагогическое общение - ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучаемых самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения.
В процессе педагогического общения преподаватель и слушатели реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.
Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что преподаватель и слушатели познают психологическую структуру личности друг друга. При этом преподаватель должен в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) личности слушателей.
Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что преподаватель и слушатели в учебном процессе воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.
Сущность информационной функции заключается в том, что преподаватель передаст слушателям свою систему профессионально-психологических знаний.
Сущность облегчающей функции заключается в том, что преподаватель помогает, облегчает слушателям при усвоении ими программного материала на лекциях, семинарах и т.п.
Умение преподавателя сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с обучаемыми называется самоподачей, саморекламой, самопрезентацией, самопредъявлением, самопредставлением.
Разработаны три способа самоподачи профессорско-преподавательского состава в ситуации знакомства с обучаемыми:
- самоподача превосходства;
- самоподача привлекательности;
- самоподача отношения преподавателя к обучаемым.
Самоподача превосходства это первый способ формирования первого впечатления, когда преподаватель взаимодействует с обучаемыми в ситуации знакомства. Самоподача превосходства начинает работать на преподавателя, когда обучаемые ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому преподаватель оценивается обучаемыми в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам.
Если обучаемые в чем-то превосходят преподавателя, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.
Самоподача привлекательности это второй способ формирования первого впечатления преподавателем в ситуации знакомства с обучаемыми. Самоподача привлекательности начинает работать на преподавателя, когда он внешне нравится обучаемым. В результате обучаемые склонны считать преподавателя умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, т.е. обучаемые переоценивают личностные и профессионально-деловые качества преподавателя. Если же обучаемые считают, что преподаватель внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.
Самоподача отношения преподавателя к обучаемым это третий способ сознательного формирования первого впечатления преподавателем в ситуации знакомства с обучаемыми. Самоподача отношения преподавателя к обучаемым начинает работать на преподавателя, когда он относится доброжелательно к обучаемым или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в желаниях, в убеждениях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с обучаемыми и т.п. В результате обучаемые склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества преподавателя. Если же преподаватель недоброжелательно относится к обучаемым, то они недооценивают личностные и профессионально-деловые качества преподавателя.
Эти четыре функции педагогического общения находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости между собой, когда преподаватель взаимодействует с обучаемыми в ситуации знакомства.
Эти четыре основные функции педагогического общения реализуются профессорско-преподавательским составом и обучаемыми при помощи межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия. Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия используют как обучаемые, так и профессорско-преподавательский состав.
Механизмы межличностного взаимовосприятия:
- эмпатия вчувствование преподавателя в психическое состояние обучаемых, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия. Для этого преподаватель должен уметь познать психическое состояние обучаемых, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную "волну" обучаемых;
- рефлексия это имитация мыслей и деяний обучаемых на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» обучаемых (размышление за обучаемых);
- саморефлексия внутренняя психическая деятельность преподавателя, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;
- идентификация настройка преподавателя на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) обучаемых одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого преподавателем конкретная педагогическая ситуация продумывается (рефлексия) за обучаемых (умение поставить себя на место обучаемых, взглянуть на проблему обучаемых с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за обучаемых их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;
- стереотипизация восприятие и оценка обучаемых преподавателем на основе его жизненного опыта, который преподаватель использует (первое впечатление) для интерпретации поведения обучаемых в педагогическом процессе;
- обратная связь восприятие, понимание, оценка, контроль преподавателем уровня усвоения обучаемыми учебного материала, например, по каждой лекции на семинарах;
- аттракция это внешнее выражение преподавателем симпатии к обучаемым, позитивного отношения, доброжелательности в учебном процессе;
- казуальная атрибуция предположение преподавателя о том, почему слушатель не готов к семинарскому занятию, путем приписывания ему причин и мотивов его поведения при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения обучаемого.
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:
- социальная категоризация распределение различных категорий обучаемых по определенным категориям при дефиците информации о слушателях, которых преподаватель видит впервые (постоянные категории курсант, слушатель, адъюнкт, докторант и ситуативные категории пассажир, покупатель и т.п.);
- социальная групповая идентификация процесс отнесения себя преподавателем к конкретной формальной (неформальной) социальной группе, к социально-психологической общности «мы» (профессорско-преподавательский состав, преподаватели, доценты);
- социальное сравнение процесс сравнения социально-психологической общности «мы», к которой преподаватель относит себя сам, с иными социально-психологическими общностями «они»;
- социальная межгрупповая дискриминация процесс недооценки социально-психологической общности «мы» и переоценки социально-психологической общности «они»;
- социальная стереотипизация приклеивание ярлыков обучаемым в педагогическом процессе, приписывание учебным группам присущих только им психологических установок, целей, мотивов;
- социальная атрибуция приписывание обучаемым причин и мотивов неподготовки к семинару, не представленных в поле восприятия преподавателя;
- социальная децентрация умение преподавателя представить мнения обучаемых, их отношения к конкретным учебным дисциплинам, их отношения к конкретным коллегам;
- социальная физиогномическая редукция процесс формирования первого впечатления о слушателе в ситуации знакомства по его внешнему виду, телосложению, походке, одежде, вербальным и невербальным средствам общения, а потом подгонка преподавателем под этот идеальный образ слушателя, который преподаватель сам сформировал в педагогическом процессе.
Реализация межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность усвоения программного материала:
- уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
- исходного уровня знаний обучаемых;
- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему знаний;
- содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения учебного материала по конкретной учебной дисциплине.






§2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ

Психологическая структура педагогического общения может состоять из следующих этапов:
1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых).
2. Моделирование профессорско-преподавательским составом сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
3. Планирование взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в педагогическом процессе.
4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия преподавателя с обучаемыми в учебном процессе, привлечение внимания обучаемых, формирование интереса у обучаемых, например, к теме лекции, возбуждение острого желания у обучаемых самостоятельно добывать знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике это цель технологии педагогического сотрудничества.
5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение профессорско-преподавательским составом обучаемым положительных эмоций.
6. Организация и управление педагогическим общением в учебном процессе, например, в процессе проведения семинара.
7. Попытка преподавателя установить психологический контакт с конкретным слушателем в процессе проведения семинара.
7.1 Выбор преподавателем естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с данным конкретным слушателем после проведения семинара.
7.2 Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между преподавателем и слушателем после семинара.
7.3 Изучение психологической структуры личности слушателя.
7.4 Попытка преподавателя «войти» в доверие к слушателю.
7.5 Негласно зафиксировать доверительную зону общения.
7.6 Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.
7.7 Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности слушателя мотивы поступления в образовательное учреждение, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).
7.8 Выход из доверительного общения с данным конкретным слушателем.
8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия преподавателя с обучаемыми, например, в процессе проведения семинара.
9. Выход из педагогического общения после проведения семинара .
10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей.
11. Анализ педагогической деятельности и слушательской деятельности в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование преподавателем сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию.
Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться:
- в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от слушателей и при этом систематически их развивать и самосовершенствовать до достижения определенного уровня знаний уровня творчества;
- в обучаемых (знать исходный уровень знаний);
- в целях педагогического общения;
- во времени, которое отводится на изучение конкретной темы;
- в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;
- в педагогической ситуации взаимодействия с обучаемыми (восстановление в памяти предыдущих особенностей взаимодействия, констатация ситуации педагогического общения, ее оперативное соотнесение с прошлой ситуацией педагогического общения и со спланированной ранее моделью взаимодействия в педагогическом процессе, уточнение и коррекция ранее спланированной модели взаимодействия с учетом целей предстоящей педагогической деятельности);
- в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;
- в пространственных условиях взаимодействия;
- в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;
- в формальной социальной роли как своей (преподаватель), так и собеседников (слушатели);
- в формальном социальном статусе как своем, так и обучаемых;
- в стиле взаимодействия;
- в психических состояниях обучаемых;
- в уровне развития формальной социальной группы;
- в формальной и психологической структуре этой группы;
- в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение слушателя в формальной социальной группе (групповое давление, социально-психологическое заражение, внушение, подражание);
- в межличностных и межгрупповых механизмах взаимовосприятия;
- в психологической структуре педагогического общения;
- в способах разрешения конфликтов;
- в пристройках «сверху», «снизу», «рядом»;
- в позициях Родителя, Взрослого и Дитя;
- в основных педагогических функциях;
- в способах самоподачи;
- в «поглаживаниях» и «уколах»;
- в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях обучаемых и т.п.
Обучение это не механическая передача системы научных знаний, а взаимодействие между преподавателем и слушателями в учебном учреждении.
Барьеры коммуникативные психологические препятствия, возникающие в процессе передачи преподавателем системы научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы знаний в систему действий в учебном процессе.
Кан-Калик В.Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучаемыми в учебном процессе:
- барьер несовпадения психологических установок преподаватель приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, несобраны, невнимательны, в результате неопытный преподаватель раздражен, нервничает;
- барьер боязни обучаемых характерен для начинающих преподавателей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с обучаемыми «пугает» их, сковывает творческую природу;
- барьер отсутствия психологического контакта: преподаватель входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с обучаемыми, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);
- барьер сужения функций педагогического общения: преподаватель учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции педагогического общения;
- барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других преподавателей, работающих в этом образовательном учреждении или в результате собственных педагогических неудач;
- барьер прошлого негативного опыта педагогического общения с данной учебной группой или слушателем;
- барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);
- барьер подражания: молодой преподаватель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен. [9, с. 34-35]
- мотивациониый барьер это нежелание слушателя самостоятельно добывать знания и формировать навыки и умения; .
- интеллектуальный барьер возникает, когда профессорско-преподавательский состав не знает исходный уровень знаний обучаемых;
- эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии преподавателя к слушателю;
- волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми;
- ошибки по типу преподаватели слушатели (межвозрастные);
- ошибки по типу мужчина женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);
- межпрофессиональные (непонимание терминов профессорско-преподавательского состава);
- ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный);
- ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок слушателям);
- снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным преподавателям);
- ошибки по типу «мы преподаватели» «они слушатели»;
- ошибки по типу физической привлекательности;
- ошибки по типу приближение избегание;
- ошибки по типу самоподача превосходства;
- ошибки по типу самоподача привлекательности;
- ошибки по типу самоподача отношения слушателя к преподавателю;
- барьер расстояния между преподавателем и слушателем;
- барьер позы;
- барьер авторитет;
- внешние барьеры;
- внутренние барьеры;
- барьер несовпадения ролевых ожиданий, мотивов, потребностей, интересов, мнений;
- барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение слушателя в малой формальной социальной группе;
- ошибки по типу упреждения – новизны. На преподавателя и на слушателей больше всего психологически воздействуют:
а) первая сообщаемая информация о слушателе или преподавателе;
б) последняя сообщаемая информация о слушателе или преподавателе;
- барьер имя возникает, если преподаватель не установил три рода имен слушателя:
а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте слушателя;
б) имя то, которое слушатель желает услышать в учебном процессе - Иван Иванович;
в) имя, которое слушатель не любит это его кличка и др.
Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, преподаватель должен проанализировать педагогическую деятельность с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок взаимонепонимания - самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка и т.п. Зафиксировать коммуникативные барьеры, если они выявлены в педагогической деятельности, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные педагогические привычки у преподавателя.
Слово - это оружие преподавателя, которое оставляет в памяти слушателей одно из двух внушений к педагогу, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству:
а) антипатию;
б) симпатию.
Если слова преподавателя вызывают у слушателей положительные эмоции (симпатию), то при прочих равных условиях они легче и при этом с желанием воспринимают учебный материал, принимают, понимают и признают как доминирующую его позицию, как авторитетную личность, как профессионала, как друга, как формального и неформального лидера, которому они доверяют и при этом желают сотрудничать без принуждения.
Следовательно, чтобы сотрудничать без принуждения с обучаемыми, преподавателю недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры. Он должен уметь внушать симпатию при помощи психологических приемов, правил, психотехник, технологий.
Психотехника - это комплекс воздействий на подструктуру направленности личности слушателя, направленных на изменение психических состояний, доминирующих мотивов, потребностей, интересов, близких, средних и далеких перспективных целей и т.п. или закреплению нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, целей, желательных видов поведения и деятельности в образовательном учреждении.
Технология педагогического сотрудничества использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий профессорско-преподавательским составом в учебном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества и поведения и деятельности обучаемых в образовательных учреждениях.
Мы рассмотрим только психологические приемы, формирующие симпатию и при этом помогающие профессорско-преподавательскому составу взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе на уровне педагогического сотрудничества.
1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка преподавателя при входе в аудиторию это самый простой и эффективный способ внушить слушателям положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку преподавателя, как правило, слушатели отвечают улыбкой это происходит бессознательно, но преподаватель должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.
Опережающая (авансированная) улыбка преподавателя - это психологическая настройка слушателей на эмоционально положительную «волну», на образование положительных эмоций, на внушение симпатии, которая не только вызывает согласие сотрудничать без принуждения, но и в свою очередь вызывает удовлетворение от педагогического сотрудничества.
Следовательно, лицо преподавателя формирует у слушателей психологическую установку на образование:
а) положительных эмоций, если преподаватель сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к слушателям;
б) отрицательных эмоций, если преподаватель не применяет этот психологический прием.
2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для слушателей в учебном процессе».
Структура этого психологического приема:
- сознательное подчеркивание преподавателем психологической общности «мы» с обучаемыми;
- установление визуального контакта с обучаемыми и формирование психологической установки у них преподавателем на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;
- формирование преподавателем психологических предпосылок для установления психологического контакта с обучаемыми;
- накопление положительных эмоций у обучаемых;
- возникает желание у обучаемых сотрудничать без принуждения. В процессе педагогического общения преподаватель должен обращаться к обучаемому по имени, на которое он претендует.
Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует слушатель»:
- установить три рода имен слушателя:
а) реальное имя;
б) имя то, на которое он претендует;
в) имя, которое он не любит;
- привлечь непроизвольное внимание слушателя сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;
- использовать только то имя, на которое претендует слушатель в процессе педагогического общения;
- формировать у слушателя психологическую установку на образование положительных эмоций;
- переформулировать цели педагогического общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами слушателя;
- накапливать положительные эмоции у слушателя;
- удовлетворить потребности слушателя в положительных эмоциях;
- установить психологический контакт с обучаемым;
- зафиксировать негласно доверительную зону общения;
- познать психологическую структуру личности слушателя, не говоря ему ни слово о цели педагогического общения.
3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что преподаватель в процессе педагогического общения должен уметь поставить себя на место слушателя, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается преподавателем путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» обучаемого.
Чтобы психологически грамотно применять этот прием, преподаватель должен придерживаться следующих установок:
- если к вам пришел слушатель, значит ему что-то нужно от вас;
- если вас хвалит слушатель, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы педагогического общения, анализирует ваши вопросы и т.п. психологический обыск;
- не открывайте уста без цели в процессе педагогического общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на слушателе, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.
4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика преподавателя, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да», от количества накопленных согласий в начале педагогического общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для педагогического общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у обучаемых сотрудничать без принуждения в учебном процессе.
П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] педагогического общения:
- метод снятия психической напряженности - умения преподавателя делать комплименты обучаемым в начале педагогического общения. Комплимент - это слова преподавателя, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые обучаемые мечтают видеть в своей психологической структуре личности;
- метод "зацепки" - умение преподавателя кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, и используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;
- метод стимулирования игры воображения обучаемых - это умение преподавателя задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.
- метод прямого подхода непосредственный переход преподавателя к занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.
5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» вопросы, на которые обучаемые могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»). Сущность этого приема заключается в том, что преподаватель формирует психологическую установку у обучаемых отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях:
- управлять диалогом;
- формировать положительные эмоции у обучаемых;
- уточнить психическое состояние у обучаемых;
- установить психологический контакт.
6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что преподаватель должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия слушателю, чтобы он выступил по теме занятия. Для этого преподаватель должен уметь терпеливо слушать монолог обучаемого, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог слушателя кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния слушателя.
И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] обучаемых:
1. Нерефлексивное слушание ответа обучаемого концентрация внимания на слушателе, молчание, слушание его выступления с использованием преподавателем невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).
2. Рефлексивное слушание ответа обучаемого обратная связь с обучаемым, при которой преподаватель использует четыре приема рефлексивного слушания обучаемого (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний программного материала у слушателя по теме семинара.
3. Выяснение это обращение преподавателя к слушателю после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную оценку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».
4. Перефразирование ответа обучаемого это умения преподавателя передать слушателю смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но ».
5. Отражение чувств обучаемого концентрация внимания преподавателя не на содержании выступления слушателя на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...».
6. Резюмирование это умения преподавателя подытоживать основные мысли слушателя и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».
7. Эмпатичное слушание обучаемого обратная связь с обучаемым, при которой преподаватель использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать психическое состояние слушателя.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Технология педагогического сотрудничества ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему научных знаний в систему действий.
Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии педагогического сотрудничества профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в образовательных учреждениях.
Его актуальность определяется тем, что профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений не имеет базового психологического образования.
Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием профессорско-преподавательского состава и слушателей в педагогическом процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого преподавателя.
Таким образом, в структуру профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава входят четыре условные группы компонентов:
- профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии;
- информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях;
- правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач;
- коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

















Литература

1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. М., 1988.
2. Буданов А.В., Латкова И.А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. -М., 1997.
3. Горлинский И.В., Колонтаевская И.Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. М., 1995.
4. Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины. М., 1991.
5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997.
6. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. М., 1997.
7. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999.
8. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии /Под общ. ред. А.С. Батышева. М., 2000.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
11. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. М., 1997.
12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
13. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001.
14. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. М., 1996.
15. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. М., 2001.
16. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. М., 2000.
17. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. М., 1995.
18.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"


 Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". –М.,2009. С.3.

 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638. – М.,2010. С.4-6.














13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 215