Статья Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Тюменская область, Заводоуковский городской округ, с. Новая Заимка
А.Б. Коротовских
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов и предъявляет новые требования к личности учителя. Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей: предметно-методологической, психолого-педагогической, коммуникативной, исследовательской, акмеологической, компетентность в области валеологии образовательного процесса, в сфере медиа - технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса, в сфере трансляции собственного опыта, в области управления системой «учитель-ученик». Овладение педагогом системой обозначенных компетентностей и решение поставленных задач на современном этапе развития образования, невозможно без переподготовки и повышения квалификации. Однако следует отметить, что профессиональная компетентность педагога не сводится лишь к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свои внутренние ресурсы для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Профессионально - компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка. [3]
Профессиональная деятельность педагога осуществляется посредством общения. От того, насколько эффективен этот процесс зависят результаты педагогического труда. Поэтому коммуникативная компетентность педагога является одной из ключевых.
Существуют два понятия - «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны. Компетенция - общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению (область знаний). Понятие «компетенция» сужается до круга должностных (функциональных) полномочий, а «компетентность» - некая личностная характеристика, уровень умений личности, позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях. [2] Коммуникативная компетентность определяется, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. [4]
Коммуникативная компетентность включает в себя владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету. Коммуникативная компетентность является профессионально значимым, личностным качеством учителя, которое формирующееся в процессе саморазвития. [1]
В структуре общения Г.М.Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативная (состоит в обмене информацией между людьми); интерактивная (заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника); перцептивная (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания). [4] Исходя из этого, коммуникативная компетентность включает в себя следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС нового поколения становится более значимой.  Одной из приоритетных задач в работе психолога с педагогическим коллективом в МАОУ «Новозаимская СОШ» является формирование коммуникативной компетентности педагогов, повышение их психологической культуры. Целенаправленная практическая работа школьного психолога с педагогами по формированию коммуникативной компетентности помогут  учителю достичь  такого уровня личностного и профессионального  развития, на котором  его действия в самых сложных педагогических ситуациях будут оптимальны.  Педагогу-психологу начиная работу с педагогическим коллективом нужно учитывать, что современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности, индивидуально-психологическим характеристикам.  Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Педагогическая практика показывает, что большинство педагогов, особенно в сельской местности, перегружено количеством учебной нагрузки. Введение ФГОС повлекло за собой увеличение объема работы и отчетности: педагогическая диагностика, мониторинг, разработка новых учебных и воспитательных программ, программ внеурочной деятельности, междисциплинарных планов по формированию универсальных учебных действий обучающихся. Изменились структура и требования к современному уроку, что увеличивает время подготовки к учебным занятиям. Учителю необходимо осваивать современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии. Изменились требования к аттестации педагогических работников. Современному учителю необходимо создавать собственное портфолио и портфолио учеников, готовить детей на олимпиады, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах, обучаться на курсах повышения квалификации, писать статьи, создавать странички в социальных сетях работников образования, сайты и многое другое. Учителю катастрофически не хватает времени, чтобы выполнить весь объем работы. Рабочий день педагога не заканчивается за порогом школы. Учитель, ограниченный временными рамками, находится в состоянии постоянного эмоционального напряжения, профессионального стресса. Все эти факторы деформируют личность, приводят к эмоциональному выгоранию, что влияет на все стороны личности и препятствует формированию коммуникативной компетентности педагога. У уставшего учителя нет желания самосовершенствоваться, углублять свои знания в области психологии. Поэтому начинать работу с педагогами следует с профилактики эмоционального выгорания.
В 2012-2013 учебном году в МАОУ «Новозаимская СОШ» были проведены семинар-тренинги по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Целью семинаров-тренингов было познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание, его причинами и симптомами; проанализировать свое эмоциональное состояние; создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, его сплочение; снятие напряжения, повышение чувства собственной значимости.
Следующий этап работы - проведение занятия с элементами тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности педагогов. Задачи этого занятия заключались в следующем: самопознание личности, изучение личностных особенностей, влияющих на эффективность общения; познакомиться с факторами, мешающими объективному восприятию собеседника в процессе общения; привлечь внимание педагогов к необходимости использования позитивной лексики в процессе общения. Педагоги определили свой тип темперамента, познакомились с его характеристикой, получили практические рекомендации как его учитывать при организации урока и в процессе общения, экспериментально познакомились с факторами, мешающими объективному восприятию собеседника в процессе общения (эффект ореола, установки), учились использовать позитивную лексику в процессе общения, смогли наглядно посмотреть, как искажается информация в процессе её передачи.
Перед началом нового учебного года с педагогами школы был проведен методический день по теме «Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога». Педагоги познакомились с эффективными техниками речевого общения, стратегиями поведения в конфликте и способами их разрешения, познакомились с характеристикой обучающихся и преподавателей с различной ведущей модальностью, научились проводить диагностику ведущего канала восприятия у учеников, на практике учились применять данные диагностики.
В новом учебном году продолжится работа по формированию коммуникативной компетентности педагогов. Помимо традиционных тем планируется провести тренинги, посвященные стрессоустойчивости и тайм-менеджменту. Имеет смысл и  просветительская деятельность в виде лекций, тематических выступлений  на педагогических советах, собраниях, методических объединениях классных руководителей и учителей-предметников, ознакомление педагогов с  достижениями, исследованиями, открытиями современной психологической науки и практики (по проблемам  актуальным  в данном образовательном учреждении в данный момент).
Литература:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб,: Питер, 2001. - 544с.
2. Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов.// «Школьный психолог», № 19, 2007. – М.: Изд-во «Первое сентября». 
3. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: уч.пособие.- М.: Изд-во Артикул, 2007. – 305 с.
4. Столяренко Л.Д. Психология: учеб. для вузов. – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с.