Обобщение опыта работы по теме: «Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса информатики»


Обобщение опыта работы учителя информатики Гришиной Елены Ивановныпо теме самообразования:«Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса информатики»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Угранская средняя школа»Угранского района Смоленской области Рост научных знаний быстро стираетграни между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам. В.Вернадский. Интегративный урок Интегративный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.Приложение: «Типы и формы интегративных уроков» {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}1) y=2 ͯ3) y=(1/3) ͯ2) y= 3 ͯ4) y= (1/2) ͯУкажите какие из графиков соответствуют функциям

Урок по информатике: «Задачи на построение. СКЧ КОМПАС» 7 классЗадачи урока (геометрия):Познакомить с простейшими задачами на построение. Развитие навыков выполнения построений с использованием линейки, карандаша и циркуля. Совершенствование навыков оформления задач по геометрии. Повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами.Задачи урока (информатика):Отработка навыков выполнения построений в СКЧ «Компас». Развитие алгоритмического мышления, умений действовать по предложенному алгоритму. Развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую. Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.



Метод проектовМетод проектов – это форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков работы в группе и эффективного создания реального объекта, творческого продукта.Приложение: «Классификация проектов»Приложение: «Этапы работы над проектом » Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этапы работы над проектом Поисковый1.  Определение тематического поля и темы проекта.2.             Поиск и анализ проблемы.3.  Постановка цели проекта.  Аналитический1.             Сбор и изучение информации.2.             Анализ информации.3.             Поиск оптимального достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.4.1 Исследование альтернативных вариантов конструкции с учетом требований функционирования и дизайна.4.2 Исследование альтернативных вариантов технологии изготовления.4.3 Исследование альтернативного использования материалов.·                Составление конструкторской и технологической документации.·                Составление плана реализации проекта:          пошаговое планирование работ·                Анализ ресурсов. Практический1.             Выполнение запланированных технологических операций.2.             Текущий контроль качества.3.              Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.  Презентационный1.             Подготовка презентационных материалов.2.             Презентация проекта.3.             Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).  Контрольный1.             Анализ выполнения проекта.2.             Оценка качества проекта. Групповые обсуждения Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек). Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков активного слушания и использования опыта учащихся при предъявлении нового материала. Урок-дискуссия на тему: «Выбор антивирусной программы»Цель урока: определить в ходе дискуссии (обсуждение мнений нескольких групп учеников) какие из современных антивирусных программных средств являются наиболее эффективными и востребованными пользователями. Рынок антивирусных программ очень разнообразен 1 этап: постановка проблемы (10 минут)Учитель объясняет проблему защиты информации. Останавливается на одном из средств защиты – антивирусном ПО. Даются определения следующих терминов: компьютерный вирус , антивирусная программа, дискуссия. На современном рынке ПО существует множество антивирусных средств.Какую антивирусную программу выбрать? 2 этап: выдача задания(5 минут)- Учитель делит всех учеников на группы по 4-6 человек. В каждой группе назначается ответственный, который выбирает карточку с названием антивирусной программы.- Учитель раздает каждой группе рабочий листок, на котором находится таблица с различными параметрами, характеризующими работу антивирусных программ. 3 этап: заполнение рабочего листка (20-30 минут)Ученики с помощью поисковых серверов Интернет ищут необходимую информацию и заносят ее в таблицу рабочего листка.Для сокращения времени поиска нужной информации каждая группа делится на подгруппы по 2-3 человека( в зависимости от количества компьютеров).Найденная информация заносится в таблицу. 4 этап: заполнение сводной таблицы (20 минут)Сводная таблица формируется и выводится на экран интерактивной доски.Ответственные от каждой группы объясняют и защищают данные своей таблицы с целью «показать, что его антивирусная программа на современном этапе самая эффективная по заданным параметрам»По итогам заполнения сводной таблицы строится столбиковая гистограмма. 5 этап: заключительный(10 минут)По итогам заполненной сводной таблицы и созданной гистограммы ученикиделают вывод и отвечают на вопрос, поставленный вначале занятия : Какую антивирусную программу выбрать? Рабочий листок(создан в MS Excel, заполняется вручную) Рабочий Рабочий листок 1 листок 2 Сводная таблица(создана и формируется в MS Excel) Мозговой штурм Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Используется на занятиях с дидактической целью эффективного предъявления большого по объему теоретического материала и обобщения ранее изученного материала. Тема урока: Локальные компьютерные сети.Цель урока: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети. Создаётся проблемная ситуация: предлагаю учащимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел. Что делать? «Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма»Положительные стороны:- все учащиеся участвуют на равных позициях;- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.Недостатки:- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;- возможно «зацикливание» на однотипных идеях. Деловые игры Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности. Используется на занятиях с дидактической целью моделирования учебной или профессиональной деятельности учащихся, повышения учебной мотивации. Урок - деловая игра «Сборка компьютера»Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе рабо­тают несколько фирм — обществ с ог­раниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. С утра поступает заказ: за­казчик хочет купить компьютер, но точ­но не знает, какой конфигурации дол­жен быть этот компьютер и какое до­полнительное оборудование к компьюте­ру ему понадобится. Надо ему в этом по­мочь».Дидактическая цель урока: в игровой форме по­знакомить учащихся с основными уст­ройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием. Баскет-метод – это метод обучения на основе имитации ситуаций. Тема: "Исто­рия развития вычислительной техники" Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоя­тельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.Дидактическая: обобщение и про­верка усвоения ранее изученного материала.Для проведения этого занятия учителем гото­вится несколько "экспонатов" для нескольких за­лов "виртуального" музея компьютерной техники. Причем "экспонаты" для каждого зала подбира­ются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких "экспонатов" можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техни­ки, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров раз­ных поколений.Пример набора экспонатов одного "виртуального" зала. Название зала — "Машины II поколения". Перечень "экспонатов": фотогра­фии БЭСМ-6, ЕС ЭВМ "Электроника", фотографии Н.П. Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема струк­туры ЭВМ II поколения, таблица с краткими све­дениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д."Экскурсовод" должен в течение 5 минут подго­товить связный рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 "совет­ника". Тренинги Тренинги – метод обучения, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Используется на занятиях с дидактической целью отработки изучаемого материала. Анализ практических ситуаций Анализ практических ситуаций (case-study) – это метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.