Описание опыта работы «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса»


Описание опыта работы
«Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса»
Автор: Князева Евгения Валерьевна, учитель биологии
МБОУ СОШ № 7 «с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дзержинска Нижегородской обл.
г. Дзержинск 2014г.
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса
Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. На экскурсии учащиеся учатся:
1)ориентироваться на местности
2)наблюдать
3)сравнивать
4)видеть нужные объекты
5)находить примеры взаимосвязи организма друг с другом и условия окружающей среды
Биологические экскурсии давно и прочно вошли в практику, так как они имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью можно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Но проведение экскурсий порой сопряжено с определенными неудобствами. Ведь достаточно часто в условиях города сложно выбраться на экскурсию для непосредственного наблюдения за живой природой в естественных условиях.
С внедрением новых информационных технологий в процесс образования, выход из этой ситуации оказался прост – это создание виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – воображаемое посещение изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. У виртуальных экскурсий есть свои плюсы и минусы, однако их использование на уроке и во внеурочной деятельности, позволяют педагогу выполнять поставленные задачи. Возможно понятие «виртуальная экскурсия» в скором времени может прочно укрепится в методике преподавания.
Виртуальная экскурсия представляет собой объемный информационный проект, требующий сбора и ознакомления информации, анализа и обобщения фактов, разработки презентации. Обеспечить работу над виртуальной экскурсией позволит погружение в проект, организация и осуществление деятельности учащимися, презентация проекта. Структура виртуальной экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий. Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. При этом учитывается наличие необходимого оборудования : мультимедийный проектор, ЭОР. Также при подготовке к экскурсии можно использовать такие источники информации, как школьная библиотека, Интернет, краеведческий музей. Методический подход проведения и организации экскурсии учитель может выстраивать в традиционной форме или по разному:
1)самостоятельная работа учащихся с использованием ЭОР, учитель руководит их деятельностью, консультирует;
2)учитель сам раскрывает содержание экскурсии, а затем организует самостоятельную по заданиям;
В конце проводится отчет об экскурсии. Учитель правильно оценивает, вносит коррективы. В заключении проводится беседа с анализом.
Например, особенно большой интерес вызывает у учащихся виртуальная экскурсия на тему «Лес- богатство человечества». Следующий кадр после обозначения темы показывал правила поведения в природе. Далее кадры знакомили с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождался голосами птиц, шумом крон деревьев. Меняя кадры ученики как бы передвигались по лесу от объекта к объекту в естественной среде. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создавала эффект присутствия.
От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, то есть возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе. Интерактивный видеоролик отличается от обычного тем, что его можно остановить в любую секунду и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащийся, управляя курсором, может приближать различные объекты, поворачиваться вокруг оси, наклоняться или поднимать глаза, и в соответствии с его действиями меняется картинка на экране. Создание полноценной виртуальной реальности предполагает использование дорогостоящих средств мультимедиа, но можно ограничиться и имеющимися компьютерными возможностями. Безусловно, после виртуальной экскурсии необходимо провести реальную экскурсию в природу (лес, парк, на территорию школы) с выполнением тех же заданий, но непосредственно в природе.
И хотя виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей, все же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить изученное, рассмотреть то, что в живой природе рассмотреть сложно (полет птицы, рост растения).
В любом случае, применение средств ИКТ на уроке- экскурсии позволяет проводить увлекательный и познавательный урок биологии, как для учащихся, так и для самого учителя.
Список литературы
1 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: Просвещение, 1979.-285 с.
2 Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. -М.: Просвещение, 1993.- 224с.
3 Пономорева И.Н. Общая методика обучения биологии: - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-272с.