Урок по теме Сложение и вычитание десятичных дробей (6 класс)



Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Класс: 6
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;
Базовый учебник: математика 6 класс, автор: Г.В.Дорофеев
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
Уметь читать, записывать и сравнивать десятичные дроби.
Знать алгоритм действия с десятичными дробями.
Уметь применять выработанный алгоритм на практике.
метапредметные:
Получить возможность понимать сущность составления алгоритма и действий по нему. Научить управлять поведением партнёра, контролировать результаты.
личностные:
Получить возможность контролировать процесс учебной и математической деятельности. Способствовать эмоциональному восприятию материала. Развивать активность и находчивость при решении примеров.
Ход урока:


Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время, мин.

1
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Всё ли необходимое: пенал, учебник, тетрадь лежит на столе! Посмотрите на меня, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок! По вашим лицам я вижу, что вы настроены на успех. Итак, начинаем урок (слайд 1-солнышко)



1

2
Мотивация к учебной деятельности
-Посмотрите на экран (Слайд 2)
Что вы видите?
-Расположите дроби в порядке возрастания и прочитайте зашифрованное высказывание (каждой дроби соответствует буква)
0,012; 3,001;0,3; 17,124; 1,09; 1,1; 2;7,12; 17,21; 2,03; 7,1354; 25; 0,13. 0,012; 0,13;0,3; 1,09; 1,1; 2; 2,03; 3,001; 7,12; 7,1354; 17,124; 17,21;25.
- У немцев есть поговорка «Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. Я вам желаю, чтобы дроби не смогли поставить вас в трудное положение. Успехов вам в изучении нового.
- Ребята, с чего начнём путь к изучению нового?
Напомните, что вы уже знаете о десятичных дробях и что умеете с ними делать?

-Десятичные дроби

-Учащиеся располагают дроби в порядке возрастания и получают выражение
« Попасть в дроби»;










-С повторения


-Ответы учащихся

7

3
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- Прочитайте дробь 10456,7893 (слайд3)
- какие разряды она содержит;
- назовите цифру, записанную в разряде сотых, в разряде десятков;
- в каком разряде стоит цифра 0, 9
- сравните дроби:
-восстановите размазанные цифры (слайд 4,5)
-А теперь предлагаю поработать в паре
У вас на парте лежат белые листочки с заданием (найти сумму дробей: 3,89 + 7,651 и разность 34,57 - 1,246), посоветуйтесь друг с другом и выполните его.
Ответ запишите в виде десятичной дроби (даётся время, некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске)
Какой ответ правильный?
Как рассуждал?
Ребята, правильные ответы получились лишь у некоторых.
-Почему многие допустили ошибки?


Какая же тема нашего урока?

-При сложении вы использовали смешанные числа, переводили десятичные в смешанные, выполнили сложение обыкновенных дробей, результат снова перевели в десятичные.
-Удобно?
-А может, есть более удобный способ?
-Какую же цель ты поставишь перед собой (обратиться к другим детям с этим же вопросом)?
Итак, цель нашего урока: научиться складывать и вычитать десятичные дроби и составить алгоритм
-Разряд десятых, сотых
-8,5,

-тысяч, тысячных














-Ученики поднимают листы с ответами
-Ученик объясняет своё решение

-Потому что мы не знаем правило сложения и вычитания десятичных дробей
-Сложение и вычитание десятичных дробей;








-Научиться складывать и вычитать десятичные дроби, применяя удобный способ и составить план

9

4
Выявление места и причины затруднения
Давайте вернёмся к вашему рассуждению (работаем с записью на доске).
Вопросы:
сколько цифр (знаков) после запятой получили в результате,
сколько цифр (знаков) после запятой в первой, второй дроби,
если убрать запятые, какие числа получим, какие числа называются натуральными, а как складываем натуральные числа.
-Давайте сложим натуральные числа в столбик.
-Верните на свои места запятые.
Получили тот же результат? Где оказались запятые?
-Итак, теперь давайте вспомним последовательность своих действий (слайд 6)

-Где можно проверить правильность своих выводов?
-Откройте учебники на странице 73 прочитайте правило.
Алгоритм знаем, что теперь должны сделать?
-Но прежде нам надо отдохнуть. (физминутка)










-В столбик, разряд под разрядом;




- Дети повторяют последовательность своих действий и составляют алгоритм

-В учебнике



-Потренироваться.
9

5
Первичное закрепление
№246(а,б,в),№248(а,б,г)
-Выполняют сложение в тетрадях и на доске
5

6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Готовы проверить научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?
Что надо сделать? (слайд 7)

Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?» (слайд 8, 9, 10)
Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «?».
Поднимите руки, у кого все верно.
У кого три верных ответа? Хорошо. У кого два верных решения? Неплохо. А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок?

-Выполнить самостоятельную работу (выполняют самостоятельную работу разного уровня сложности)





Учащиеся проверяют по эталону и выставляют отметку


Рассуждения учащихся
2

7
Включение в систему знаний и повторение
-Где вы ещё можете применить алгоритм?
-Решим задачу под №262а
-При решении задач, уравнений
-Ученик решает на доске, комментирует; класс помогает в случае затруднения
5

8
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Какова была цель сегодняшнего урока?




-Достигли цели? Докажите.
-Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её (1.1)
Чтобы закрепить знания, необходимо дома выполнить задания
Успехов в изучении математики!

-Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
Учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
Дети записывают номера: П. 4.1,
№ 246, №250, №257
2


1.1
Утверждения
+ или ?

1. Тема урока понятна


2. Я достиг цели


3. Я умею складывать десятичные дроби


4. Я умею вычитать десятичные дроби


5. Мне необходимо поработать над



































15