Презентация по литературе на тему Слово о полку Игореве


«Прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения»В.Г. Белинский
«Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее»П.Г. Антокольский

«Я – историк»Карта Руси Историческая основа «Слова…»В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не предупредив Киевского князя Святослава и других князей, отправляется в поход на половцев.

«Я – исследователь»Вспомните исторические жанры и назовите их признаки.Задание: СЛОВО(торжественная песнь) ПОВЕСТЬ(воинская)ПЕСНЬ(историческая)ОБРАЩЕНИЯ, ПРИЗЫВЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫАКТУАЛЬНЫЕ ИДЕИЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ О СОБЫТИЯХСКАЗОЧНО-ПЕСЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕСТВОВАНИЯПРЕОБЛАДАНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЙ АВТОРАЧЕРТЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВАКОКРЕТНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О БЫЛИНАХ СЕГО ВРЕМЕНИПОВЕСТВОВАНИЕ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ О ЧУВСТВАХ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ







Прямое осуждение Игоря и Всеволода;Обвиняет их в честолюбивом стремлении прошлую славу себе присвоить, а будущую поделить между собой;Не сомневается в их личном мужестве, не унижает их достоинства;Святослав = Автор.«Золотое слово» СвятославаЧасть II глава 5




Иван Иванович Голиков (8января 1887 – 30 марта 1937)Русский художник-миниатюрист,заслуженный деятель искусств РСФСР,непосредственный автор и учредительАртели древней живописи Палеха«Слово» в искусстве
Виктор Михайлович Васнецов (3 мая 1848 – 23 июля 1926) Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.«Слово» в искусстве


В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Константин Алексеевич Васильев (3 сентября 1942 -29 октября 1976)Русский художник, автор картин былинного, мифологического и батального жанров.«Слово» в искусстве

На городской стене в Путивле плачет жена Игоря Ярославна;Она не размышляет, не осуждает, а просто печалится, горюет;Обращается к силам природы, просит о помощи мужу;Ярославна скорбит обо всех русскихвоинах, не только о муже;Это собирательный образ – голоса всех русских женщин, их печаль и нежность, страдания от войн и междоусобиц всех русских женщин. Плач Ярославны





ЖуковскийНовиковЗаболоцкий Козлов МайковЛихачевПереводы «Слова…»

на украинскийИван ФранкоПереводы «Слова…»
на белорусскийЯнка КупалаПереводы «Слова…»
на немецкийРайнер Мария РилькеПереводы «Слова…»
на монгольскийЦэндийн ДамдинсурэнПереводы «Слова…»
Переводы «Слова»В Киеве далеком, на горах,Смутный сон приснился Святославу,И объял его великий страх,И собрал бояр он по уставу.С вечера до нынешнего дня, – Молвил князь, поникнув головою – На кровати тисовой меняПокрывали черной пеленою.Черпали мне синее вино,Горькое отравленное зелье,Сыпали мне жемчуг на полотноИз колчанов вражеского изделья. его «одевают» черной пеленою, т. е. погребальным покрывалом, как мертвого; Видеть во сне кровать — тоже плохая примета по сонникам: к болезни или смерти;тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти;пить во сне вино, и особенно мутное, — «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; Рассыпающийся жемчуг - символ слез в сновидениях.Сон Святослава


Калмыцкий народный эпос «Джангар» ...Питомцу великому степи родной,Веками сокрытому, как пеленой, – Создателю «Джангра» восторженно шлю яПриветствие и благодарность большую!Издревле творенье твое бережетВ груди, как святыню, калмыцкий народ,В строках, где бурлит неуемное пламя,Батыры степные проходят пред нами, Из дальних столетий, из дальних краевК нам в душу доносится грохот боев.Певец-исполин, сединой убеленный,Послушай! – К тебе из страны обновленнойГорячую речь обращаю свою:Меня и друзей молодую семьюНа славу родная отчизна взрастила.В степях, где лишь ветры свистели уныло,Веселая жизнь молодая взошла,И песни звенят без конца, без числа!ДЖАНГАРЧИДавид КугультиновКугультинов, Д. Джангарчи: стихотворение [отрывок]/ Давид Кугультинов // Поэзия Калмыкии: стихи. – Москва: «Художественная литература», 1940. – С. 59-61. …Композиция похода князя Игоря
Жизни свои острию копья предадим, Страсти свои державе родной посвятим.Да отрешимся от зависти, от похвальбы,От затаенной вражды, от измен, от алчбы.Груди свои обнажим и вынем сердца,И за народ отдадим свою кровь до конца.Верными Джангару, едиными будем вовекИ на земле будем жить, как один человек.КЛЯТВА БОГАТЫРЕЙ ДЖАНГАРА «Слово» — это многолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и XX веков, а его корни глубоко уходят в русскую почву». Д.С.ЛИХАЧЁВ«Это прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В. БЕЛИНСКИЙ«Все образы тут почерпнуты из природы; характеры рисованы с натуры, и пока не изменится природа славянства, поэма об Игоре всегда будет народной и, больше того, сохранит печать актуальности». А. МИЦКЕВИЧ«Слово о полку Игореве» — это источник, от которого начались реки русской поэзии». Е. ИСАЕВК





Образ Родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», её оврагам (яругам), холмам, болотам и «грязивым» местам.Особенности описания Русской земли