Презентация по литературе на тему Слово о полку Игореве


«Слово о полку Игореве» как литературный памятник Назовите произведения, из которых эти цитаты взяты. 1. Был един народ славянский... и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь. («Повесть временных лет»). 2. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. («Житие Александра Невского»). 3. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. («Поучение» Владимира Мономаха). 4. Приготовьте князю вашему баню, и пусть он смажет этим струпы и язвы на теле своём. А один струп пусть оставит несмазанным. И будет он здоров! («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). 5. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Сёла рады, грады веселы. («Слово о полку Игореве») «Слово о полку Игореве» В «Слове» гениально началась русская литература.От «Слова» потянулись лучи к началам русской культуры, которая основалась на слиянии гуманизма и патриотизма: на идее единения, а не разъединения…Д.Самойлов Две вещи поражают меня всякий раз, когда я перечитываю «Слово». Первая: что и в те времена у русского человека была богатая история.И второе. Замечаем ли мы, что «Слово» – это энциклопедия русской души ? … минувшие века мало изменили нас, мы до сих пор внуки Даждьбога и … зависим от природного мира, в котором были рождены и который воспитал наш общий характер.Ч.Айтматов «Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.Д.С.Лихачев Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XVIII столетия .1800г. Наши предки любили свою родину не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине , как главной ценности народа, высказал Франческа Петрарка лишь в середине XIV века.В. Чевелихин Алексей Иванович Мусин - Пушкин МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович [16 (27) марта 1744, Москва —1 (13) февраля 1817, Петербург], граф, российский государственный деятель, археограф, историк, собиратель рукописей и русских древностей. Член Российской академии (1789), президент Академии художеств (1794-99). В 1775 начинает собирательскую деятельность, занимается историческими исследованиями, принесшими ему известность ученого-археолога. К 1793 у Мусина-Пушкина было уже 1725 рукописей. Обширный свод рукописей Мусина-Пушкина составлялся в те годы, когда из церковного обихода активно вытеснялись рукописные книги, и им на смену приходили типографские издания. Кроме рукописей и старопечатных книг, в собрание Мусина-Пушкина входил обширный мюнц-кабинет — собрание монет и медалей, как отечественных, так и «чужестранных».Имелось у Мусина-Пушкина и живописное собрание, в том числе подлинники Рафаэля, Рубенса, Леонардо да Винчи, Корреджо («Головы»). Мусин-Пушкин охотно предоставлял рукописи для работы. Памятники изучали Н. М. Карамзин, И. Н. Болтин, Н. Н. Бантыш-Каменский, чешский исследователь Йозеф Добровский.Будучи крупным знатоком российских древностей, Мусин-Пушкин опубликовал несколько ценных рукописей из своего собрания. В 1800 он подготовил и издал «Слово о полку Игореве». В 1807 друг коллекционера Н. Н. Бантыш-Каменский убедил Мусина-Пушкина пожертвовать свое книжное и рукописное собрание Архиву Коллегии иностранных дел. Однако Алексей Иванович не успел этого сделать. Вся его коллекция погибла в огне во время французского нашествия 1812. Сохранилось лишь около двадцати рукописей некогда громадного древлехранилища, которые в 1812 по счастливой случайности находились или у других исследователей, или в ярославском имении коллекционера, или были подарены Александру I и великой княгине Елене Павловне. Карта следования войска Игоря Историческая справка Феодальные усобицы XII века связаны с враждой потомства Мономаха и Олега Святославича. И те, и другие использовали в своей борьбе половцев, который объединились под властью Кончака. Игорь вначале вступает в союз с Кончаком, но понимает, что раздор не на благо русской земле, и кается.В 1184г. Объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава половцы разбиты. Игорь из-за гололедицы не успевает вовремя и не принимает участия в битве. По этому поводу князь переживаети, «не сдержав юности своей», бросается на половцев один, взяв лишь своего брата Всеволода, сына Владимира Путивльского и князя Святослава Ольговича из города Рыльска. Войско Игоря разбито, все четыре князя взяты в плен. Половцы перестают бояться русских князей. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, они осаждают Переславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Это имеет страшные последствия для всей дальнейшей русской истории. Современники по-разному оценивали события 1185г. , о чем мы узнаем из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле. Отражение «Слова о полку Игореве» в литературе, музыке, живописи В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Коровин «Площадь в Путивле» Творческое наследие Бородина является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.Опера «Князь Игорь» - образец национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890г., в Мариинском театре (Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. Балет «Князь Игорь» Рерих Николай Константинович В опере "Князь Игорь" сочетаются две близкие Н.К. Рериху темы - Русь и Восток, общность путей которых, их взаимодействие, взаимовлияние, всю жизнь прослеживал Рерих-учёный, воплощал Рерих-художник. российский и советский художник-график, книжный иллюстратор, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик искусства. Народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1962). В 1950 году В. А. Фаворский закончил цикл иллюстраций к "Слову о полку Игореве". Чтобы лучше передать дух эпического произведения, художник гравировал иллюстрации на деревянных досках. Сам Фаворский говорил ,что стремился выразить внутреннюю жизнь персонажей памятника древнерусской литературы через взаимоотношение с природой. Лаковые миниатюры