Презентация программы по развитию устной монологической речи в начальной школе Секреты речи


Программа по развитию устной монологической речи младших школьников в С(К)К«Секреты речи» Учитель начальных классов СОШ № 18Федотова Ирина Николаевна Цель - проанализировать теоретические основы развития устной монологической речи школьников в коррекционном классе, создать условия для развития устной монологической речи младших школьников. Задачи Формировать умение младших школьников последовательно выражать собственные мысли, выделять и раскрывать основную мысль, содержание высказывания с правильным употреблением речевых образцов. Данные умения являются показателями овладения учащимися умения самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями и успешностью развития устной монологической речи младших школьников. Методологическая основа Развитие речи младших школьников рассматриваются в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской и других. Теоретическую основу исследования составляет: деятельностный подход к проблеме порождения устного высказывания в рамках речевой деятельности; концепция личностно-ориентированного подхода в сфере образования; коммуникативно-деятельностный, личностный подход к процессу обучения связности речи. Условия для развития устной монологической речи Создание речевых ситуаций, вызывающих у младших школьников потребность высказываться о чем–либо.Тщательная подготовка материала для речевых высказываний и языковых упражнений.Создание условий, содействующих развитию произносительной, словарной и синтаксической стороны монологической речи детей младшего школьного возраста.Обеспечение формирования у младших школьников конкретных умений в области устной монологической речи. Направления в работе артикуляция;упражнения над техникой речи, включающие работу над дикцией и правильностью дыхания;работа над лексическим богатством языка, логикой речи;работа над ораторским искусством, над связным высказыванием. Принципы: Системность - системная работа по развитию ребенка; Комплексность - взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов учебной деятельности; Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе; Адекватность требований и нагрузок - учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей ученика; Постепенность - обеспечение последовательности усвоения учащимися определенной системы знаний; Индивидуализация темпа работы - учет индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития. Повторность (цикличность повторения) - неоднократное обращение учащихся к изучению и запоминанию пройденного материала. Речевые умения, языковые знания и навыки Овладеть техникой речи (совершенствование дикционных навыков учащихся).Знать отличие связного высказывания от набора слов, соответствие между содержанием текста и его заглавием, особенности структуры разных типов текста.Уметь конструировать, редактировать предложения с оформлением по смысловым и грамматическим связям, восстанавливать предложение из разрозненных слов, словосочетаний и связывать их союзами, предлогами.Уметь выражать одну и ту же мысль в нескольких вариантах с объяснением возникающих оттенков смысла.Уметь составлять элементы монолога по образцам, по аналогии.Уметь давать развернутый ответ на вопросы. Способы организации учебной деятельности Методы:имитативные, коммуникативные, конструктивные. Приемы: языковой анализ и синтез; составление плана;обучение монологической речи на ситуативной основе на уровне фразы, сверхфразового единства, на уровне текста. Формы работы:коллективная, групповая, парная, индивидуальная. владеть:- техникой речи;- орфоэпическими нормами языка;звуковым средством языка; уметь:-четко произносить слова, фразы в умеренном темпе. упражнения для губ и языка: «Улыбка до ушей», «Губами в трубочку влево–вправо, вверх–вниз», «Заблудился язычок» и др.;для работы над дыханием: «Насос», «Лыжник», «Задуй свечу» и др.; на отработку интонации: «Произнеси в соответствии со знаком», «Любимая игрушка», «Позови собаку», «Сестра приехала вчера» и др. произносительный Техника речи: артикуляция, дыхание, дикция, интонация Ожидаемые результаты (ЗУН) Содержание и виды работы Уровень работы Основные направления работы Содержание занятий по развитию устной монологической речи уметь:-контролировать соответствие связного высказывания теме, конкретной ситуации; - соблюдать связность и логичность высказывания;знать:-объем высказывания;- от полноты, богатства речи зависит содержательность речи. упражнения:-объяснить, как вы понимаете сочетания этих слов: подвернуть рукава, подвернуть руку, подвернуть винт; «горит восток зарею новой…», «ель надломленная стонет…» и др.;-подобрать слова противоположные по смыслу: быстро – …, сверху – …, много – … и др.; подобрать синонимы: всадник – ..; темнота – …; метель – …; -объяснить значение фразеологизмов: работать засучив рукава, работать спустя рукава, попасть впросак, сесть в галошу и др.; лексический Словарь учащихся (работа над обогащением, активизацией, лексическим богатством языка) знать:тему текста и основную мысль;уметь: -делить текст на составные части и составлять план будущего текста;-подчинить свои высказывания основной мысли текста. -озаглавливать текст несколькими способами; -составлять разные типы текста -монолога в соответствии со структурой текста; -составление рассказа по данному началу или по его концу «Фантазеры»;-описание предметной картинки «Нарисуй словами»; - составление рассказа по серии сюжетных картинок «Сказочники»;- составление связного текста–монолога из деформированных предложений «Строители»;-составление текста–монолога по опорным словам, по плану, по заголовку «Сочинители»;- пересказ текста по вопросам «Умники»;-разыгрывание разных речевых ситуаций; уровень текста Текст - монолог Динамика развития устной монологической речи учеников1 «в» класса Выводы 1. Развитие устной монологической речи младших школьников предполагает овладение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий. Монологическая речь активизирует познавательную деятельность учащихся, дисциплинирует мышление и развивает память, учит оформлять свои мысли в соответствие с замыслом. 2. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, занимательный и индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи, должны представлять собой единое целое. При этом методически важными являются характер опор, с помощью которых развивается устная монологическая речь младших школьников: наглядность (рисунок, серия картин, модели высказываний), речевая ситуация, языковые игры, текст, тема (фрагмент темы), проблема, устный текст.