Урок по окружающему миру на тему Есть ли жизнь в воде подо льдом

Тема: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

Оборудование: коробка в виде проруби с цветными картинками с изображением подводных обитателей, водорослей, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь.
На доске картинки: птицы зимой, звери зимой, картинка с изображением зимы перевёрнута.

Ход урока.

1.Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Ну, тогда начнём урок.

2 Актуализация знаний.
Игра «Бал птиц».
Учитель называет различных животных, если дети слышат название птиц они начинают махать крыльями и кружиться, если –нет, стоят на месте. Все дети встают у парт.
1) заяц, лиса, окунь, воробей.
2) Синичка, медведь, лось, снегирь.
3) щегол, галка, белочка, сорока.
4) ворона, ёжик, дятел, свиристель, кабан.
5) Белка, ласточка, волк, сова, крот, соловей, скворец.

Ребята отгадайте загадку:

Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Ответ: Зима

Подумайте с кем из живой природы мы уже встречались? Как люди могут помочь птицам и зверям пережить зиму?

Ответ детей: птицы, звери.
Подкармливать, делать кормушки.

3.А сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных ,а кто это вы поймёте отгадав загадку:

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть не говорю,
Глаза есть не мигаю,
крылья есть не летаю
Ответ: рыба


4. Объявление темы урока.
Кто такие рыбы?
Где могут жить рыбы?
Как рыбы передвигаются в воде?
Как рыбы дышат?
Обобщение: рыбы- водные животные, тело которых покрыто чешуёй (у большинства). А для каких животных ещё вода - родной дом?
Чтобы ответить на все вопросы, давайте представим, что мы с вами отправимся на реку.
Только на дворе зима и река «дом для рыб» засыпан снегом, покрыт льдом. Ну, ничего нам как раз и хочется посмотреть, что происходит в этом доме зимой. Мы с вами идём на зимнюю рыбалку. Что нам может понадобиться? Как мы оденемся?

Ф. м.
Встали, одели тёплую одежду, взяли с собой лопату, ледоруб, сачок и идём на реку.
Мы очистим лёд от снега, сделаем прорубь-отверстие, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во льду замерзшего водоема  и посмотрим
Возьмём с собой сачок. Сачком мы не причиним вреда водным жителям, а рассматривать нам будет их удобно.

Ответы детей.
Удочка, сачок.
Оденемся тепло.
Рыбы.
В воде, в реке, в море
С помощью плавников и хвоста. Жабрами.

5. Новый материал.

Дети выходят по одному к доске и вытягивают из коробки картинку:

Щука-Стрельцова
Кто попал к нам в сачок?
Полосатая злодейка.
Съест любого малыша.
Пескаря, плотву, уклейку.
Не проглотит лишь ежа.
Щуки бывают большими. Длина до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Тело торпедовидное, голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: спина темнее, бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные полосы. Непарные плавники желтовато-серые, бурые с тёмными пятнами; парные  оранжевые. Зимой ведёт активный образ жизни, кормится преимущественно рыбой. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки.

Рак-Косоухова
Попробуем поймать ещё кого-нибудь в сачок.
Его мечи острее бритвы.
Он защищён бронёю лат.
Когда ж приходит время битвы,
Он вечно пятится назад.
Рак-питается частицами органических веществ, растениями или животными. В старину люди считали раков таинственными животными. Где зимует рак? Узнать их зимовку считалось трудным делом. Зарываются раки в ил на дне водоёма и зимуют.

Карась-Ниль
 В местах с суровым климатом караси впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают полное промерзание водоёма до дна. Питаются караси растительностью. Обитают исключительно в болотистых и низменных озёрах и реках, в горных озёрах и вообще в горных местностях карась является довольно редким явлением. Карась  очень живучая рыба.

Лягушка-Колодкин
Под листиком живёт Ленивая толстуха. Сидит, раздув живот, Свою добычу ждёт Комарик или муха Летят ей прямо в рот. 
Лягушка. Это животное, как и раки, зимует на дне водоёма, зарываясь в ил.

Динамический момент.
Рыбки в озере плескались.
В тёплой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Дети повторяют движения.

6. Продолжаем
Подцепим сачком, как лопаткой, и посмотрим кто к нам попал в сачок.

Налим-Мошкин
Налим более активен в холодной воде. Питается беспозвоночными и мелкой рыбой. Старшие особи поедают молодь донных рыб, а также лягушек, речных раков, моллюсков.

Сом-Точинова.
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно

Пресноводный обитатель глубин и омутов. Крупнейший представитель хищников из всех пресноводных рыб. Окрас сома бывает разным, в зависимости от мест обитания и возраста особи. Тело покрыто кожей с обильным покровом слизи, чешуя отсутствует.
Ранней весной сом поднимается из мест зимовки и начинает активно питаться.
Питание сома весьма разнообразно, в его рацион входят ракообразные, моллюски, пиявки, рыба. Активно питается сом с начала весны до конца лета, с понижением температуры воды снижается потребление пищи, а зимой и вовсе перестает питаться залегая в зимовальные ямы.

Окунь-Молоканов
Речной окунь обитает преимущественно в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Первоначально мальки окуня питаются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а повзрослев, начинают охотиться на молодых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
Зимой окунь также активен в светлое время суток с повышением активности вечером и отсутствием активности в ночное время. 

7.Работа с учебником
Откроем учебник на стр. 40 и внимательно посмотрим , о всех подводных обитателях мы поговорили? Вместе с Машей и Мишей мы спустились под лёд. Что ещё увидели вы подо льдом в воде?
Ответ д.:
Растения,.
Оказывается в подводном «доме» есть растения.
Какие они и как зимуют мы узнаем из хрестоматии стр.40 читает Саша Гаврильченко.

улитка
Но на растениях какое-то животное. Послушайте:
Круглый домик. Может гномик в этом домике живёт?
Он волшебный этот домик, по стебелёчку сам ползёт.
Это катушка-улитка прячется в растениях.

Чтение текста по цепочке в хрестоматии на стр. 39. Жизнь рыб подо льдом.
Разобраться как мы можем помочь рыбам перезимовать.


8. Работа в тетради.
Цель: учить детей работать самостоятельно в тетради.
А теперь мне хотелось бы узнать, что вы запомнили, побывав в подводном «доме». Знаешь ли ты этих водных обитателей? Напиши в кружках нужные номера. Расскажи, как зимуют эти животные.
Дети выполняют задание в рабочей тетради. Стр. 30.
Проверка: перевернуть листочки с рыбками и проверить номера.

10.Итог урока.
В каком доме мы сегодня побывали? Кто в нём живёт? Что делают зимой карп, налим, карась? А рак и лягушка?
Ответы детей.
Карп , карась спит.
Налим охотится.
Рак и лягушка спят.
– Зачем был нужен урок? – Он вам понравился?
11.Рефлексия: Раздать д. рыбки красные, желтые, зелёные.

Зелёный цвет - для меня тема была важной ,я хорошо поработал на уроке, я всё понял.
Жёлтый цвет-для меня было не всё понятно.
Красный цвет - было неинтересно, не важная тема.





Заголовок 115