Причины снижения интереса к чтению(4 класс Малая академия)


«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидрофранцузский писатель, философ-просветитель, магистр искусств «Причины снижения интереса к чтению у школьников»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Выполнил : Малинкин Илья, ученик 4 Б класса МОУ Салмановская СШРуководитель: Сафина Г.С. Цель – выяснить причины падения престижа чтения у современных школьников Задачи:. Изучить литературу по данной проблеме.Проанализировать данные имеющихся исследований за последнее время, провести исследование в условиях МОУ Салмановской СШ и выяснить причины снижения интереса к чтению. Показать значение семьи в развитии интереса ребенка к чтению.Определить эффективные формы и методы, которые могут способствовать повышению интереса к чтению среди учащихся школы. Объект исследования -учащиеся МОУ Салмановской СШПредмет исследования –проблема чтения среди учащихся. Гипотеза – с появлением и распространением сети Интернет, мультимедийной продукции у детей отпала необходимость чтения книг и в том, что развитие интереса к чтению не заложено в семье. Методы исследования:анкетирование среди учащихся, учителей, родителей;опрос школьного библиотекаря;работа с читательскими формулярами;обобщение и анализ информации. Зачем нужно читать книги Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то выбор книги для чтения. Читающий человек легче находит общественное призвание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. расширяет кругозорразвивает мышлениеразвивает памятьдает орфографическуюграмотностьДелает жизнь интереснеенаполняет жизнь знаниемдает глубочайший опыт жизниделает человека интеллигентнымразвивает чувство красотыслужит проводником в другие эпохиделает людей мудрымичтение







Практическая часть моей исследовательской работы Количество читателей в сельской библиотеке д. Салмановка{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Взрослые ЮношествоШкольникиДошкольники2013-2014 г.г.30%30%90%- Количество читателей в сельской библиотекед. СалмановкаПосещали библиотеку за это время примерно 12 школьников и подростков Исследования по проблеме детского чтения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Результаты анкетирования учащихся МОУ Салмановской средней школыВопросы анкеты2 класс3 класс4 А класс4 Б классИтого по классам1. Любите ли вы читать?Да – 95%Нет – 4 %.Да – 98 %Нет – 15%Да – 90%Нет – 13%Да – 91%Нет – 9%Да – 89%Нет – 11%2. Читаете ли вы книги, помимо заданных учителем?Да – 84 %Нет – 15%Да – 98%Нет – 15%Да – 77%Нет – 25%Да – 100%Нет – 0 чел.Да – 73%Нет – 23% А почему вы читаете книги, которые вам задает учитель?«Потому что задают Д\З» —31%, «Интересно» — 10 %, «Хочу быть образованным» —23%, «Люблю читать» —17%, «Иногда» —14%, «Чтобы повысить технику чтения» —2%, «Боюсь двойки» —2%. Таких ответов, как «Испытываю наслаждение», «Понять позицию автора» не было. Почему вам не нравится читать, если вы ответили «нет» в первом вопросе?«Не люблю» - 58 %«Нравится читать» - 14 %«Потому что задают слишком много» - 2 % Мое исследование в школьной библиотекеВ МОУ Салмановской СШ- учится в начальной школе 96 чел. Оформлены читательские формуляры на: 2 классы -25 человек (обмен книг –23 чел.)3 классы - 21 человек - (обмен книг – 18 чел.)4 А класс - 14 человек - (обмен книг – 14 чел.)4 б класс - 11 человек - (обмен книг – 8 чел.)В школьной библиотеке оформлены формуляры на 96 учащихся начальной школы, но активных читателей всего –63 человека. Самые активные посетители школьной библиотеки – 2, 3 , 4 А классы Опрос учителей школы по выявлению причин снижения престижа чтенияИнтерес снижен по сравнению с прошлыми поколениями – 100%Интернет, видеофильмы, аудиокниги заменили книги – 100%Родители заняты работой, семейное чтение утратило свою ценность –92%Ученики просто ленятся – 61% Просто не любят читать – 38%С малых лет не сформирован интерес к чтению родителями (не покупают книги, заняты на работе, домашними делами) – 8% Результаты анкетирования родителей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВОПРОСДАНЕТЯвляетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?3514Читали ли Вы в дошкольном возрасте своему ребенку вслух детские книжки?497У Вас есть домашняя библиотека?515Ходите ли вы с ребенком в библиотеку?947Обсуждаете ли Вы со своим ребенком прочитанное?4511 «Час чтения» проводит Г.А. Семенова-учитель начальных классов Час чтения«Дневник юного читателя» Мои предложения Предлагаю следующие формы и методы работы для повышения интереса к чтению: в школе обязательно проводить родительские лектории, для учащихся организовывать и проводить литературные вечера, литературные викторины , недели Книги, выставки книг, устраивать читательские конференции, на которых ученики школы презентовали бы свои любимые произведения. В план воспитательных мероприятий включить библиотечные часы, конкурсы «Папа, мама, я - читающая семья». «Самый читающий класс в школе», «Самый активный читатель библиотеки». Предложения родителям1.Самому родителю важно быть активным читателем. 2. Завести традиции семейного чтения вслух. Регулярно читать книги не только дошкольникам, но и школьникам.3. Подбирать ребенку интересные книги, бывать с ним в книжных магазинах, библиотеках, на выставках. Моя группа в социальной сети Вконтакте «Писатели современности» Рисунки о пользе чтения Моя гипотеза подтвердилась, таким образом, основными причинами снижения престижа чтения среди учащихся являются:распространение информационных технологий;развитие интереса к чтению не заложено в семье;ВЫВОД Значимость моей работыЗначение своей работы я вижу в том, что у учащихся снижается интерес к чтению, значит в обществе назрела острая проблема перехода читателя от бумажной книги к электронным носителям. Нужно говорить и о том, что сегодняшние дети другие и надо считаться с тем, что многим удобней читать книгу на компьютере. Это удобней и потому, что снимается проблема поиска необходимой книги, и, наконец, потому, что экран монитора многие из современных детей видят раньше книжного разворота.
Спасибо за внимание!