Урок. Работа над деформированным текстом «Весна»


Тема. Работа над деформированным текстом «Весна» (3 класс)
Цель:
Поиск способов решения поставленной цели и задач, действий обучающихся;
контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя);
оценка (самооценка, оценка учителя).
Задачи урока:
предметно-информационные:
формируем первоначальные знания о тексте-повествовании
деятельностно-коммуникативные:
учимся работать с разными источниками информации: текст,  разрезные карточки;
развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности;
мотивируем деятельность обучающихся на объяснение последовательности событий,
совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность;
ценностно-ориентационные:
воспитываем качества личности: умение работать с карточками, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, стимулирующий  учебно-познавательную деятельность.
Деятельность учителя:
управление образовательным процессом с обоснованным использованием педагогических методов, направленных на формирование учебной деятельности обучающихся:
-наглядный,
-практический,
-проблемный,
-беседа,
-наблюдение.
Деятельность обучающихся:
учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: составление текста  из разрезных предложений   из деформированного текста на заранее подготовленных  карточках.
контроль: наблюдение, обратная связь через ответы учеников; совместная работа по правильности выполнения работы; необходимая индивидуальная помощь при выполнении задания.
оценивание: с позиций ученика и учителя, исходя из темы и задач урока.
Ожидаемый результат: 
создание текста-повествования из деформированного текста на карточке, запись его в тетрадь.
Оборудование: презентация о весне, подборка музыкального сопровождения урока, карточки с деформированным текстом для коллективной и индивидуальной работы по теме «Весна»
Ход урока
Организационный момент. Речевка
Никуда мы не спешим,
На уроке говорим, И что сможем мы сказать,
Нужно будет написать
Упражнения в развитии психических функций
Упражнение «Исключи лишнее»
- воробей, ласточка, скворец, грач;
- распускаются, цветут, увядают, набухают;
- ослепительное, ласковое, низкое, теплое;
- подснежник, одуванчик, ромашка, мать-и-мачеха.
2) игра «Повтори за мной»
- тает-оседает-темнеет-сходит (что это?)
- пригревает-припекает-греет (что это?)
- журчит-бурлит-бежит-звенит (что это?)
-зеленеет-пробивается-растет (что это?)
- набухают-лопаются-раскрываются (что это?)
- прилетают-кричат-вьют-поют (кто это?)
- Как вы думаете, есть что-то общее в выполненных заданиях? (Слова о весне).
Сообщение темы урока. Мотивация
- Сегодня мы будем говорить…, а вот о чем, вы узнаете, если послушаете отрывок из стихотворения и ответите на вопрос, о чем говорится в этом стихотворении.
Опять морозец завернул,
Но лес наполнен птичьим пеньем.
Пичуги чувствуют весну
И ждут с великим нетерпеньем.
Морозу их не обмануть - Принес им телеграмму ветер,
Что братья их
В обратный путь
Пустились с юга на рассвете.
- О чем же в этом стихотворении говорится? (О приближении весны).
Вот об этом замечательном времени года мы и будем говорить, но не только говорить, но и поработаем письменно.
IV. Работа по теме урока
1.Беседа о весенних признаках
Весна - замечательное время года. - Скажите, какая бывает весна? ( Долгожданная, музыкальная, поющая, ранняя, запоздалая, теплая, веселая, красивая, восхитительная, замечательная). - Какие изменения в природе происходят с приходом весны? Какие периоды весны вы знаете? (Ранняя весна, середина весны, поздняя весна). 
- Какая весна сейчас? - Постараемся нарисовать весеннюю картину. Назовите признаки весны. Что происходит с солнцем? (Солнце чаще появляется, греет, припекает, ярко светит).  - Какое небо весной? (Небо весной голубое, высокое, чистое). - Какие облака весной? (Облака весной легкие, воздушные, белые).  - Что происходит с деревьями? (Деревья оживают, просыпаются, у них набухают почки). - Что происходит со снегом? (Снег тает, темнеет, появляются проталины, бегут ручьи, на реках – ледоход).  - Какой день весной? (День длиннее, а ночь короче). 
- Какие изменения в жизни птиц и диких животных происходят с приходом весны? (Возвращаются перелетные птицы и вьют гнезда. Просыпаются еж, барсук, медведь. У медведицы появляются медвежата. Заяц, лиса, белка, волк линяют).  - Какую одежду одевают люди весной? (Люди надевают демисезонную одежду). - В какие игры весной любят играть дети? (Они пускают кораблики).  - Посмотрите, какая радостная весенняя картина у нас получилась. Посмотрите небольшую презентацию о весне.
2. Физминутка Дождик песенку поёт, кап-кап  (ходьба)
Только кто её поймёт, кап-кап (хлопки перед собой)
Не пойму ни я, ни ты, кап-кап (хлопки за спиной)
Но зато поймут цветы, кап-кап (хлопки над головой)
И весенняя листва, кап-кап (ходьба)
И зелёная трава, кап-кап (сесть).
3. Игра «Аукцион весенних слов»
4. Составление сложных предложений с противительным союзом а. - Зима уходит, а весна …(приходит).  - Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое). - Зимой снег чистый, а весной… (грязный). - Зимой дни холодные, а весной…(теплые). - Зимой погода часто пасмурная, а весной… (солнечная).- Медведь осенью засыпает, а весной…(просыпается).  - Птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
5. Устная работа по карточкам
У вас на партах лежит карточка. Прочитайте задание. Что вы должны сделать?
Прочитайте предложения на карточке. Все ли правильно? С чем вы не согласны? Прочитайте исправленный вариант.
6. Письменная работа по карточкам
Молодцы, все получилось правильно. Но сейчас работа будет гораздо сложнее. У меня на столе конверты разных цветов. В красных – самые трудные задания, в зеленых – полегче. Вы сами должны определиться в том, какое задание будете выполнять. Первыми задание получают девочки, затем мальчики 1 ряда, потом мальчики 2 ряда. Для того, чтобы у вас создалось весеннее настроение, я поставлю на прослушивание красивую весеннюю музыку.
7. Подведение итогов урока. Упражнение «Оцени свою работу»
- Поднимите руки в стороны, кто был сегодня внимательным на уроке.
- Поднимите обе руки вверх, кто был сегодня самым внимательным.
-Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
- Скажите, что понравилось больше всего.
Карточка № 1
Прочитайте предложения. Составьте короткий рассказ о весне, выбирая нужные предложения.
В кроватке проснулся ребенок. Просыпается весенняя природа. На весеннем солнышке плачут сосульки. Звенит школьный звонок Запела весенняя капель. Малыш громко плачет. Митя стучит в дверь. Звенят шумные ручьи. Певец запел. Дни становятся все длиннее. Спортсмены бегут по дорожке стадиона. Мама торопится на работу. Весна стучится в дверь!
Карточка № 1
Прочитайте предложения. Составьте короткий рассказ о весне, выбирая нужные предложения.
В кроватке проснулся ребенок. Просыпается весенняя природа. На весеннем солнышке плачут сосульки. Звенит школьный звонок Запела весенняя капель. Малыш громко плачет. Митя стучит в дверь. Звенят шумные ручьи. Певец запел. Дни становятся все длиннее. Спортсмены бегут по дорожке стадиона. Мама торопится на работу. Весна стучится в дверь!
Карточка № 1
Прочитайте предложения. Составьте короткий рассказ о весне, выбирая нужные предложения.
В кроватке проснулся ребенок. Просыпается весенняя природа. На весеннем солнышке плачут сосульки. Звенит школьный звонок Запела весенняя капель. Малыш громко плачет. Митя стучит в дверь. Звенят шумные ручьи. Певец запел. Дни становятся все длиннее. Спортсмены бегут по дорожке стадиона. Мама торопится на работу. Весна стучится в дверь!
Карточка № 1
Прочитайте предложения. Составьте короткий рассказ о весне, выбирая нужные предложения.
В кроватке проснулся ребенок. Просыпается весенняя природа. На весеннем солнышке плачут сосульки. Звенит школьный звонок Запела весенняя капель. Малыш громко плачет. Митя стучит в дверь. Звенят шумные ручьи. Певец запел. Дни становятся все длиннее. Спортсмены бегут по дорожке стадиона. Мама торопится на работу. Весна стучится в дверь!
Карточка для индивидуальной работы № 1
Задание: 1. Составить текст из предложений. 2. Вставить пропущенные буквы.
Наступила д.лгожданная весна.
По голубому небу плывут лё.кие пуш.стые обл.ка.
Яркие лучи солнечного света зал.вают п.лянку.
Воздух чист и свеж.
Проснулась ж.вая природа.
По.вилась шелковистая тра.ка.
Мне нравится это время года!
На пр.талинах зацв.ли синие подснежники.
Всё вокруг ож.ло и радуется приходу в.сны.
На б. рёзе появились клейкие л .сточки.
Карточка для индивидуальной работы № 2
Прочитайте текст. Восстановите правильный порядок предложений в тексте.
На прогулке.
Журчат веселые ручейки. Пришла весна. У Вовы в руках лодочка. Миша несет бумажных человечков. Вышли ребята гулять. Весело детям! Посадили мальчики человечка в лодочку, пустили в ручей. Поплыла лодочка, закружилась.