Обобщение педагогического опыта по использованию метода проектов на уроках иностранного языка


ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ» АКТУАЛЬНОСТЬ!!! …ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ИНФОРМАЦИОННАЯ УМЕНИЕ ИСКАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМСАМООРГАНИЗАЦИЯ УМЕНИЕ СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ПЛАНИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫКОММУНИКАТИВНАЯ УМЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО СОТРУДНИЧАТЬ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИСАМООБРАЗОВАНИЕ -КОНСТРУИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И УСПЕШНОСТЬУЧЕНИК «УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ТАКИМИ УМЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛИЛИ БЫ УСПЕШНО САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ В ЖИЗНИ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МЕЖКУЛЬТУРНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ» (А.А. МИРОЛЮБОВ). ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, НАМЕЧЕННЫХ СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММОЙ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ, НЕОБХОДИМО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ОБЩЕНИЕ, ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПОТРЕБНОСТЬ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ПРЕДМЕТ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО НУЖНЫ ТАКИЕ СИТУАЦИИ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ БЫЛ БЫ ОБМЕН МЫСЛЯМИ, А ЯЗЫК СТАЛ БЫ СРЕДСТВОМ ИХ ФОРМУЛИРОВАНИЯ. НЕОБХОДИМО НАЙТИ ФОРМУ РАБОТЫ -ОТВЕЧАЮЩУЮ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОБУЧЕНИЯ; - ПРЕДОСТАВЛЯЮЩУЮ ДОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ УСТНОЙ ПРАКТИКИ; - ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ ОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБМЕНА МНЕНИЯМИ ПО КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ; - ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ ЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ«РАЗВИТИЕ» - КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ – ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ, СПОСОБНАЯ И ЖЕЛАЮЩАЯ УЧАСТВОВАТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИЗУЧАЕМОМ ЯЗЫКЕ. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА МЕТОД ПРОЕКТА – СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ЧЕРЕЗ ДЕТАЛЬНУЮ РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ, В ЕГО ОСНОВЕ ЛЕЖИТ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО КОНСТРУИРОВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ, РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГОИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТАЦИЮ НА ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА, ЕГО ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ, ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПРИНЦИПАХ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЗВОЛЯЕТ УЧАЩИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ, СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ И ОСМЫСЛЕНИЕ МЫСЛЕЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ С ФОРМЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ. КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ: «ПРОЕКТ ОТРАЖАЕТ СОВРЕМЕННУЮ ТЕНДЕНЦИЮ В ОБРАЗОВАНИИ – ОРИЕНТАЦИЮ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, ПОИСКОВУЮ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ, ПРИУЧАЕТ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ» (И.А. ЗИМНЯЯ, Т.Е. САХАРОВА) МЕТОД ПРОЕКТА – ЭТО СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ЧЕРЕЗ ДЕТАЛЬНУЮ РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ (ТЕХНОЛОГИЮ), КОТОРАЯ ДОЛЖНА ЗАВЕРШИТЬСЯ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ, ОСЯЗАЕМЫМ ПРАКТИЧЕСКИ, ОФОРМЛЕННЫМ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ (ПРОФЕССОР Е.С.ПОЛАТ)КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЯ В РАЗНООБРАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ (Е.И. ПАССОВ)ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: 1. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2. ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ. 3. ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ. 4. ПРИНЦИП МИНИМАКСА. 5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ. 6. ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ. 7. ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ: 1. НАЛИЧИЕ ЗНАЧИМОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ И ТВОРЧЕСКОМ ПЛАНЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ЗАДАЧИ. 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. 3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА. 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НОВИЗНА ОПЫТА - СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ УРОКОВ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ, НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ, «ПОСТРОЕНИЕ» НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧЕНИКОМ И УЧИТЕЛЕМ,ВОЗМОЖНОСТЬ САМИМ КОНСТРУИРОВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННУЮ НА УСПЕХ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ. 2. РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ. 3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТАК И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 4. ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДОБЫВАНИИ ЗНАНИЙ. 5. СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ, УЧИТЫВАЯ ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ. 6. ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЗАИМОВЫРУЧКИ, МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ И НОСИТЕЛЯМ ДРУГИХ КУЛЬТУР. 7. ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К УЧАСТИЮ В РАЗРАБОТКЕ И ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ ВИДЫ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАКОНСТРУКТИВНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ: ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ, РЕЖИМ ДНЯ, МЕНЮ, ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ: КОЛЛАЖИ, СТЕНГАЗЕТЫ, ПЛАКАТЫ, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТЕНДОВ. ИНФОРМАТИВНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ: - СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ; - ПУТЕВОДИТЕЛИ ПО СТРАНЕ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ: - ЛИТЕРАТУРНОЕ СОЧИНЕНИЕ; - ПИСЬМО; - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РОДНОЙ ЯЗЫК. ИГРОВЫЕ: - РОЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ; - ДРАМАТИЗАЦИЯ ПЬЕСЫ. СКАЗКИ (ЛИТЕРАТУРЫ СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА). ПОЭТАПНАЯ РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА (WHAT CAN I DO? HOW CAN I DO IT? HOW CAN I DO IT BETTER?) I ЭТАП – « МОТИВАЦИЯ» ПОДГОТОВКА К ПРОЕКТУ - ВЫБРАТЬ ТЕМУ ПРОЕКТА, СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, ПРЕДЛОЖИТЬ УЧАЩИМСЯ ИДЕЮ, ОБСУДИТЬ ЕЕ. II ЭТАП – «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ», ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА - СОБРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ТЕМЕ; - ВЫДЕЛИТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ; - УСТАНОВИТЬ ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ; - ОПРЕДЕЛИТЬ КОЛИЧЕСТВО УЧАСНИКОВ В МИКРОГРУППАХ И ВИД ЗАДАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО; - ОПРЕДЕЛИТЬ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. III ЭТАП – «ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ» ВЫПОЛНЕНИЕ РОЕКТА - ПОИСК НОВОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ, ВЫБОР СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (РИСУНКИ, ЧЕРТЕЖИ, ПОДЕЛКИ, ПОСТЕРЫ, ВИКТОРИНЫ И Т.Д.) IV ЭТАП – «ОСМЫСЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ, АНАЛИЗ, КОРРЕКЦИЯ» - ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ В ГРУППАХ И С УЧИТЕЛЕМ. V ЭТАП – «ЗАЩИТА ПРОЕКТА», ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ: 1.ПОДХОДИТЬ КО ВСЕМУ ТВОРЧЕСКИ, БОРОТЬСЯ СО СТЕРЕОТИПАМИ. 2. ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА, А НЕ ТОЛЬКО НА РЕЗУЛЬТАТ. 3. НЕ ЗАБЫВАТЬ О ВОСПИТАНИИ. 4. СТАРАТЬСЯ МЕНЬШЕ ЗАНИМАТЬСЯ НАСТАВЛЕНИЯМИ, ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕЗАВИСИМО. 5. СТРЕМИТЬСЯ РАСКРЫТЬ В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. 6.ОЦЕНИВАЯ, ПОМНИТЕ – ЛУЧШЕ ДЕСЯТЬ РАЗ ПОХВАЛИТЬ ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ НИ ЗА ЧТО. 7. НЕ СДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВЫ. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА ДЕТЕЙ ТО, ЧТО ОНИ МОГУТ ДЕЛАТЬ САМИ. 8. ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ ОСВАИВАТЬ НОВОЕ. 9. УЧИТЕ ПРОСЛЕЖИВАТЬ СВЯЗИ. 10. УЧИТЕ ВЫЯВЛЯТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И СОБЫТИЯМИ. 11. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕЗАВИСИМО, ПРИУЧАЙТЕ К НАВЫКАМ ОРИГИНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. 12. ОБУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЮ, УЧИТЕ СПОСОБНОСТИ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, А НЕ ПРОГЛАТЫВАТЬ ЕЕ В ГОТОВОМ ВИДЕ. 13. УЧИТЕ ДЕТЕЙ НЕ БОЯЬСЯ ЯЗЫКОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬУЧИТЕЛЬ – 20%ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ 10%ИНТЕРНЕТ – 70% МОТИВАЦИЯ. ДОСТАТОЧНО ЛИ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУДА – 85%НЕТ – 15% Мотивация. Достаточно ли времени на подготовкуНет-20%Да – 80% Будет ли интересна работа над проектами следующим за вами школьникам?Нет -10%Да -90% АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН УЧИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ МЕТОД ПРЕКТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВСЕХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ И ЕГО ЗАЩИТЕ. ЛИТЕРАТУРА: 1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М., Изд-во Просвещение, 2005. 2. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М., Изд-во Просвещение, 2005. 3 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 2000. 4. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М., Изд-во АРКТИ, 2005. 5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., Просвещение,2003. 6. Рохманинов И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков на современном этапе. М., Просвещение, 2006. 7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. М., АРКТИ, 2005.