Туризм как средство всестороннего развития личности дошкольника


Туризм, как средство всестороннего развития личности дошкольника
Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
В настоящее время изучение истории родного края переживает небывалый всплеск интереса. Краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе школ, детских садов, культурно-массовых учреждений.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хотим представить свой опыт работы по организации проектной деятельности «По родному краю с рюкзаком шагаю». Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев в своём послании Государственному Совету отметил, что наша республика включена в число пилотных регионов по реализации федерального проекта в сфере детского образовательного туризма «Живые уроки». Подключились и мы в нашем дошкольном образовательном учреждении к этому проекту. Целью проектной деятельности «По родному краю с рюкзаком шагаю» стало: создание условий для формирования у дошкольников любви и интереса к малой своей Родине - Чувашской республике, родному городу Чебоксары. Большое внимание уделяется знакомству детей с природой Чувашии, особенностями республики, города, их достопримечательностями, известными и интересными местами.
В реализации поставленной цели особое место отводится туристско- краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою страну с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребёнка, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе, понятнее и роднее будет становиться ему его большая Родина, Россия. А для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать. Ведь каждый город уникален, он как драгоценный камень неповторим и прекрасен. Мы только должны показать детям город так, чтобы в их глазах, он засверкал своими неповторимыми гранями.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, родители мало рассказывают детям о истории родного города, его достопримечательностях. Этим и было обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.
Актуальность проекта состоит в том, что в педагогической литературе и методических пособиях для детей дошкольного возраста мало подобных материалов по изучению города Чебоксары. Кроме того, данный проект ещё важен тем, что идёт подготовка к 550летнему юбилею нашего города.
В ФГОС ДО сказано: «Условия реализации Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям». Все эти требования мы постарались учесть при разработке и реализации проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю».
Китайская пословица - «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму» — стала главным девизом нашей работы по туризму.
В начале мы провели с детьми беседы о символике Чувашской республики, а затем познакомили с тем, что у нашего города Чебоксары, как и у тысячи городов, тоже есть символы, чтобы уточнить и закрепить знания детей о гербе, флаге и гимне. Вместе с музыкальным руководителем разучили гимн Чувашской Республики, прослушали гимн города. Составили в начале план, куда бы мы хотели сходить, что посмотреть. Затем стали составлять дорожные карты, разработали новые туристические маршруты, охватывающие музеи, наиболее интересные и памятные места города. В начале учебного года разработали «Дневник туриста», где были отмечены и сезонные изменения природы и достопримечательности города. Дневник туриста есть у каждого ребёнка. В них содержатся также рассказы об объектах туристических маршрутов.
Туристические прогулки имеют ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект. Продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, камешки, палки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса дети выполняют разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера), малыш проявляет творчество, мышечную раскрепощённость.
Дошкольный туризм включает в себя не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и является прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка, и наша работа направлена на развитие патриотизма и гражданственности у дошкольников средствами туризма. В работе с детьми мы используем целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и Республики. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных архитектурных объектов и памятников, экскурсии в городские музеи (краеведческий, музей трактора), разнообразные викторины и конкурсы.
Вначале организовали выходы в ближайшее окружение: экскурсия в детский парк им. Николаева, к памятнику В.И. Чапаеву, А.Г. Николаеву, Ю.А. Гагарину, И.Я. Яковлеву, прогулка природоведческого характера по прилегающему к детскому саду микрорайону – на родник «Хевешский» и Лакреевский лес.
Родители воспитанников оказывают активную помощь при реализации проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю». Выездной туризм в сосновый лес Заволжья оставил яркие впечатления как у детей, так и у взрослых. Это была лыжная прогулка, которая несла оздоровительно-познавательный характер.
Каждый маршрут имеет четкий регламент по порядку его проведения и организации деятельности детей на привале, включающей наблюдения в природе, сбор природного материала, подвижные и дидактически игры в том числе и экологического характера.
В нашем городе есть много интересных исторических достопримечательностей. В организованной образовательной деятельности мы продолжаем знакомство со знаменитыми людьми нашего города: «Их помнит Россия, их помнит наш город». Так, например, при изучении тематической недели «Космос» - мы знакомили детей с биографией Юрия Алексеевича Гагарина - первый полёт человека в космос. Дети поближе познакомились с биографией нашего земляка космонавта А.Г. Николаева. Дети заинтересовались вопросом о существовании иных форм жизни в космосе. Не один раз с детьми выходили к памятникам Гагарину и Николаеву. Были оформлены альбомы и презентации.
При проведении тематической недели «Чувашия – родимый край», дети узнали о чувашском просветителе И.Я. Яковлеве, о чувашской письменности и о первом чувашском букваре. В эти дни дети поют песни, читают стихи, знакомятся с чувашскими играми. Все свои знания, впечатления и умения, дети выражают в своем дневнике «Дневник туриста».
Процесс воспитания патриотических чувств через ознакомление со своим родным городом – процесс длительный. Крупицы знаний, чувств, представлений, сформированные в детском саду, надеемся послужат основой для развития личности ребенка в дальнейшем. В нашем ДОУ эта идея заложена в основу педагогического проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю». В нем отражены пять основных тем: «Мой город и моя Республика», «Достопримечательности столицы», «Туристические походы», «Природа родного края», «Знаменитые люди Чувашии».
В заключение хотим сказать, работу по проекту мы начинали, имея на руках комплект открыток о родном городе 1974 года выпуска. В результате кропотливой работы над проектом, были созданы:
Альбом «Город Чебоксары глазами ребёнка и взрослого»
Альбомы «Деревья нашего города»
«Дневник туриста»
Схемы- маршруты с описанием данного объекта
Дидактический материал
Мини-музей «Чувашия, край мой родной»
Презентации: «С чего начинается Родина», «Не рвите цветы, не рвите», «Достопримечательности города Чебоксары», «Музей В.И. Чапаева», «Чебоксары-столица Чувашии», «А.Г. Николаев – наш космонавт», Деревья моего края» (на русском и на чувашском языках).
Конкурс чтецов «А я люблю места родные».
Верим, что наша работа не пропадет зря, она поможет в дальнейшем понять ребенку, кто он, откуда, обогатит его нравственно и духовно. Дети учатся замечать вокруг себя то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Верим, что дети будут любить и гордиться своим городом, в котором они живут.
Материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут полезны как педагогам ДОУ, так и родителям. На этом наш проект не заканчивается, уже вместе с родителями разрабатываем новые маршруты туристических походов: в село Шоршелы, турслет для дошколят и др.