Рабочая программа по технологии для УМК Школа 2100 4 класс


г. Лесной Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 75 »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Технология 4 КЛАСС
для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100»
1 час в неделю (34 часа)
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии, авторской учебной программы «Технология» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Технология» (О.А.Куревина, Е.А.Лутцева - М.: Баласс, 2014). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников
Рабочая программа включает три раздела:
пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс, универсальные учебные действия, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и основные виды учебной деятельности учащихся;
календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания, планируемый результат, характеристику деятельности учащихся и виды контроля.
контрольно-измерительные материалы.
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
2. Адресат Программа адресована обучающимся 4-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».
3. Соответствие ФГОС Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4. Программное обеспечение Обучение технологии обеспечивается учебниками и пособиями:
О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. «Технология» учебник для 4 класса, М.: Баласс, 2014 г.
О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. Методические рекомендации по курсу «Технология «, 4 класс, М.: Баласс, 2014 г.
5. Требования к планируемым результатам В результате изучения технологии ученик должен
ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ:
Роль трудовой деятельности в жизни человека;
Распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
Область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;
Основные источники информации;
Правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами и бытовой техникой;
УМЕТЬ:
Выполнять инструкции при решении учебных задач;
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
Изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу и чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
6. Универсальные учебные действия (УУД). Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицироватьфакты и явления; определятьпричинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
7. Целевая установка Цели курса:
Овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи курса:
Формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации предметно-преобразующей деятельности;
Общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Решение школьниками навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций;
Умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
Рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом.
8. Принципы, лежащие в основе построения программы
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
9. Специфика программы Характерными особенностями учебного предмета «Трудовое обучение» в 4 классе являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
10. Основные содержательные линии курса Материал курса «Технология» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Общекультурные и общетрудовые компетенции ( знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Конструирование и моделирование.
Практика работы на компьютере.
11. Виды и формы организации учебного процесса Типы уроков:
Урок «открытия» нового знания. ( ОНЗ )
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы литературных понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). ( Р )
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и др.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний. ( К )
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
12. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,
итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.
13. Объем и сроки изучения Рабочая программа учебного курса «Технология» рассчитана на 34 часа в год, по 1 ч. в неделю. Изучается в течение 34-х учебных недель.
14.Библиографический список Список литературы для обучающихся, учебники:
О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. «Технология» учебник для 4 класса, М.: Баласс, 2014 г.
О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. Методические рекомендации по курсу «Технология «, 4 класс, М.: Баласс, 2014 г.
Тематическое планирование.
Содержание курса ( разделы ) Количество
часов Основные виды деятельности учащихся
Вспомни. Одежда и мода. 1 - простейшие наблюдения и исследование свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов ( по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование ( принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Раздел 1. Изготавливаем и одеваем куклу. 3 Раздел 2. Книга в жизни человека. 4 Раздел 3. Конструкция. 2 Раздел 4. Готовимся к Новому году. 4 Раздел 5. Ритм в работах мастеров. 2 Раздел 6. Ритм в декоративно-прикладном искусстве. 2 Раздел 7. Материал и фактура. 3 Раздел 8. Образ нового человека. 2 Раздел 9. Из тьмы явился свет. 2 Раздел 10. Для любознательных. 3 Раздел 11. Мир информации. 2 Раздел 12. Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. 4 ИТОГО: 34 Календарно-тематическое планирование
Тип урока. Вид контроля.
ОНЗ – освоение новых знаний ИК – итоговый контроль
Р – рефлексия СР – самостоятельная работа
К – контроль УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
ПР – практическая работа

п/п Темы уроков Тип уро-ка Элементы содержания Вид
конт-
роля Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся
1 Вспомни. Одежда и мода. Проектирование. Р - художественный образ;
- средства художественной выразительности: ритм, цвет, форма;
ФО Иметь представление о художественном образе.
Знать средства художественной выразительности. Ритм, цвет, форма.
Уметь делать простейший анализ художественного произведения. - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);
Раздел 1. Изготавливаем и одеваем куклу (3часа).
2 Барышня. Изготовление куклы по инструкционной карте. ОНЗ - работа по инструкционной карте;
- технологические операции на каждом этапе изготовления куклы;
- способы соединения деталей изделия при сборке и отделке; УО Уметь анализировать образец изделия; делать разметку с помощью масштабной сетки.
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами.
Уметь пришивать пуговицы, кружево; осуществлять декоративное оформление и отделку изделия. - определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- разделение процессов на этапы;
3 Барышня. Изготовление деталей костюма. ОНЗ ФО 4 Барышня. Отделка изделия. Учимся вышивать. ОНЗ СР Раздел 2. Книга в жизни человека (4часа).
5 Книга в жизни человека. Ремонт книги. Подклеивание надорванной страницы. Р - история создания книг;
- способы ремонта книги;
- мастера, участвующие в создании книги;
- сбор материала для создания книги на определённую тему; СР Иметь представление об истории создания книг, значении книг для развития культуры народов.
Знать основные источники информации.
Уметь осуществлять анализ образца изделия, планирование и последовательность технологических операций; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материал с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. - самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ;
- участие в проектной деятельности
6 Ремонт книги. Вклеивание одинарного листа. ОНЗ ФО 7 Изготовление и ремонт книги-брошюры. Р ПР 8 Книга о книге. Изготовление своей книги на основе собранного материала по истории книгопечатания.
(информационный проект) СР Раздел 3. Конструкция (2часа).
9 Конструкция. От простой конструкции к сложной. Декоративный шар - бумажное украшение для интерьера. ОНЗ - конструкция простая и сложная;
- отражение времени, эпохи, уровня развития техники в конструкциях;
- работа с инструкционными картами;
УО Знать основные средства художественной выразительности.
- сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям;
- творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;
10 Конструкция. Изготовление рельефной звёздочки по инструкционной карте. ОНЗ ПР Раздел 4. Готовимся к Новому году. (4часа).
11 Готовимся к Новому году. Изготовление календаря по инструкции. Онз - разметка с помощью чертёжных инструментов: линейки и циркуля;
- конструкция и композиция календаря;
- календарная сетка, элементы календаря (фотографии, картинки …)
- изготовление ёлочных игрушек по инструкционной карте;
- проверка знаний; ПР Уметь делать разметку с помощью циркуля; делать анализ образца изделия с помощью инструкционной карты; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. - адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания;
- умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге;
12 Готовимся к Новому году. Изготовление ёлочных игрушек. Р СР 13 Готовимся к Новому году. Изготовление ёлочной гирлянды. Р СР 14 Проверочная работа «Проверь себя». К ИК Раздел 5. Ритм в работах мастеров. (2часа)
15 Ритм в работах мастеров. Создаём настенное панно «Фрукты». ОНЗ - ритм;
- способы организации ритма;
- самостоятельный выбор темы для панно; УО Ознакомление со способами организации ритма.
Знать различные способы организации ритма.
- оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
16 Ритм в работах мастеров. Создаём настенное панно на самостоятельно выбранную тему. Р ПР Раздел 6. Ритм в декоративно-прикладном искусстве. (2часа)
17 Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Композиция по мотивам орнамента из изразцов. ОНЗ - ритм ( чередование линий, цветовых пятен, объёмов);
- технико-технологические приёмы;
- изразцы;
- художественные средства передачи ритма;
- наброски, эскизы; ПР Уметь выстраивать процесс выполнения задания, выбирать технико-технологические решения и приемы. - владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей;
- использование языка различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности;
18 Ритм в декоративно-прикладном искусстве.
Панно из изразцов. Р СР Раздел 7. Материал и фактура. (3часа)
19 Материал и фактура. Фактура стекла и бумаги. Создание различной фактуры из тетрадного листа. ОНЗ - материал и фактура;
- свойства стекла, его использование в жизни человека;
- свойства бумаги и металла;
- инструменты для обработки различных материалов;
- чеканка – особый вид художественной обработки металла;
- торцевание; ФО Знать элементарные сведения по материаловедению: многообразие материалов для применения в изобразительной деятельности; понятие о фактуре.
Уметь выбирать материалы по их свойствам, инструменты (чеканы), основные приемы выполнения выпуклых изображений; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. - самоопределение в видах и формах художественного творчества,
- проявление «родственного внимания» к миру, чувства сопереживания к другому человеку.
20 Фактура металла. Основные приёмы выполнения выпуклых изображений на металлической пластине. ОНЗ УО 21 Хрупкая фактура. Торцевание на яичной скорлупе. ОНЗ ПР Раздел 8. Образ нового человека. (2часа)
22 Образ нового человека. Панно «Человек эпохи Возрождения».
( изготовление деталей головы юноши). ОНЗ - изображение человека в эпоху Возрождения;
- отточенный рисунок в живописи, изысканная цветовая гамма, сложные композиции и формы;
- техника коллажа;
- шаблоны для изготовления фигуры человека; УО Иметь опыт восприятия произведений изобразительного искусства.
- выделение характерных причинно-следственных связей;
23 Панно «Человек эпохи Возрождения».
( изготовление фигуры юноши). Р ПР Раздел 9. Из тьмы явился свет. (2часа)
24 Из тьмы явился свет. Макет геликоптера. ОНЗ - человек в эпоху Возрождения: художник, скульптор, живописец, поэт, учёный, изобретатель;
- изображения предметов в перспективе;
- макет геликоптера и вертолёта; ПР Уметь выполнять анализ образца, планировать последовательность выполнения операций; контролировать качество, выбирать инструменты.
- показывать организационные умения, называть цели конкретного задания
25 Работа с набором «Конструктор». Вертолёт. Р СР Раздел 10. Для любознательных. (3часа)
26 Для любознательных. Знакомство с М. В. Ломоносовым. (начало работы над проектом) ОНЗ - М.В.Ломоносов: поэт, филолог, историк, географ, публицист, учёный-химик, оптик, конструктор, астроном, инженер-механик, технолог, художник;
- проверка знаний; УО Уметь выполнять работу по инструкционной карте; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
27 Слушание сообщений на тему: «М.В.Ломоносов – великий российский учёный и изобретатель». (проект). К ТК 28 Проверочная работа «Проверь себя» К ИК Раздел 11. Мир информации. (2часа)
29 Мир информации. Фотография. Изготовление рамки для фотографии. Р - фотография, отличие фотографии от живописи;
- фотоколлаж;
УО Уметь делать простейший анализ художественного произведения, выполнять образец изделия с использованием инструкционной карты.
- выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;
30 Изготовление коллажа из нескольких фотографий на тему, выбранную учащимися. ОНЗ СР Раздел 12. Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. (4часа)
31 Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Подготовка текста для создания презентации сказки. ОНЗ - сюжет электронной книги;
- точки разветвления сюжета книги;
- программы для презентаций;
- текст в текстовом редакторе;
- цветовое оформление электронной книги;
- приёмы сохранения книги, добавления пустой страницы, текста и вариантов, просмотр книги. СР Иметь представление о программе для создания презентаций. - использование различных источников информации;
32 Подготовка текста для создания презентации сказки. Выбор цветового оформления. ОНЗ ПР 33 Сохранение книги. Добавление теста, вариантов и пустой страницы. ОНЗ ПР 34 Просмотр презентации книги-сказки. Р УО ИТОГО: 34 Контрольно-измерительные материалы.
В течение учебного года проводится 2 проверочные работы.
1 работа: раздел «Проверь себя» - учебник «Технология. Прекрасное рядом с тобой», 4 класс, авторы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, М., Баласс,
2014, с. 26.
2 работа: раздел «Проверь себя» - учебник «Технология. Прекрасное рядом с тобой», 4 класс, авторы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, М., Баласс,
2014, с. 52.