Методологические принципы организации и проведения экспертизы образовательных программ, учебников и учебных пособий.


Методологические принципы организации и проведения экспертизы образовательных программ, учебников и учебных пособий.
Методологические принципы организации и проведения экспертизы образовательных программ.
В настоящее время в сознание работника образования прочно вошли понятия, направленные на результат и контроль его действий: аттестация, оценка, инспекторская проверка. Проверяющий – носитель правил и норм, разрешающих ему устанавливать, что правильно или неправильно в оцениваемом им явлении. Оценка всяких явлений предполагает их сопоставление с существующими нормами.
В чем же разница между понятиями оценка и экспертиза? Понятие «экспертиза» достаточно часто определяют при помощи термина «оценка», употребляя понятия «экспертизы» и «оценки» как синонимы. Так экспертиза – это оценка экспертами какого-либо продукта. Тем не менее, есть и другие определения. Так большая советская энциклопедия интерпретирует термин экспертизы как «исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний.…» (БСЭ, 1978,т.30, с. 9), а в словаре Брокгауза, экспертиза толкуется как «исследование и установление таких фактов и обстоятельств, для выяснения которых необходимы специальные познания в какой-либо науке, искусстве, ремесле или промысле». С точки зрения этих трактовок суть экспертизы заключается, прежде всего, в исследовании. Однако как только мы переходим на позицию исследования, мы уже имеем дело с ситуациями принципиально неопределенными. При сопоставлении данных терминов можно сделать вывод, что, в отличие от оценки, экспертиза позволяет делать выводы о предмете, не поддающемся «объективному» измерению и призывающему к особому гуманитарному исследованию, организованному на анализе, понимании, интерпретации.
Валидность процедуры экспертизы устанавливается тем, насколько глубоко и компетентно проведены ее этапы. Существует несколько этапов проведения экспертизы:
Определение цели и предмета проведения экспертизы;
Разработка процедуры проведения экспертизы;
Отбор экспертных ассоциаций и создание группы экспертов;
Формирование экспертизы;
Сбор информации, принятой от экспертов;
Обработка, анализ и обобщение принятой информации
Принятие решения с учетом итогов экспертизы
Понятие основной и примерной образовательной программы
Термин «образовательная программа» вошел в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании» в 1992г.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ ст.2 ч. 9 дано следующее толкование термина «образовательная программа» - «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Другими словами образовательная программа - центральный инструмент нормирования и планирования образовательного процесса в организации.
В ст. 2 ч. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводится понятие примерной программы, которая состоит из: «примерного учебного плана, примерного календарного учебного графика, примерных рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющих рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Требования к основным образовательным программам, а именно к их структуре, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям) результатам их освоения задаются федеральными государственными образовательными стандартами (Ст.11. ч.2 закона «Об образовании в Российской Федерации»)
Федеральный закон устанавливает и такие качественные характеристики основных образовательных программ как преемственность, вариативность содержания, единство непреложных требований к обстоятельствам их реализации, что сохраняет на территории Российской Федерации единство образовательного пространства (Ст.11. ч.1 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Все образовательные программы согласно ФЗ делятся на программы общего и профессионального образования.
И примерные, и основные образовательные программы создаются на вариативной основе.
Основная образовательная программа - база для качественного и благополучного прохождения процедур государственной аттестации и аккредитации в случае, если образовательная организация проходит данные процедуры, чтобы поменять свой прежний статус. Следовательно, основная образовательная программа - важнейший документ организации, на принципах которого реализуется образовательная деятельность и осуществляется ее развитие, определяется статус образовательной организации.
Реализация новых статей федерального закона «Об образовании Российской Федерации» призвала методистов к разработке рекомендаций по проведению и организации экспертизы примерных основных образовательных программ всех четырех уровней общего образования: дошкольного, начального, основного и среднего. Назначение экспертизы примерных основных образовательных программ общего образования состоит в том, чтобы отобрать из них те, которые могут быть внедрены в массовую образовательную практику. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» данные программы должны соответствовать требованиям стандарта основного образования.
Помимо МО Российской Федерации к числу заказчиков или заинтересованных в качественной экспертизе лиц можно отнести органы управления образованием всех уровней, а также руководителей и педагогические коллективы образовательных учреждений. Для них результаты экспертизы будут служить своеобразным ориентиром при выборе примерных образовательных программ в реестре. Второй большой группой заинтересованных лиц в проведении экспертизы будут являться разработчики и авторы программ. В результате ее проведения они приобретут разрешение к изданию и внедрению примерных образовательных программ в практику работы образовательных организаций, что является для них мотивацией.
Процедура экспертизы проводится в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. Включает задачи постановки цели и определение предмета проведения экспертизы; разработки процедуры проведения экспертизы; отбора и формирования группы экспертов.
2. Первый этап проведения экспертизы. Включает задачи: сбора информации, полученной от экспертов; анализа и обработки информации, полученной от экспертов.
3. Второй этап принятия решения по результатам экспертизы. Осуществляется обобщение собранной информации, выработка и принятие решения.
4. Третий этап. Должна быть проведена экспертиза результатов.
Экспертиза программ строится на разработанной критериальной базе. Организация системы параметров – это центральное условием качественного проведения экспертизы.
Критерий - это основа для оценки какого-либо явления, суждения о нем (от греч. kritērion – средство для суждения). Для того, чтобы быть основой, критерии должны быть операционально заданы, то есть быть измеримыми.
Проведение технической экспертизы
Оценка образовательных программ начинается с проведения технической экспертизы. Разработчикам необходимо представить на экспертизу три экземпляра программы в бумажном варианте и один экземпляр на электронных носителях.
Цель технической экспертизы состоит в том, чтобы отобрать программы, которые будут подлежать профессиональной экспертизе. Именно поэтому при проведении технической экспертизы важно определить пронграммы, которые соответствуют требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям ФГОС, а также те, которые содержат полный перечень разделов, необходимых, чтобы сделать компетентное экспертное заключение о ее качестве и возможности использования в практике при проведении профессиональной экспертизы.Если структура программы отвечает запросам стандарта, то далее требуется перейти к установлению наличия в ней других разделов. Это паспорт программы, глоссарий, перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке.
По завершению экспертизы техническим экспертом заполняется заключение о ее проведении по ниже представленной форме. Против каждой позиций эксперт ставит в бланке знак «+» в одной из колонок. Программа не может быть передана в координационный совет для прохождения профессиональной экспертизы, если хотя бы по одной из позиций она не соответствует требованиям технической экспертизы.
Проведение экспертизы структурных элементов примерной основной образовательной программы
Экспертиза содержания пояснительной записки.
Согласно требованиям ФГОС целевой раздел обязан содержать пояснительную записку к программе, цели или результаты ее освоения, систему оценки запланированных результатов (целевых ориентиров). Задача пояснительных записок к программам состоит в том, чтобы представить потенциал и ограничения при ее использовании на практике.
Именно поэтому в нее желательно включить всю необходимую для потенциальных пользователей информацию: раскрыть принципы ее построения, показать, в чем состоят ее преимущества, выражается уникальность, включить в аннотацию содержания ее основных разделов и программ, пояснить в общих чертах, как на основе нее можно разработать собственную программу.
При проведении экспертизы пояснительных записок к программе задачей экспертов будет являться оценка ее содержания с точки зрения полноты и исчерпанности содержащейся в ней информации для ее пользователей. В связи с этим ее окончательную оценку рекомендуется дать в конце, после того, как будет проанализирована вся программа в целом.
Также обязательно проводится экспертиза адекватности целей программы, экспертиза системы оценки, экспертиза КТП.
Нельзя забывать о том, что проведение экспертизы требует отбор компетентых экспертов.
Эксперт должен быть компетентным в предметной области, иметь представление о методике проведения экспертизы, обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также понимать тенденции развития оцениваемых явлений. Позиция эксперта обусловливается его теоретическими, методологическими и другими представлениями об образовании, его качестве, стандартах, образовательных программах, разрешающих обеспечить данное качество. Не менее важно и то, как эксперт понимает назначение экспертизы, и какие задачи решает при ее реализации.
Разработка и введение новых государственных образовательных стандартов вызвала и появления принципиально новых учебников и учебных пособий. Новые подходы к экспертизе учебников были применены в 2005 году. 
С 2005 года ежегодно создаются федеральные перечни учебников на основе экспертизы. В течение первых 2 лет в Федеральный перечень включались учебники, которые уже имели действующий гриф. С 2007 года, когда появился «Порядок экспертизы учебников», начала действовать совершенно новая процедура.
Принципиально новое заключается в том, что экспертизу проводят не эксперты - физические лица, а экспертные организации, которые отбираются и определяются на каждый год по согласованию с Федеральным советом учебников. По результатам этой экспертизы учебники вносятся в Федеральный перечень. Основным критерием экспертизы является соответствие учебника Федеральному государственному образовательному стандарту, федеральному компоненту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям. Если по этим параметрам имеется положительное заключение, то учебник вносится в Федеральный перечень.
Приложение
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 апреля 2010 г. № 428
Положение о порядке проведения экспертизы учебников
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
2. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета (далее - учебник).
3. Экспертиза учебников включает педагогическую и научную экспертизу учебника.
Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:
1) соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;
2) соответствия содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
3) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенной предметной линии учебников);
4) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, - при экспертизе на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования.
Задачей научной экспертизы учебника является оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
4. Для проведения экспертизы учебников на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования представляются учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
5. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.
6. В проведении экспертизы учебников участвуют Российская академия наук и Российская академия образования, а также иные организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены соответствующие полномочия (далее - экспертные организации).
7. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения.
8. Экспертиза проводится на основании договора между заказчиком экспертизы и экспертной организацией, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
II. Порядок проведения экспертизы
9. Для проведения экспертизы учебника заказчик экспертизы с 1 января по 1 августа текущего года направляет в экспертные организации заявление, в котором указывается:
- название учебника в соответствии с названием учебного предмета, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
- количество представленных на экспертизу экземпляров, в том числе экземпляров учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования;
- реквизиты заказчика экспертизы;
- наименование издателя(ей) учебника(ов), в том числе входящего(их) в завершенную предметную линию учебников и (или) входящего(их) в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
К заявлению прилагаются:
пояснительная записка заказчика экспертизы;
учебник (или оригинал-макет учебника), представленный на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, или все учебники (или оригинал-макеты учебников), входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.10. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным пунктами 2, 4 и 9 настоящего Положения, экспертная организация заключает с заказчиком экспертизы договор на проведение экспертизы.
11. Экспертиза учебников экспертными организациями проводится до 15 октября текущего года.
Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается.
12. Экспертное заключение оформляется экспертной организацией, в котором указываются:
1) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования:
название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебника(ов), входящих в завершенную предметную линию учебников;
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень;
2) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом соответствующей ступени общего образования:
название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
название каждого учебника, входящего в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования;
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень.
При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;
о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
о принадлежности учебника к завершенной предметной линии учебников;
о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначный вывод:
- о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
Экспертное заключение должно быть аргументировано.
Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или уполномоченным лицом при наличии доверенности с указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное заключение.
Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Подведем некоторые итоги:
В настоящее время существует законодательная база проведения экспертизы. Экспертиза должна удовлетворять следующим принципам:
Системность экспертизы
Обратная связь (контроль качества оценок)
Регулярность экспертизы и преемственность ее проведения
Придание экспертизе огласки
Независимость и объективность экспертов
Конфиденциальность экспертизы
Демократичность экспертизы
Независимость подготовки экспертного заключения

Список использованной литературы
Иванов Д.А. Экспертиза в образовании / Д.А. Иванов // Управление качеством образовательного процесса / Д.А. Иванов. – М.: Сентябрь, 2007. – С. 115 – 208. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 6)
Мачехина О.Н. Экспертиза программы развития ОУ / О.Н. Мачехина // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №11. – С. 90 – 93
Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: Учебно-методический комплект/ Сост. Т.А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий. – М.: АСОУ.–2006.– 192 с
Реморенко, И.М. Экспертиза учебных изданий//Народное образование.-2008.-№1.- С.12-14.
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 января 2007 г. N 4 «Об экспертизе учебников»