Урок по математике Гуси-лебеди


Воспитатель: Дети , а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А какие сказки больше любите?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?(ответы детей)
Правильно, чтобы рассказывать своим детям. Учить в жизни различать добро и зло.
Воспитатель: И сегодня мы побываем в сказке, а в какой вы сейчас узнаете. Закройте глаза (воспитатель одевает платочек на голову, музыка на экране)
Дети открывают глаза.( Cлайд №1)
Сказочница: Здравствуйте , я Сказочница, собрались как-то отец с матерью на базар и наказывают дочери: “Не ходи со двора, береги братца”. А девочка побежала к подружкам, заигралась, загулялась и забыла про братца. Налетели гуси-лебеди и унесли братца. (Слайд №2)
Сказочница: Все верно, сказка называется «Гуси-лебеди
(за столами)
Посмотрите на столах лежат карточки для шнуровки?
Прочитайте, как называется карточка-шнуровка
Дети: « Гуси – лебеди»
Сказочница: Посмотрите на лицевой сторону, и посмотрите на обратную сторону. Что вы видите? (ответы детей). Шнуровку вести надо последовательно от персонажа к персонажу сказки в том порядке как я вам скажу. Возьмите волшебную веревочку верхнем правом углу Гуси-лебеди, справа и слева есть отверстия, вводим верёвочку в отверстия с обратной стороны слева от Гуси –лебедя и выводим её на лицевую сторону шнуровки. Кого унесли гуси – лебеди?
Дети: Иванушку.
Сказочница: Конец верёвочки ведем в отверстие, где нарисован Иванушка справой стороны. Выводим с левой стороны от Иванушки. Натягиваем два конца. Вот волшебная верёвочка соединила героев сказки.
Вспомните, кого Аленушка просила о помощи СНАЧАЛА, кого ПОТОМ?
Дети: Печку, яблоню, речку.
Сказочница: Наш маршрут следования по сказке Печка. Яблоня , Речка. Вводим волшебную верёвочку в отверстие, сначала печку слева на право, затем яблоню и потом речку. И что у нас получилось? Какую сказку изобразили?
Дети: Рамка для обложки сказки «Гуси-лебеди» .Сказочница: Принесите и покажите, что у вас получилось, замечательные обложки для нашей сказки.
( стоят на ковре)
Слайд №3 «Грустная Алёнушка»
Сказочница: Ребята, посмотрите на экран. Кого вы видите? (Аленушку). Какая она? (Грустная) Почему она грустная как вы думаете? (Ответы детей). А давайте сделаем так, чтобы Аленушка повеселела, что мы можем сделать? ( ответы детей).
Сказочница: Нам нужно Иванушку срочно спасти, но ждут преграды на нашем пути. Не успели отойти вот и печка на пути. Обратись к Печке так, как обращалась Аленушка в сказке. (НА экране слайд №4 изображена печка, а перед ним на подносе пирожок) .
Ребенок: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Сказочница:  А печка отвечает : “Скажу, только выполните мою просьбу: «Вот на подносе пирожок не простой, а с заданием, которое надо выполнить» (за столами). На столах у вас пирожок, переверните и посмотрите, что там нарисовано?
Дети: Три разноцветных круга: красный, желтый и зеленый, они все попарно пересекаются ). Надо, чтобы красный лежал слева от желтого. Круги одинаковые или разные? (Разные) По каким признакам они разные? (По цвету и размеру). Скажите мне пожалуйста , какой круг лежит по серединке (желтый большой круг). Какой круг находится справа от желтого (зеленый маленький круг). Какой круг находится слева от желтого(красный маленький круг). Какой круг находится между красным и зеленым кругом( Большой желтый круг).
Задание:
Положите красный квадрат, так чтобы он был внутри красного круга, но снаружи от желтого и зеленого.
Положите желтый квадрат так, чтобы он был внутри желтого круга, но снаружи от зеленого и красного.
Положите зеленый квадрат так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи от желтого и красного.
Сказочница: Какие квадраты находятся вне красного круга, вне желтого круга, вне зеленого круга?
Положите красный квадрат так, чтобы он был одновременно внутри красного и внутри желтого круга.
Положите зеленый квадрат так, чтобы он одновременно был снаружи от красного , желтого и зеленого круга.
Какие квадраты лежат внутри красного круга, желтого круга и зеленого круга? Какие квадраты лежат вне красного , вне желтого. Вне зеленого?
Сказочница: Закройте глаза, я дотронусь до тех, кто сделал правильно, а остальные проверти еще раз, и проверти у друг друга. Вот на доске изображено правильно, вот так должны лежать квадраты. Сказочница: Мы справились с заданием, молодцы! Вот печка, дала табличку «Яблоня» (дети читают), ну что идем к Яблони (показывает на яблоню и висящими на ней яблоки). Обратись к Печке так, как обращалась Аленушка в сказке. Ребенок: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Сказочница: Яблоня отвечает сначала сорви самое большое яблоко–– но яблочко моё не простые, а с загадкой. Тогда и подскажу.
Сказочница: Загадка будет на экране, но сначала сделаем гимнастику для глаз, чтобы быть внимательными.
Мы посмотрим далеко,
Мы посмотрим близко,
Мы посмотрим высоко,
Мы посмотрим низко,
Мы посмотрим вправо, влево,
1,2,3, на экран посмотри.
На экране слайд №5 три яблочка белой стороной к детям.
Сказочница: Что вы видите на экране? (Яблоки) Сколько яблок на экране?(3) Чем они отличаются друг от друга?(Размером). Где находится самое маленькое яблоко? (По середине). Справа от маленького яблока, какое яблочко находится (среднее яблоко). А где находится большое яблоко? (Большое яблоко находится слева от маленького яблока). Послушайте загадку: Красное яблоко больше желтого, желтое яблоко больше зеленого, какое яблоко меньше всех? (зеленое, переворачивается картинка цветной стороной). А дети убеждаются в том, что ответ найден верно.
Слайд №6 Какое яблоко по середине?(желтое) Какое яблоко слева от желтого? Какое яблоко справа от красного? Справа от желтого? Слева от зеленого? Между красным и зеленым?
Сказочница: Молодцы, справились, вот Яблоня и отвечает. Есть рядом камень он и укажет вам куда идти дальше. Слайд №7 (Дети читают на камне идти к речке. Слайд №8 (Картинка дорога прямо). Закрывайте глаза мысленно пойдем по прямой дороге. Слайд № 9 «Речка»
Сказочница: Обратись к Речке так, как обращалась Аленушка в сказке.
Ребенок: Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
Сказочница: Речка отвечает, помогу вам, но в начале постройте мост для моей речки , материал строительный лежит на столах рядом и схема с чертежами. (Рассматривают чертежи и в парах строят мосты). Я все ваши макеты мостов за фотографирую и передам Речке, пусть она сама выберет мост какой ей больше понравиться. А нам надо отправляться дальше, вдоль реки. Смотрите какая здесь поляна , а давайте отдохнем , посмотрите что же здесь вокруг? (Цветы). А как нужно вести себя на полянке? (Нельзя рвать и топтать цветы). Присаживайтесь вокруг цветов и слушайте закрыв глаза. (звучит аудиозапись). Упражнения на релаксацию: Как красиво поют песни птицы, качаются деревья, как приятно пригревает нас солнышко, согрело руки, ноги, лицо и вам тепло, и приятно, как все рады Весне. Открывайте глаза, вам понравилось? А хотели бы вы записать песню птиц? Ну тогда садимся на свои места (за столами), я вас научу как можно с помощью палочек записать песню птиц. ).
Сказочница: Тогда слушайте, каким способом . У вас в тарелочке лежат полочки. Если я называю короткое слово, то выкладываем палочку вертикально, а если слово длинное горизонтально.
Слушайте песенку первая строчка: Чик-чирик, чик –чирик,
Вторая строчка: Чик-чирик-чирик –чик,
Третья строчка: Чик-чик, чирик-чирик.
Дети выкладывают: I-I- I--I II--
Проверяем правильно ли записали пеню на доске, проверти и у друг друга. Сказочница предлагает спеть первую строчку, а вторую кто споет, третью споем хором. Вместе споем всю песню. Какая замечательная песня получилась. Птицы нам пропели , что Иванушка находится в избушке у Бабы-Яги.
Сказочница: Ребята , вам предстоит догадаться, какая у неё была избушка? На столах у вас лежат карточки с изображениями избушек. Какие избушки изображены на карточке? Посмотрите внимательно и нарисуйте карандашом ,какой избушке здесь нет? Но вначале сделаем пальчиковую гимнастику.
Карандаш в руке катаю
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу

Сказочница: Вы молодцы! Слайд №10. Быстро отыскали избушку, вот только Баба-Яга улетела, а избушку закрыла на секретный замок, а как можно попасть в избушку? (ответы детей, открыть ключом), но ключика нет, не знаю как нам поступить. А можно нарисовать секретный ключ, который может открыть все двери, ну как вы согласны? Дети берут листочки в клетку и ручку.
Графический диктант
Поставьте ручку на точку и неотрывная руки , рисуем по мою диктовку: Две клеточки вниз, две клеточки вправо, шесть клеточек вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну клеточку влево, четыре клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, пять клеточек влево. Получился секретный ключ. Слайд №10 (на ковре)
Сказочница: Вот этот секретный ключ нам поможет открыть замок
(вбегает Баба-Яга)
Баба-Яга: Это кто собирается открывать мой замок?
Сказочница: Здравствуйте, Бабулечка -Ягушечка, верните Иванушку домой, там Аленушке так расстроена и достанется ей от родителей.
Баба-Яга: Нет не отпущу!
Сказочница: Но что вы хочешь взамен за Иванушку?
Баба-Яга : Мне здесь скучно одной!
Сказочница: Мы можем с вами поиграть в любимую игру наших детей. Называется « Математический коврик», достает из коробки коврик и стелет на пол.
Баба-Яга: Что за цветы?
Дети: Геометрические фигуры.
Сказочница: Вот и в коробке фигуры.
Баба-Яга: И это что за фигуры?
Дети: Объёмные геометрические фигуры
Баба-Яга: (достает и рассматривает и спрашивает у детей). Какая эта фигура, куб, а эта шар, параллепипед, обследует цилиндр и конус, а что общего у этих фигур?
Дети: У конуса и цилиндра одинаковое основание.
Сказочница: Посмотри , а чем же отличается конус от пирамиды?
Баба-Яга: Ничем!
Дети: А основание них разное, у пирамиды основание квадратное. А у конуса круглое. А еще у пирамиды есть грани и вершина.
Сказочница: Ну, что разобрались, поиграем. Надо расставить на Математический коврик , объемные геометрические фигуры (тела) опираясь на соответствующие им плоскостные фигуры, и не просто, а передвигаясь прыжками и кто сумеет не только собрать, но и сконструировать любое изображение. (Играют)
Баба-Яга: Да, было интересно, но Ваню не отпущу!
Сказочница : А чтобы совсем задобрить нашу Бабулечку-Ягушечку по танцуем, танцевать любите?
Баба-Яга: Очень!
Сказочница :Ну тогда ребята с вами потанцуют.
(звучит музыка «Я Яга-Яга-Яга», дети танцуют)
Баба-Яга: Ну спасибо, было интересно и познавательно. И мне понравилось, что про меня тоже сочиняют песню, так и быть отдам вам Иванушку, но в начале помогите мне перестановку в комнате сделать приведите в порядок мою избушку!
Сказочница: Наши ребята всегда готовы помочь. (за столами: карточка избушка и печкой посередине )
Баба-Яга: В центре хочу оставить печку , а остальное помогите вы мне расставить.
Сказочница: Так, ступа с метлой пусть будут в правом нижнем углу, левом верхнем углу будет висеть полка с лампой, , портрет справа верхнем углу и нижним левом углу будет стоять кадка.
Баба-Яга: Вот теперь у меня порядок, ну ладно так и быть, отпущу Иванушку домой.
Иванушка: Спасибо вам ребята, за то что вы спасли меня. Я так хочу домой к своему папе, маме и к Аленушке.
Баба-Яга: Ну давай сама тебя отведу к родителям. До свидания!
Сказочница:. Слайд №11 А тут и отец с матушкой вернулись с базара. Привезли Аленушке платочек, а Ванечке бублик, и нашим детям за старание -бублики вкусные. А нам пора возвращаться домой. Закрывайте глаз ( звучит музыка, снимает платочек), ну что вы уже дома. Как в любой сказке, добро всегда побеждает. Вы ко всем персонажам с добром обратились и они вам добром ответили. А сегодня у нас получилась новая сказка на новый лад.
Программное содержание:
Совершенствовать и закреплять сформированные у детей знания по ориентировке в пространстве, умения понимать схематичные изображения, уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине». Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности и листе бумаги: точка отсчета, движение в вертикальном, горизонтальном направлении по словесной инструкции. Развивать умение работать в группе, в парах, уважать мнение партнера, развивать навыки оценки и самооценки в работе. Воспитывать интерес к сказкам, умение сопереживать героям сказки, желание помогать другим. Развивать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности. Учить детей понимать образное содержание сказки, закреплять умение составлять сказку на новый лад, способствовать самовыражению, развитию творчества через обыгрывание сюжета сказки. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Материалы и оборудование: косынка для сказочницы, индивидуальные карточки для шнуровки с персонажами, пирожки-карточки с заданием , яблоко-загадка, мелкий строительный материал, схема-чертеж моста, карточки с изображением избушек, листочек в клетку, дидактическая игра «Математический коврик», карточка- комнаты Бабы-Яги, бублики, палочки счетные, аудиозапись: звуки леса и песни птиц, карандаш, ручка, экран, проектор, презентация с изображением иллюстраций из сказки.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙСАД № 38 «УЛЫБКА»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию пространственных представлений
Воспитатель: Селяметова В.А.


Джанкой
2016г.