Интегрированное внеклассное занятие — Математика. Внеклассное чтение


Интегрированное внеклассное занятие: «Математика. Внеклассное чтение».
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров».
Цель: закрепить знания учащихся в решении задач на движение, используя рассказы В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Учить находить связи между величинами. Сопоставлять, чувствовать, понимать содержание прочитанного, совершенствовать вычислительные навыки. Развивать устную речь.
Оборудование: на столах книги В. Шульжика.

1. Есть на свете остров, до которого можно добраться не только самолетом, но и в обыкновенном железнодорожном вагоне. Сидишь себе, читаешь газету, а вагон твой мчит по волнам. А что за вид из окна! То чайка пролетит, то летучая рыба, а иногда нерпа высунется из воды и спрячется.
Название острова я вам пока не скажу. Хотите узнать? Давайте отправимся вместе с Валерием Шульжиком в путешествие из Москвы к острову? Сначала на самолете, потом на корабле. Итак, в путь!
Открываем книгу на странице 3.
…Пассажиры рейса 245…до слов «едут домой».
Итак. Вместе с пассажирами рейса 25 «Москва – Владивосток» мы идем на посадку в самолет. Давайте узнаем расстояние, которое нам предстоит преодолеть. (На доске чертеж. Составить условие задачи и решить ее самостоятельно).Как найдем расстояние?
? км850 км/ч 6 час
М. Вл.
850 · 6 = 5100 (км) – расстояние
Кто еще летит с нами одним рейсом? Прочитайте об этом на странице 4.
2. Чтение по ролям.
Со слов … «а еще»…до конца.
- Кто внимательно слушал, на какой остров летим? (Сахалин.)
- Зачем автору фотоаппарат? (Лесных зверей фотографировать.)
- Написал ли он книгу, о которой здесь говорит? (Да! Она перед нами.). Заканчивается 6 часовой перелет. Самолет приземляется в портовом дальневосточном городе Владивостоке.
Слово ученице:
Владивосток крупный порт. Отсюда идут корабли в Японию, Америку, Индию, Кубу. Здесь начинается дорога на Сахалин.
3. Чтение про себя страницы 6 «Морской букварь».
Найдите ответы на мои вопросы строчками из текста.
- Автору предстояло добираться дальше на обычном корабле?
- Что неожиданно случилось?
- На каком судне, его название, автору предстоит путь?
- Почему он так называется?
- Какую должность дали автору?
- Так ли он хорош, как считают матросы?
4. Узнаем скорость парусника.
Расстояние между Владивостоком и Сахалином 1008 км парусник проходит за 9 часов. С какой скоростью движется парусник? Как ее найти?
Зная расстояние и время, найдем скорость.
1008 : 9 – 112 км/ч – скорость
Парусник движется к острову Сахалин со скоростью 112 км/ч.
Автору дали хорошую должность – помощник младшего кока. Кто такой кок? (Повар).
Самое интересное, как пишет автор, в этой работе чистить картофель и ощущать запах испеченного свежего хлеба.
Страница 107 № 483 (устно).
- Чтение условий задачи (косвенного типа);
- Почему делили? (Белого в 3 раза >, значит черного в 3 раза <).
150 : 3 = 50 (кг) – черного хлеба
5. Что напоминает вам форма о. Сахалин? (Рыбу).
А еще его называют большим кораблем в Тихом океане. И команда его – население острова (около 600 000 человек).
Слушаем следующее задание… (карта Сахалина).
Длина Сахалина от северной точки до южной точки – 1 000 км (идет показ по карте).
Ширина острова в 10 раз <. Чему равна средняя ширина острова? (100 км).
- Как узнали? (1000:10=100 (км)) – ширина;
- Почему делили? [в 10 раз < (:)]6. Чем богаты водоемы Сахалина? (Рыбой).
- Кто ловит рыбу? (Рыбаки).
Правильно, а чтобы работа спорилась, они объединяются в бригады.
По краткой записи составим и решим задачу (самостоятельно).
- Еще раз повторите главный вопрос задачи?
- Сколько бригад ловило? (три)
- Сколько чисел в последнем действии? (три)
I бригада – 1065 кг
II бригада - ? кг в 3 раза >, чем ? кг
III бригада - ? кг на 426 кг <, чем
1065 2) 3195 3) 1065
х 3 - 426 +3195
3195 (кг) - II бр. 2769 (кг) - III бр. +2769
7029 (кг) – всего
7029 кг ≈ 7 т 029 кг
- Взаимопроверка.
- Что происходит с рыбой после ее обработки? (засолка или делают консервы).
- Что такое нерестовая речка на Сахалине?
Давайте прочитаем об этом на странице 9 (шепотом). Но сначала послушайте вопрос, на который вам следует дать ответ. Почему поймать много рыбы не простое дело?
Читаем… (Молодцы).
- Прочитайте вслух строки, в которых говорится о том, что рады рыбе не только люди, но и жители тайги (…кормилица рыба, … лосося впрок).
Давайте проверим. Каковы же рыболовы лесные звери?
Кто быстрее и правильнее решит приметы по группам (А, Б, В) тот и узнает (самостоятельная работа).
Группа «А» Группа «Б» Группа «В»
768 : 8 = 96
2 367 : 3 = 789
9 268 : 7 = 1324 378 : 6 = 63
664 : 8 = 83
1 722 : 6 = 287 969 : 3 = 323
638 : 2 = 319
794 : 2 = 397
Самоконтроль (ответы на обратной стороне доски).
- Итог кто больше из зверей?
7. Сейчас наш парусник в заливе Терпения (показать на карте Вахрушев).
Капитан приказал бросить якорь и спустить шлюпку. Желающие поехали в гости к пастухам – эвенкам (коренным жителям Сахалина).
Сценка по странице 14 (звучит музыка, выходят 2-е артистов – эвенков в национальных костюмах).
Учитель: Пастухи ждали моряков на берегу, махали руками, торопили: «Скорей! Скорей!» Вот так, наверное, встречали коренные жители Сахалина – айны, нивхи, орочи - первые российские парусные корабли сотни лет тому назад. Рады пастухи новым людям.
Вопросы задают артисты.
1 артист:
- Как живут люди на материке?
- Сколько стоит автомобиль «Жигули»?
- Из чего олимпийские медали, из золота или просто так?
2 артист:
А еще один вопрос такой:
- Расскажите, как начинка в середину шоколадной конфеты попадает? Ведь конфета вся цельная и дырки в ней нет! (Ответы детей).
Учитель: До самого вечера гостили моряки у нивхов и отвечали даже на такие вопросы:
В 1 тонне - ? кг (1000 кг)
В 1 ц - ? кг (100 кг)
1000 гр - ? кг (1 кг)
1 кг - ? гр (1000 гр)
А вы попробуйте письменно под диктовку преобразовать (математический диктант):
8 т - … кг (8 000 кг)
16 т - … кг (16 000 кг)
21 ц - … кг (2 100 кг)
5 000 гр – … кг ( 5 кг)
8. Итак, мы продолжаем свой путь. Ночью, во время шторма очень трудно уснуть и морякам часто приходится развлекаться. (Работа с песней о Сахалине.) Любят играть в «города». Мы сейчас с вами тоже поиграем в сахалинские города.
«Магический квадрат»
Расставьте правильно цифры, чтобы по вертикали, горизонтали, из угла в угол, в сумме числа составили число 60.
25
30
Ч 5
Е
0
20 40
Х
35
10
О 15
В
Перевернем поставленные цифры и прочитаем название сахалинского города – ЧЕХОВ.
Город Чехов назван в честь писателя, который побывал на Сахалине и написал книгу «Остров Сахалин».
2. Краткий обзор книг на выставке (аннотация книги «Остров Сахалин»).
3. Второй город вы угадаете, решив по рядам уравнения.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
на нахождение множителя
0 х = 6 Х х = 248 А х = 90
- Как найти неизвестный множитель?
В это время индивидуальная работа по карточкам.
63 · х = 63 х · 8 = 64
После решения открываются буквы (ОХА).
- Почему так назвали? (Эвенки однажды увидели воду, которая горела, ее нельзя было пить. Увидев ее, часто говорили «ОХО»)Сейчас город Оха – город нефтяников.
- Назовите другие города и поселки Сахалина (по карте).
Благодаря нашему кораблю мы побываем еще в одном городе – Невельске, названным так в честь мореплавателя, путешественника Невельского. Чтение по странице 25. «Эстафета – цепочка».
- Что такое лежбище тюленей?
- Что удивило всех нас на этом островке? (Кататься с крыши запрещено).
Тюлени, моржи очень любят полакомиться рыбой. Давайте откроем учебник математики на странице 106 № 481 (1) и узнаем, сколько кг рыбы съедают 2 моржа за неделю.
- Чтение задачи.
- Что означает «за неделю»? (7 дней)
- О чем говорится в условии задачи?
- Сможем ли ответить на главный вопрос?
- Почему не сможем?
- Что можем узнать? Как?
Самостоятельное решение задачи. Разными способами (по действиям или выражением).
154 21
I способ: 22 · 7 + 3 · 7 = 175 (кг) – за 7 дней оба
25
II способ: (22 + 3) · 7 = 175 (кг) – всего за 7 дней оба
Проверка с доски.
9. Чтение книги «Прощай Букварь», по страницам 25 – 26 (хором).
- Такая карта и у нас есть, вот она. (Бутылка с запиской).
- На ней знаки, что они означают?
№ 492, страница 108 (2 ст. 1 и 2 пр.)
Решение примера у доски:
3 2 1
235 + 4 · (536 : 8) = 503
В это время индивидуальная работа по карточкам.
Проверка. Назовите:
- меньшее 5-ти значное число (51385);
- большее 5-ти значное число (95910).. На остров Сахалин автор книги Валерий Шульжик плыл на паруснике, а возвращается на пароме (показать иллюстрацию) Холмск – Ванино – Москва. Паром – это большой корабль, который везет через пролив не только людей но и целые большие составы с грузами. Нам в Москву возвращаться не надо. Мы едем домой в п. Вахрушев двумя путями (поездом и машиной).
Читаем условие задачи: Пассажирский поезд с Южно-Сахалинска до Вахрушева идет 6 часов, со скоростью 45 км/ч, а машина то же самое расстояние, проходит за 5 часов. С какой скоростью идет машина?
Эта задача на движение (с величинами – скорость, время, расстояние).
скорость время расстояние
Поезд 45 км/ч 6 ч одинаковое
Машина ? км/ч 5 ч ? км45 · 6 = 270 (км) – расстояние
270 : 5 = 54 (км/ч) – скорость машины
Ответ: 54 (км/ч) – скорость машины
- Кто быстрее будет дома и почему?
10.Итог занятия:
Мы совершили путешествие по родному краю, острову Сахалину.
- Почему урок чтения мы объединили с математикой?
- Помогла ли вам книга о путешествии и путешественниках в решении задач? (Наглядно, слово автора, представляли картины: движение самолета, парусника, сопоставляли, сравнивали).
Оценки были поставлены и прокомментированы по ходу урока.