Творческая разроботка урока русского языка по теме «Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.» Перспективная начальная школа 2 класс.


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка по теме
«Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.»
Перспективная начальная школа 2 класс.
Выполнила: Иудина Мария Вадимовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 36

Новокузнецк, 2015г
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………..1
2.Основное содержание…………………………………………..2-3
3.Заключение………………………………………………………..4
4. Список литературы ………………………………………………5
5. Приложение ………………………………………………………6
Введение
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Для творческой разработки я выбрала урок русского языка, который нацелен на открытие нового способа действия. Тема «Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.» На уроке ставлю для себя задачу помочь учащимся овладеть новым способом действия, познакомить с новой орфограммой. В результате, которого учащиеся могут приобрести знания, опыт и самое главное показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова. Научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака; научить дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.
В своём уроке использую системно – деятельностный подход. Учащиеся находятся в деятельности друг с другом и в решении проблемной ситуации,в открытии нового.
Тема: Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Цели: образовательная - формировать умения применять на практике правило мягкий знак после шипящих, правильно писать, обосновывать выбор.
Развивающая - развивать орфографическую зоркость, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать вывод.
Воспитательная - воспитывать внимательность и аккуратность, взаимопомощь, умение работать в парах.
Ход урока
1. Организационный момент
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
2. Актуализация ЗУН
- Прочитайте данные слова. Вставьте невидимые буквы, что вы можете сказать о данных словах?
Мален.кий, бол.шой, мал.чик, вороб.и, в.юнок, осен., пен., ден., лен, доч. ( мягкость согласного звука в середине слова, разделительный мягкий знак, мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова)
- Вспомнили, для чего нужен мягкий знак? (Да, для смягчения согласного звука, для разделения согласного и гласного звука)
- А с какой трудностью столкнулись в данном задании? (надо ли ставить мягкий знак в конце слова дочь)
- Как же нам быть? Как правильно надо писать?
- А где мы можем эти знания получить? (в учебнике, в словаре)
3. Открытие нового
- Давайте откроем учебники на стр.152, упр. 117.
- Какого рода эти слова? (м.р.)
- На какой звук заканчивается основа слова? (ч)
- А какой это звук? (мягкий)
- А стоит ли после него мягкий знак? (нет)
- Выпишите 5 любых слов. Укажите род и обозначьте орфограмму.
- Давайте откроем обратный словарь на букву ь. Найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на чь.
- Какого рода эти слова? (ж.р.)
- На какой звук заканчивается основа слова? (чь)
- А стоит ли после него мягкий знак? (да)
- А давайте сравним предыдущие слова, какого рода были? (м.р.)
- Писали ь знак? (нет)
- А эти слова, какого рода? (ж.р.)
- Посмотрите, как пишем? (с мягким знаком)
- А кто же сможет сделать вывод? (слова м.р. пишутся без мягкого знака, а слова женского рода с мягким знаком)
- Посмотрите, у нас в упражнении есть вопрос загадка, давайте найдем на него ответ.
- Какой вывод ты можешь сделать о работе ь:
а.) ь обозначает мягкость конечного согласного;
б) б показывает, что все слова-названия предметов женского рода?
- А теперь давайте проверим, насколько вы поняли и сможете применять это правило?
4. Первичное закрепление
Стр.153 упр.118
- На какие две группы можно поделить слова- названия предметов? Запиши их правильно.
Плач(ь), печ(ь), трубач(ь), мелоч(ь), реч(ь), мяч(ь), москвич(ь), ноч(ь).
5. Контроль
- На доске написаны слова. Запишите в тетрадь в два столбика, в первом столбике будем писать слова-предметы мужского род, а во втором слова- предметы женского рода.
Меч(ь), луч(ь), реч(ь), ключ(ь), помоч(ь), богач(ь), тягач(ь), врач(ь), лихач(ь), леч(ь).
-Спишите грамотно. Внимательно смотрите и думайте.
Фронтальная проверка.
6. Итог
- А теперь давайте вернемся в начало урока и посмотрим на слово дочь.
- Как же мы его напишем? (с мягким знаком)
- В начале урока вы знали, как его надо писать? (нет)
- А теперь знаете? (теперь я знаю)
-Молодцы. Вы настоящие открыватели тайн русского языка.
6. Оценка
- Что нового узнали на уроке?
- что было трудно, что давалось легко?
- что было интересного для вас?
Заключение
Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа» во 2-м классе по теме: «Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.»
Для того чтобы учащиеся овладели новым действием и способами, на уроке понадобилась работа с дополнительным материалом, с учебником.
Разрешая проблемную ситуацию, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД.
Работа в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик – ученик».
Активная деятельность учащихся второго класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает с каждым этапом урока.
На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют коллективную его проверку и самопроверку, тем самым закрепляя написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
В ходе урока учащиеся формулируют правило, учатся применять его практически.

Литература
1 Русский язык 2 класс: поурочные планирования по учебнику Н.А.Чураковой /авт.-сост.Н.В.Лободина.-Волгоград:Учитель,2011-349с.
2 Русский язык 2 класс: поурочные разработки по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. А.А.Коржукова.-М.:BAKO,2012 -416с.
3 Русский язык [Текст]:2кл.: Учебник: В 3 ч./Н.А.Чуракова;под ред.М.Л.Каленчук.-2-е изд.испр.-М.: Академкнига/Учебник, 2012.-Ч.1:176 с.:ил.
Приложение