Конспект урока по обществознанию для 11 класса Свобода в деятельности человека


Конспект урока по обществознанию в 11 классе
Тема: Свобода в деятельности человека
Тип урока: объяснение нового материала
Уровень подготовки класса: средний
Цели:
Познакомить учащихся с важнейшими смыслами и аспектами понятия «свобода»;
Проанализировать отдельные философские, социально-политические, морально-этические проблемы;
Выявить различные подходы к решению этих проблем;
Продолжить подготовку к ЕГЭ по обществознанию;
Совершенствовать операции логического мышления: сравнение, анализ.
Методы:
Слово учителя;
Создание проблемной ситуации;
Эвристическая беседа;
Метод аналитических наблюдений;
Синквейн.
Средства обучения: видеоролик, высказывания философов.
План изучения темы:
Понятие «свобода».
Почему не может быть абсолютной свободы.
Границы свободы.
Что значит –быть свободным?
Ход занятия
Оргмомент.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового раздела курса обществознания, в котором раскрываются основные проблемы социально-политической и духовной жизни.
Об одной из них мы начнем разговор прямо сейчас. Итак, тема урока – «Свобода в деятельности человека» (дети записывают тему урока в тетрадь).
Сегодня мы познакомимся с важнейшими смыслами и аспектами понятия «свобода», а также проанализируем различные морально-этические проблемы, связанные с этим понятием.
Объяснение нового материала.
Обратимся к высказыванию Ш.Монтескье (записано на доске): «Нет слова, которое получило бы столько сообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода».
В чем смысл этого высказывания? Какое значение слово «свобода» имеет для вас? (Дети отвечают на вопросы, рассуждают.)
С понятием «свобода» мы знакомимся с самого детства. Вспомните русские народные сказки: стоит богатырь на распутье перед камнем с надписью: «Налево пойдешь…, направо пойдешь…, прямо пойдешь…». Куда пойти? Что выбрать? Решение зависит только от самого себя. Каждый из нас свободен в своем выборе.
Но нужно понимать, что абсолютная свобода просто не может существовать (учитель рассказывает притчу «Буриданов осел», затем идет обсуждение с классом).
Полная свобода одного человека ведет к прямому произволу по отношению к другому человеку. Тогда возникает вопрос: каковы же границы свободы человека? (Дети формулируют вывод и записывают в тетради.) Итак, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Давайте разберемся, что же такое свобода. Немецкий философ Гегель говорил: «Свобода есть осознанная необходимость». Существуют различные трактовки понятия «необходимость». Их можно свести к трем основным положениям:
Все предопределено Богом
Бог дал человеку великий дар – свободу. И свобода, прежде всего, это выбор между добром и злом.
Человек сам отошел от Бога, поэтому он сам должен вернуться к нему.
Так что же такое свобода? (Свобода – это выбор.)
Если человек сделал самостоятельный выбор, то и отвечать за него должен он сам. Поэтому свобода – это еще и ответственность. Всегда нужно думать о последствиях своего выбора, своих действий. (Просмотр и обсуждение видеоролика о сложном выборе http://www.youtube.com/watch?v=OBwdZ30ZDms
Выбор человека зависит от моральных качеств, от внутренней свободы.
Закрепление изученного материала.
Раскройте смысл слов французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю» (задание С9 ЕГЭ).
Подведение итогов.
Итак, давайте определим, что же такое свобода, и какого человека можно назвать свободным? (составление синквейна «Свободный человек»).
Постановка домашнего задания.
Цель вашей работы дома – четко определить для себя, что же такое свобода и выяснить, как относились к свободе в различные исторические эпохи. Для этого вам необходимо прочитать §12 и подобрать афоризмы о свободе.
Спасибо за урок.