Рабочая программа по Лечебной физической культуре для учащихся 1-4 класс

государственное казенное общеобразовательное
учреждение Свердловской области
«Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»










Адаптированная основная общеобразовательная программа
по предмету:
«Лечебная физическая культура»
для учащихся 1-4 классов







Орлова Елена Сергеевна
учитель высшей квалификационной категории

















Полевской 2016 г.

Пояснительная записка

Программа по ЛФК направлена на лечение заболеваний, профилактику осложнений, на предупреждение обострений заболеваний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по лечебной физкультуре составлена в соответствии с
Законом РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. (в редакции от 23.07.2013г. с изменениями и дополнениями) ст.11 ч.3; ст.13 ч. 1,2,3.
Законом Свердловской области от 15.07.2013г. № 78 «Об образовании в Свердловской области» ст.17 ч. 23
«Фундаментальное ядро содержания общего образования». М. «Просвещение», 2011. под ред. В.В. Козлова; А.М. Кондакова.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. Просвещение 2009г.; авт. А.Я. Данилюк, А.М. Конаков; В.А. Тишков.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12ю2014г. № 1599
Примерная АООП общего образования, разработанная на основе ФГОС, для обучающихся с умственной отсталостью
АООП Полевская школа – интернат
В данном курсе реализуются следующие компоненты образовательной программы школы.
Создание условий для сохранения здоровья и формирование у обучающихся мотивации к ведению ЗОЖ.
Данная задача решается путем проведения с детьми специальных комплексов лечебной гимнастики с целью увеличения резистентности организма и устойчивости его к различным заболеваниям. Также в работе при реализации данной задачи используются методики закаливания организма детей, что значительно снижает уровень заболеваемости детей. Мотивация у обучающихся к ведению ЗОЖ формируется при помощи проведения занятий по тематике «Сохранения здоровья» «Вредные привычки» «Берегите зрение»
Путем консультирования родителей по вопросам здоровья детей, организацией и проведением лекций на интересующие родителей темы, проведения совместных уроков.
Целью программы является: Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств ЛФК физических и психических способностей учащихся, имеющих нарушения здоровья, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Программа предлагает решение следующих групп задач:
Организационно – педагогические
- Создание оптимальных условий для лечения и оздоровления организма детей, обеспечивающих воспитание гармоничной личности.
- Организация мониторинга физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие), сердечно-сосудистой системы и других.
2. Учебные
- Формирование теоретических знаний о здоровом опорно-двигательном аппарате.
- Обучение учащихся основам лечебной физкультуры.
-Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки у детей.
- Обучение необходимым видам дыхательных упражнений.
3. Коррекционно-развивающие
- Замедление процесса прогрессирования заболевания и формирование практических навыков, способствующих:

·формированию правильной осанки;

·развитию мышечного корсета;

·увеличению силовой выносливости мышц;

·формированию правильного дыхания;

·развитию мелкой моторики;

·совершенствование координации движений;
- Укрепление здоровья, профилактика заболеваний и коррекция нарушений физического развития средствами лечебной физической культуры, приобщение к здоровому образу жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Воспитательные
- Воспитание в детях внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
- Формирование и развитие морально-волевых качеств и мотивации к регулярным занятиям ЛФК, утренней гимнастикой и спорту.
- Создание благоприятных условий для лечение и оздоровления организма.
Методы и приемы образования.
Используются специальные медико-педагогические технологии
Проведение занятий ЛФК, подвижные игры, игры с элементами спорта, аутотренинг, музыкотерапия, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, массаж, цветолечение.
Введется работа по формированию у детей волевых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, решительности, умения работать в команде, помогать товарищам.
В процессе обучения и коррекции нарушений, используются темы, связанные со специфическими особенностями детей с сочетанной патологией. При планировании и проведении занятий учитываются индивидуальные особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическими нагрузками. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Программа предусматривает всестороннее медико-педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.
На протяжении всего курса ЛФК осуществляется межпредметные связи:
с биологией (основы знаний о человеческом организме, основы знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья).
с музыкой (релаксационные техники с использованием классической музыки, аэробика с использованием музыки в стили регги, музыкотерапия с использованием электронной музыки).
с математикой (счет при выполнении упражнений, при построении и перестроении в колонны по 2,3 человека, ориентировка в пространстве верх-низ-право-лево).
Внутрипредметные связи осуществляется при помощи разучивания отдельных элементов и видов движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.) и использования их в дальнейшем в комплексах упражнений, подвижных и спортивных играх.
Наличие требований к ЗНУ в данной программе, способствует использованию двигательного опыта учащихся, как базы для расширения их двигательных возможностей, правильного формирования функциональных возможностей организма, тренировке и повышению адаптационных возможностей организма.
В результате освоения программного материала по лечебной физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны знать:

·связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

· способы изменения направления и скорости передвижения;

·режимы дня и личной гигиены;

·правила составления комплексов утренней зарядки;

·правила проведения на занятиях физической культурой;

·правила подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:

·выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

·выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

·выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

·выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

·выполнять комплексы дыхательных упражнений;

·выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

·выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

·выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

·выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать навыки при развитии физических качеств
в следующих контрольных упражнениях:

·гибкость – из положения, сидя наклон вперед (касание носков ног);

·быстрота – скорость простой реакции (тест падающей линейке, см);

·выносливость – ходьба в течение одной минуты, м;

·сила – прыжок в длину с места (демонстрировать технику);

·координация – передвижение по напольному гимнастическому бревну (скамейке) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
Учебно-методическое обеспечение.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2009г., под редакцией В.В. Воронковой.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2009г., под редакцией И.М. Бгажноковой.
- Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа; Учебно-методическое пособие для преподавателей; Под общей редакцией С.П. Евсеева – Санкт – Петербург 2003г.
- Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста; Л.Ф.Асачева, О.В. Горбунова - Санкт – Петербург Детство – Пресс 2013г.
- Лечебная физическая культура в детском возрасте; А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур – СПб.: Речь, 2007. – 464с.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Зал ЛФК оснащен следующим оборудованием:
Тренажерами:
- беговая дорожка
-степпер
- велотренажер
- эллиптический тренажер
- вибромассажер;
Сухим бассейном
Мягким детским модулем Колобок
Массажными ковриками
Шведской стенкой
Доской для пресса
Станком хореографическим переносным
Медицинболами;
Резиновыми мячами разных размеров;
Гимнастическими скамейками;
Мягкими матами;
Массажным столом
Оборудование соотвествует требованиями международных стандартов безопасности EN-1176, ГОСТов РФ.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы преподается по принципу от простого к сложному. Уроки проходят при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. Дозирование физической нагрузки адекватно состоянию здоровья ребенка и его психомоторного развития.
Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений.
Изучение элементов спортивных игр, упражнений, корригирующих комплексов проходит как серия пяти – семи уроков (часов) т.к. дети с нарушением интеллекта страдают нарушением двигательной памяти, быстро забывают разучиваемый материал, если он не закреплен до автоматизма.
Для инвалидов детства и детей с тяжелой патологией предусмотрены индивидуальные занятия.
Так же реализации индивидуального подхода к обучении, в каждом классе, используются карты индивидуального коррекционного сопровождения с конкретными рекомендациями специалистов (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, преподаватель ЛФК, специалист по развитию психомоторики).
Почасовая сетка прохождения программного материала

п/п
Вид программного материала
Классы



1
2
3
4

1
Основы знаний.

4
4
3
3

2
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

4

5

6

5

3
Упражнения для коррекции правильной осанки.
5
6
7
8

4
Упражнения для укрепления мышц живота.
5
5
5
5

5
Упражнения для устранения моторной неловкости.
10
9
8
8

6
Упражнения для коррекции плоскостопия.
5
5
5
5


Всего
33
34
34
34


Отбор содержания программного материала произведен с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и различного рода заболеваний учащихся, в соответствии с чем, ведется разно уровневый подход в соответствии с имеющейся патологией ребенка. Уроки проводятся с детьми отнесенным по состоянию здоровья к спец. мед. группе. В связи с тем, что в группе занимаются дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями, уроки могут проводиться как по одному основному комплексу упражнений в течение урока, так и с добавлением нескольких комплексов или упражнений, в зависимости от преобладающих заболеваний учащихся.
Кроме этого на каждом уроке в течение 5-7 минут могут проводиться подвижные игры, направленные на решение задач восстановления здоровья. Выбор комплексов, упражнений и игр производит учитель, отмечая данную информацию в календарно-тематическом плане.
Способы контроля знаний.
В начале и в конце учебного года учителем ЛФК проводится вводная диагностика, проверяются показатели двигательных качеств (гибкость, скорость, сила, выносливость, скорость). Проводится тестирование функционального состояния организма. Все полученные результаты заносятся в паспорт здоровья обучающихся. В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Показатели сравниваются, анализируются, выводится прирост двигательных навыков.
Адресат программы
Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов; рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и содержит все необходимые разделы для коррекции и профилактики различных видов нарушений и отклонений в здоровье (осанки, макро и микро моторики, зрения, плоскостопия, координации движений, сенсомоторики и т.д.)
Ожидаемые результаты: комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями.
Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем.
Коррекция и компенсация двигательных нарушений.
Развитие основных видов движений и физических качеств, формировать пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений.
Стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностного).
Критерии определения успешности физической реабилитации учащихся.
Критериями являются качественными и количественные показатели. Качественные показатели – степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др.
Количественным показателем является положительная динамика физической подготовленности, складывающая обычно из показателей развития основных физических способностей и функциональной возможности организма. При этом используется тестирование учащихся (оценка соматического здоровья, антропометрические данные, экскурсии грудной клетки, силовой выносливости мышц) в конце года и начале учебного года. Количественные показатели отражаются в «Листе учета физического развития ребенка».
Содержание курса
Основы знаний.
Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.
Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочками на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой. Висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.
Самоконтроль.
Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдение режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствие, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.
Развитие выносливости.
Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.
Развитие силы.
Длительная статическая задержка поз: «Мост», «Березка», «Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой.
Элементы самомассажа.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивание кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.
Профилактика плоскостопия.
Комплексы корригирующей гимнастики. (см. Методические разработки).
Развитие координации движений.
Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).
Проведение контрольных мероприятий.
а) тесты – по плану учителя.
б) медицинский контроль – по плану.
в) педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК)
















Календарно – тематическое планирование 1 класс 33 часа.

п/п
Дата
Кол-во часов
Наименование разделов
и тем

Базовые учебные действия
БУД

Упражнения для коррекции правильной осанки (5ч.)


1


1
Упражнения для развития правильного дыхания.

Игра «Громче меня»

Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Познавательные: самостоятельный анализ ситуаций, требующий применение правил предупреждения травматизма.
Регулятивные: осознание и корректировка собственных действий, направленных на организацию безопасности на занятиях;
Коммуникативные: осуществлять выбора речевых способов взаимодействия; участие в диалоге, высказывание собственной позиции, проявление умения слушать других;
Предметные: научаться соблюдать правила безопасного поведения на занятиях ЛФК, использовать знания и умения в практической деятельности;




2



1
Ходьба по начерченной линии с предметом на голове.

Игра «Гуси – Лебеди»




3


1
Упражнения у стены.

Игра «Быстро в домик»



4


1
Упражнения в парах.

Стоя спиной друг к другу.

Игра «Левые – правые»


5

1
Ходьба по гимнастической скамейке.



Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения (4 ч.)

6

1
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах)

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Познавательные: осознание важности освоения организующих упражнений;
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить;
Предметные:
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Коммуникативные: формирование способов позитивного речевого взаимодействия с учителем и одноклассниками, умение формулировать вопросы, участвовать в диалоге;


7


1

Прыжок в длину с места в ориентир.




8


1

Построение в круг по ориентиру.






9



1


Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами.



Упражнения для укрепления мышц живота (5ч.)

10

1
Вис на гимнастической стенке с подниманием ног 90 градусов.
Игра «Выше земли»


Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Познавательные: ознакомление с упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности и их изучение, осуществление отбора и объединения упражнений в комплексе;
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные: умение формулировать вопросы, участвовать в диалоге;
Предметные: овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.


11


1

Упражнения сидя и лежа на полу.
Игра «Подними предмет»




12


1

Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах.




13


1

Упражнения в висе спиной к стене.




14


1

Упражнения для мышц брюшного пресса.


Упражнения для коррекции плоскостопия (5ч.)

15

1

Катание ступнями кеглей.

Игра «Кто быстрее снимет обувь?»

Личностные:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Познавательные: осознание важности освоения организующих упражнений; осмысление своего двигательного опыта;
Регулятивные: планирование и оценивание учебных действий в соответствии поставленной задачей;
Коммуникативные: умение формулировать вопросы, участвовать в диалоге;
Предметные:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

16

1

Ходьба на носках, на пятках.



17

1

Катание гимнастических палок.



18

1

Упражнения для профилактики плоскостопия.



19

1

Катание ногами мячей.







Упражнения для устранения моторной неловкости (14ч.)


20


1
Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев»
Личностные:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Познавательные: контролируют режимы физической нагрузки на организм;
Регулятивные: контролируют учебные действия, аргументируют допущенные ошибки;
Коммуникативные: проявляют потребность в общении с учителем, умеют слушать и вступать в диалог;
Предметные: научаться передвигаться различными способами, выполнять упражнения дыхательные и для формирования правильной осанки;


21


1
Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».



22


1
Подбрасывание мяча на разную высоту. Игра «Кого назвали тот и ловит»


23

1
Ловля мяча после хлопка над головой.


24

1
Ловля мяча после отскока от пола двумя руками, одной.


25

1
Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы».


26

1
Упражнения с обручами. Игра «Проскачи через круг»


27

1
Ловля мяча от стены. Игра «Кто быстрее поймает?»


28

1
Самомассаж рук, головы, ног.
Игра «Ну – ка отними».


29

1
Собирание крышек, составление фигур. Игра «Кто быстрее».


30

1
Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. Игра «Поймай мяч».


31

1
Подъем различной величины.


32

1
Массаж пальцев, кистей рук. Игра «Морские фигуры»


33

1
Итоговое тестирование.

































Прогнозируемый результат
Дети первого класса, занимающиеся в группе ЛФК должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
- понятие о правильной осанке;
- название снарядов;
- терминологию (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелезание).

Уметь выполнять:
- наклоны головы;
- перекаты с носка на пятку;
- передачу и переноску предметов;
- лазание и перелезание;
- принятие правильной осанки;
- ходьбу на носках, на пятках;
- приседание;
- упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем.

Требование к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 – го года обучения:

Знания:
Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь).
Умения:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейке, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, наклоны вперед – назад дышать носом, выполнять ж упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного характера («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь – дальше будешь»), выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.
Навыки:
Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.




























Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)

п/п
Дата
Кол-во часов
Наименование разделов и тем
Базовые учебные действия
БУД

Упражнения для коррекции правильной осанки. 9ч.

1.

1
Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче всех».
Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко характеризуют физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными играми;
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: ставят задачи, обращаются за помощью, умеют избегать конфликтов и находят выходы из спорных ситуаций;
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие.
Предметные: овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.


2.

1
Прыжки на скакалке. Игра « Часы пробили ровно...».


3.

1
Бег с преодолением различных препятствий.


4.

1
Ходьба с предметом на голове.


5.

1
Основные исходные положения для формирования правильной осанки.


6.

1
Упражнения с длинной, короткой скакалкой.


7.

1
Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «У медведя во бору».


8.

1
Упражнения для мышц туловища.


9.

1
Упражнения с гимнастическими палками.


Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движения. 5ч.

10.

1
Построение в шеренгу с изменением места построения, по заданному ориентиру.
Познавательные: контролируют режимы физической нагрузки на организм;
Регулятивные: контролируют учебные действия, аргументируют допущенные ошибки;
Коммуникативные: проявляют потребность в общении с учителем; умеют слушать и вступать в диалог;
Личностные: осознают социальную роль ученика, проявляют положительное отношение к учению;
Предметные: приобретут умения выполнять простейшие комплексы упражнений;

11.

1
Движение в колонне с изменением направления по установленным ориентирам.


12.

1
Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя. Выполнение упражнений без контроля и с контролем зрения.


13.

1
Лазание по определенным ориентирам. Изменение направления зрения.


14.

1
Повороты к ориентирам без контроля зрения в момент поворота.


Упражнения для мышц живота. 5ч.

15.

1

Подъем туловища с помощью партнера.

Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия из базовых видов спорта, используют их в игровой и соревновательной деятельности;
Регулятивные: видят ошибку и исправляют ее по указанию учителя, сохраняют заданную задачу;
Коммуникативные: эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации, работают в группе;
Личностные: имеют мотивы учебной деятельности, принимают и осознают социальную роль обучающегося, проявляют этические чувства, доброжелательность, отзывчивость.
Предметные: научатся выполнять простейшие комплексы упражнений оздоровительно-корригирующей направленности;

16.

1

Висы на перекладине, лазание по гимнастической стенке.



17.

1
Вис на перекладине, поднимание ног в «уголок».



18.

1

Упражнения, стоя у стены. Игра «Займи свое место»




19.


1

Упражнения, лежа на спине, животе.


Упражнения для профилактики плоскостопия. 6 ч.

20.

1
Упражнения для расслабления верхних и нижних конечностей.
Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия из базовых видов спорта, используют их в игровой и соревновательной деятельности;
Регулятивные: владеют способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств их достижения;
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника;
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Предметные: научатся выполнять, упражнения с предметами на развитие физических качеств, на восстановление, дыхательные.

21.

1
Упражнения для ног.
Игра «Кто быстрее снимет обувь?».


22.

1
Упражнения на расслабление.
Игра «Замри».


23.

1
Упражнения, сидя на скамейке. Игра «Кошка, мышка».



24.


1

Упражнения для ног.
Игра «Кто быстрее снимет обувь?».



25.


1

Упражнения в парах. Игра «Морская фигура».


Упражнения для устранения моторной неловкости. 9ч.


26.


1

Подбрасывание мяча в вверх и его ловля. Массаж рук, головы.
Познавательные: технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта;
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленных задачей и условиями ее решения;
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника;
Личностные: проявлять положительное отношение к уроку;


27.


1

Упражнения с обручами. Игра «Быстро в круг».



28.


1
Упражнения на расслабление мышц шеи, туловища.
Игра «Мы веселые ребята».
Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия из базовых видов спорта, используют их в игровой и соревновательной деятельности;
Регулятивные: владеют способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств их достижения; владеют формами познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: управлять эмоции со сверстниками и учителем; проявляют сдержанность, рассудительность, готовность слушать собеседника;
Личностные: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способны конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.
Предметные: научатся корректировать технику движений, соблюдать правила подвижных игр спортивной направленности.

29.

1
Ведение мяча на месте.
Игра «Поймай мяч».


30.


1
Соприкосновение пальцев рук поочередно с открытыми, закрытыми глазами.


31.

1
Броски мяча из одной руки в другую.


32.

1
Метание мяча в цель.



33.


1

Передача мяча в парах. Игра «Ловушки»


34.

1


Итоговое тестирование.



Прогнозируемый результат
Дети второго класса, занимающиеся в группе ЛФК должны знать:
правила техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
понятие о правильной осанке;
название снарядов;
терминологию (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелазание). Уметь выполнять:
наклоны головы;
перекаты с носка на пятку;
передачу и переноску предметов;
лазание и перелазание;
принятие правильной осанки;
ходьбу на носках, на пятках;
приседания;
упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 2-го года обучения:
Знания:
Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила ортопедического режима ( не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания).
Умения:
Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения», «Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»); упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики», «Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; упражнения с гантелями; выполнять упражнения для развития координации движений (комбинация специальных упражнений различной координационной сложности.: «Крестики», «Брасс руками», «Брасс ногами»; комплекс с гимнастической палкой; подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь правильно дышать; играть в подвижные игры целенаправленного (2 -
3 игры) и общего характера (4- 5 игр); Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 - 8 упражнений ЛФК под контролем взрослого. Произвольно расслаблять мышцы.
Навыки:
Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены,
осуществлять подготовку рабочего места.
Личностные качества:
Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.


































Календарно - тематическое планирование 3 класс 34 часа


Дата
Кол-во часов
Наименование разделов и тем
Базовые учебные действия
БУД

Упражнения для коррекции правильной осанки. 9ч

1.

1
Упражнения в «вытяжении».
Игра «Тише едешь, дальше будешь!».

Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия из базовых видов спорта, используют их в игровой и соревновательной деятельности;
Регулятивные: владеют формами познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника;
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Предметные: научаться передвигаться различными способами, осуществлять индивидуальные действия, выполнять упражнения общеразвивающие и дыхательные;

2.

1
Упражнения, стоя у стены.
Игра «Замри».


3.

1
Упражнения у гимнастической стенки.
Игра «Мяч соседу»


4.

1
Висы на гимнастической стенке.
Игра «Делай так, делай эдак».


5.

1
Основные исходные положения.
Игра «Мяч в кругу».


6.

1
Упражнения на равновесие.
Игра «Попади мячом в булаву».


7.

1
Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «Пятнашки елочкой».


8.

1
Ходьба с предметом на голове.
Игра «Китайские пятнашки».


9.

1
Лазание по гимнастической стенке. Подтягивание.


Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движения. 6 ч.


10.

1
Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.
Познавательные: ознакомление с упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности и их изучение;
Регулятивные: приобретение умений организовать собственные действия, технически правильно выполнять двигательные действия в игровой деятельности;
Коммуникативные: овладение умениями участвовать в диалоге, высказывать свою позицию и слушать других;
Личностные: развитие ответственности за свои действия;
Предметные: научатся выполнять простейшие комплексы упражнений, по формированию правильной осанки;


11.

1
Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения.


12.

1
Прыжок в высоту до определенного ориентира.


13

1
Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения.


14.

1
Принятие и.п. рук с закрытыми глазами.


15.

1
Удары мяча об пол на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.


Упражнения для укрепления мышц живота. 5ч.


16.

1
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия из базовых видов спорта, используют их в игровой и соревновательной деятельности;
Регулятивные: владеют способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств их достижения;
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника;
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Предметные: научатся выполнять, упражнения с предметами на развитие физических качеств, на восстановление, дыхательные.

17.

1
Гимнастическое упражнение «Мостик».


18.

1
Упражнения для развития мышц брюшного пресса.
Игра «Эстафета с мячами».


19.

1
Подъем туловища с помощью партнера.


20.

1
Упражнения, лежа на спине. Игра «Совушка».


Упражнения для профилактики плоскостопия. 5 ч.


21.

1
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.


22.

1
Катание мячей ногами.


23.

1
Ходьба на пятках, носках.


24.

1
Катание гимнастических палок.


25.

1
Занятия на тренажерах.


Упражнения для устранения моторики неловкости. 9ч.


26.


1

Броски набивных мячей.
Эстафеты с мячами.


Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Познавательные: осознание важности освоения организующих упражнений;
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить;
Предметные:
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Коммуникативные: формирование способов позитивного речевого взаимодействия с учителем и одноклассниками, умение формулировать вопросы, участвовать в диалоге;


27.

1
Упражнения в парах.
Игра «Ручеек»



28.


1
Подбрасывание мяча вверх с последующей ловлей.
Игра «Собачка»



29.


1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую.
Игра «Кошка и мышка».




30.


1
Ведение мяча на месте, в движении.
Игра «Ручеек»



31.


1

Массаж рук, ног, головы.
Игра «Попади мячом в булаву».



32.


1

Упражнения с обручами.
Игра «Мяч соседу».


33.

1
Упражнения с гимнастическими палками. Эстафеты с бегом.


34.

1
Итоговое тестирование.






Прогнозируемый результат
Дети третьего класса, занимающиеся в группе ЛФК должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
- понятие о правильной осанке;
- название снарядов;
- терминологию (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелазание). Уметь выполнять:
- наклоны головы;
- перекаты с носка на пятку;
- передачу и переноску предметов;
- лазание и перелазание;
- принятие правильной осанки;
- ходьбу по ребристой доске;
- ходьбу на носках, на пятках;
- приседания;
- упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 3-го года обучения:
Знания:
Соблюдение режима дня и ортопедического режима главное условие правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность).
Умения:
Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги («Вытяжение», Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.); длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож», «Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой. Выполнять специальные плавательные упражнения, погружаться в воду, лежать, скользить на груди и спине, выполнять элементы плавания способом «Кроль». Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять дыхательные упражнения и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры - «Тише едешь - дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч».
Навыки:
Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять
лечебную гимнастику дома под контролем взрослых.
Личностные качества:
Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические
качества, коммуникативные качества; память.





















Календарно - тематическое планирование 4 класс 34 часа.

№ п/п
Дата
Кол-во часов
Наименование разделов и тем
Базовые учебные действия
БУД

Упражнения для коррекции осанки. 9ч.


1.


1
Вводное занятие.
Обучение правильному дыханию.

Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия;
Регулятивные: формулируют учебную задачу в соответствии с учителем;
Коммуникативная: проявляют активность во взаимодействии для решения задач.
Личностные: проявляют положительное отношение к уроку;
Предметные: научатся корректировать технику движений, соблюдать правила подвижных игр, правильно выполнять общеразвивающие упражнения и дыхательную гимнастику;


2.


1

Упражнения у гимнастической стенки.



3.

1
Упражнения в «вытяжении».



4.

1
Упражнения у стены. Игра «Замри».




5.


1
Упражнения, сидя для позвоночника.





6.


1
Упражнения на растягивание мышц спины.



7.

1
Упражнения на гимнастической скамейке.



8.

1
Упражнения на координацию движения.



9.

1
Ходьба с предметом на голове по ориентирам.


Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движения. 5ч.

10.

1
Ходьба по ориентирам.

Познавательные: осознавать важности освоения техники выполнения организующих упражнений; осмысление техники выполнения движений;
Регулятивные: планирование, организация и оценка учебных действий, направленность на правильность выполнения физических упражнений;
Личностные: формирование исполнительской дисциплины, ответственности за свои действия; понимание значения изучаемых элементов техники.
Предметные: научатся передвигаться различными способами, выполнять комплексы упражнений по формированию правильной осанки, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, дыхательную гимнастику;

11.

1
Бег по начерченным на полу ориентирам.




12.


1
Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.




13.


1
Броски мяча в стену с отскоком в обозначенное место.



14.

1
Ходьба в колонне приставными шагами до определенного ориентира



Упражнения для укрепления мышц живота. 5ч.




15.


1
Подъем туловища без помощи.

Игра «Попади в цель»



16.

1
Упражнения для мышц туловища.




17.


1
Упражнения с обручами.
Гимнастическое упражнение «Мостик», «Ласточка».



18.

1
Упражнения, лежа на полу.



19.

1
Упражнения для развития мышц брюшного пресса.


Упражнения для коррекции плоскостопия. 5ч.


20.


1

Ходьба по гимнастической скамейке с предметом на голове.



Познавательны: осмысление техники выполнения используемых упражнений; формирование действия моделирования;
Регулятивные: овладение способностью преодоления трудностей в выполнении поставленной учебно-практической задачи.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения; формирование способов речевого взаимодействия, умения объяснять ошибки при выполнении упражнений;
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к физической культуре, осознание ее значения для укрепления здоровья, социализации и успешной учебы;
Предметные: научатся передвигаться различными способами, выполнять комплексы упражнений по формированию правильной осанки, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, дыхательную гимнастику;


21.


1

Ходьба на носках, на пятках.
Игра «Кошка, мышки».





22.


1

Катание мячей ногами.





23.


1

Занятие на тренажерах.

Игра «Вышибалы».






24.



1


Катание гимнастических палок.



Упражнения для устранения моторной неловкости. 10ч.


25.


1

Упражнения с кеглями.

Игра «Запретное движение»
Познавательные: осмысление своего двигательного опыта; овладение логическими действиями, контролирующими процесс;
Регулятивные: формирование умений планировать и оценивать собственные действия в игровой деятельности;
Коммуникативные: выработка собственного мнения, умения выполнять задание в соответствии с целью;
Личностные: осуществление постоянного контроля за своими физическими нагрузками и за физическим состоянием;
Предметные: научатся передвигаться различными способами, осуществлять индивидуальные действия в подвижных играх, выполнять упражнения общеразвивающие и дыхательные;


26.


1

Упражнения для развития мелкой моторики с мелкими предметами.

Игра «Домики»



27.


1

Упражнения с мячами.

Метание мяча в цель.



28.

1
Упражнения со скакалкой.
Игра «Рыболов».



29.


1

Упражнения для развития мышц плечевого пояса и верхних конечностей.




30.


1

Упражнения на расслабление нижних конечностей.



31.

1
Массаж пальцев, кистей рук.
Игра «Кто быстрее соберет».


32.

1
Аутогенная тренировка.
Игра «Морская фигура».


33.

1
Массаж головы в парах.
Игра «Ручеек»


34.

1
Итоговое тестирование






Прогнозируемый результат
Дети четвертого класса, занимающиеся в группе ЛФК должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
- понятие о правильной осанке;
- название снарядов;
- терминологию (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелазание). Уметь выполнять:
- наклоны головы;
- перекаты с носка на пятку;
- передачу и переноску предметов;
- лазание и перелазание;
- принятие правильной осанки;
- ходьбу по ребристой доске;
- приседания;
- упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 4-го года обучения:
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, классического массажа, аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр. Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец», «Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного характера). Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.
Список литературы
Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И., Занятия физической культурой при близорукости. М. Физкультура и спорт. 2003 год.
Апарин В.Е., Платонова В.А., Попова Т.П., ЛФК в комплексном этапном лечении, реабилитации и профилактике заболеваний легких у детей.М.Мед. 2007г.
Бабенкова Е.А., Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. М.Астрель, 2003 год.
Ловейко В.Д., ЛФК у детей дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М.Мед. 2012 год.
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии \ под ред. Шапковой Л.В. – СПб, «Детство – Пресс», 2011г.
Старковская В.Л., Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.2007 год.
Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М., 2007г.













фђ Заголовок 115