Статья Защита итогов исследования младших школьников — как ключевое звено мониторинга исследовательской деятельности.


Защита итогов исследования младших школьников - как ключевое звено мониторинга исследовательской деятельности.
Ключевым звеном мониторинга исследовательской деятельности учащихся является защита исследовательских работ и творческих проектов. «Обучая других, обучаешься сам», - точно подметил Ян Амос Коменский. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно не : только тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропускать никак нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать - ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы должна быть «публичной», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. Это могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, гости школы.
В ходе защиты школьник осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с иными взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Если в классе подготовлено к защите пять- шесть работ, можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.
В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей. Это могут быть учащиеся, педагоги, родители и те учащиеся, исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах. Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.
В зависимости от характера подведения итогов можно поделить защиты на конкурсные и по номинациям. Первые целесообразно проводить на начальных этапах включения детей в собственную исследовательскую практику и творческое проектирование: 2-й, частично 3 классы. Защиты по номинациям более уместны в том случае, когда дети имеют некоторый опыт проведения собственных исследований и выполнения творческих проектов - конец 3-го, 4 классы.
По итогам защиты нужно поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал интересные вопросы, участвовал в обсуждении. Для этого членов жюри надо сориентировать заранее, чтобы они могли выделить самых активных участников дискуссии. Все участники должны получить дипломы.
Ребенок - исследователь от рождения. Его исследовательское поведение проявляется очень ярко, а исследовательские способности совершенствуются интенсивно. Они включают в себя кроме проявлений поисковой активности еще и способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своем дальнейшем исследовательском поведении.