Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения


Обобщение педагогического опыта «Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения»
Цель педагогической деятельности - научить каждого ребенка свободно, уверенно, логически и интонационно грамотно строить монологические высказывания через систему упражнений. Реализация цели педагогической деятельности осуществляется через постановку и решение следующих задач:изучить психолого-педагогические идеи и методические рекомендации по развитию речи младших школьниковсоздать систему заданий по развитию речив условиях специальной коррекционной работы приблизить уровень владения устной речью учащихся ККО к уровню, который характерен для их нормально развивающихся сверстников.


Развитие речи - это процесс овладения видами речевой деятельности, механизмами речи и различными языковыми средствами.Продукт речи - речевое высказывание, созданное ребенком индивидуально или коллективно.Результат развития речи - это сформированность коммуникативно - речевых уменийУмения, направленные на понимание содержания речевого высказыванияУмения, связанные с использованием языковых средств в соответствии с речевыми задачамиУмения, связанные со знанием структуры речевого высказыванияУмения, направленные на создание речевого высказывания





Направления развития речи:Работа над звуковой культурой речиРабота по обогащению словаряРабота над словосочетанием и предложениемРабота над связной речью


Методы и приемы развития речи:1. Имитационный - опирается на образцы Виды работы: пересказы, драматизация, поисковая деятельность на основе образца2. Коммуникативный - опирается на анализ речевого акта Виды работы: включение ребенка в речевые ситуации, перекрестная дискуссия3. Конструктивный - опирается на осознанное использование языковых средств в ходе создания речевых высказываний Виды работы: моделирование речи, программирование речевого высказывания



Уроки речевых удовольствий

Роль учителя в процессе формирования навыков устной речи:Направляет усилия учеников в определенное руслоСоздает условия, побуждающие к речевой активностиСоздает основу для совершенствования речи учащихсяОказывает помощь отдельным учащимся и стимулирует их учебную деятельностьФормирует у учащихся приемы самостоятельной деятельности


Индивидуальные и парные виды деятельностиСоставление синквейна (пятистишие)Составление кластера (лучевая графическая модель)Разучивание стихотворенийПерекрестная дискуссияМини-образецСоставление моделей, памятокВиды деятельности на уроках литературного чтения:




Основные приемы, используемые на уроках литературного чтения.Эмпатия: ученик вживается в образ предмета и пытается решать задачу, посмотрев на нее глазами данного предмета.Использование трех опорТы превратился в кустик.- О чем ты мечтаешь?- Кого боишься?- С кем подружился?- О чем шепчутся твои листочки?Я вижуЯ слышуЯ чувствую






Прием «Фантастические гипотезы»“Верите ли вы, что.....”- Что было бы, если бы растения могли не только расти, но и сами двигаться?

Групповые и коллективные виды деятельности. Организуются внутри выполнения творческих заданий. Обеспечивают общение друг с другом. Повышают речевую и мыслительную активность.Формы:Мозговой штурмЛогическая цепочкаСнежный ком



Групповые и коллективные виды деятельности Мозговой штурмГенераторы идей Эксперты-выдают идеи -проводят экспертизы и отбор идей Правила проведения:на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минутывсе ответы фиксируются на доске;ответы совместно анализируются;совместно выбирается оптимальное решение.




Схема взаимодействия педагогов в процессе работы над развитием речи учащихся.Успешность работы зависит от совместной работы многих педагогов:

Механизм диссеминациивыступление с докладом на ШМОпроведение открытых уроков для учителей школы.

Спасибо За Внимание!