ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС, ИХ ВИДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МБОУ ПЕШКОВСКОЙ СОШ


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация в начальной школе МБОУ Пешковской СОШ
 Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение. Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок
Внедрение в систему российского образования новых ФГОС предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. Здоровье человека зависит:• на 50% - от образа жизни;• на 25% - от состояния окружающей среды;• на 15% - от наследственной программы;• на 10% - от возможностей медицины.(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. В нашей школе созданы все условия для реализации здоровьесберегающей организации учебного процесса:
-создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий дляобразовательного процесса;
- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
жизни:
- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического
коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению вработу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно
укреплять свое здоровье;
- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;
Содержание первоначальных представлений, формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни, распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием, контролировать физические нагрузки. Педагог, преподающий физическую культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления физического, социального и психологического здоровья. Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни.
С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:«Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы. Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников. Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности – путь к реализации ФГОС в начальной школе.
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно
подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья,
сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению
здорового образа
Это достигается использованием :- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;- подвижными играми на переменах;- наглядности;- занимательных упражнений;- фантазирования;- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
Создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный стиль общения ;увлекательная беседа; интерес к каждому мнению; тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной деятельности; тонкий юмор.
Экологические здоровьесберегающие технологии реализуются через участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности
Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим
нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
Проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек
Обучение плаванию и правилам дорожного движения, правилам безопасного поведения..Задача школы – сохранить и укрепить здоровье. школа способна заботиться о здоровье детей.. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье
Учитывая сказанное, в своей работе мы придерживаемся здоровьесберегающей организации учебного процесса.