Статья Развитие разговорной речи обучающихся с недостатками слуха на уроках развития речи в процессе работы по закрытой картине.


Полякова Т.Е.
учитель начальных классов
сурдопедагог высшей
квалификационной категории

РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЗАКРЫТОЙ КАРТИНЕ.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления является речь. Речь - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. Для обучающихся хорошо развитая речь является средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности.
Начальный курс русского языка в школах I и II вида предусматривает всестороннее развитие речи обучающихся с нарушенным слухом. Необходимо выявить педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков глухих и слабослышащих школьников, определить, как нужно организовать обучение, чтобы научить их полноценному общению. Умение полноценно общаться – главная цель развития речи обучающихся с недостатками слуха.
У глухих и слабослышащих детей нарушен слух – важнейший компонент психофизиологического механизма восприятия и воспроизведения речи, из-за чего у них самостоятельно, без специального обучения не формируется словесная речь. Обучение глухих и слабослышащих детей языку в условиях действия коммуникативной системы – это обучение речевой деятельности, речевым действиям, её составляющим.
Система в работе по развитию речи обучающихся с нарушенным слухом зависит от реализации в практике четырех условий:
последовательность упражнений;
их перспективность;
разнообразие упражнений и определение конкретной цели каждого их типа;
умение подчинить разные виды упражнений общей цели.
Обучение языку детей с недостатками слуха начинается с развития диалогической, или разговорной, речи - как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой. [3]
Осуществляя процесс обучения в единстве с формированием словесной речи, дидактика школы для детей с нарушенным слухом разработала специальную систему использования различных видов речи на всех этапах образования глухих и слабослышащих обучающихся в коммуникативно-деятельностной системе. [5]
Развитие речи в начальных классах школ I и II вида ведется по трем направлениям: над словом (лексический уровень), над словосочетанием (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Кроме того, в понятие «развитие речи» входит и работа над произношением. Три названных направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой.
Обучение разговорной речи глухих и слабослышащих обучающихся осуществляется на всех уроках по всем учебным предметам и во внеурочное время. В соответствии с ведущими принципами обучения языку в школах I и II вида (генетический, деятельностный и структурно-семантический) школьной программой определены содержание и последовательность обучения разговорной речи.
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:
понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
обращаться к товарищам (или другим лицам) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
отвечать на вопросы и задавать их;
сообщать о выполненной и предстоящей работе;
участвовать в диалоге.
Виды работ по развитию разговорной речи определяются требованиями соответствующего раздела программы. Так, на основании первой, второй и четвертой групп требований в практику обучения глухих и слабослышащих детей вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета об их выполнении. Соответственно пятой группе требований применяются различные варианты бесед, игры, упражнения в развертывании диалогов и т.д. И наконец, в соответствии с третьей группой требований (отвечать на вопросы и задавать их) в школе широко используется работа по закрытой картинке или серии закрытых картинок.
Цель этой работы – научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы обучающихся носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.
Работа по закрытой картине начинается в 1 классе и продолжается не только в начальных, но и в средних классах. Усложнение происходит по трем направлениям:
- по содержанию картинок;
- по содержанию и форме вопросов к ним;
- по степени самостоятельности учащихся.
В 1-ом классе содержание картинок очень простое. На них изображен один персонаж и обязательно действующий. Во 2-ом и последующих классах можно взять картинку с изображением нескольких персонажей и объектов, а затем – с несколькими планами.
Непременным условием эффективности данного вида работы является логика вопросов обучающихся и ответов учителя. Содержание картинки должно раскрываться от общего к частному.
Во 2-ом классе ученики выясняют содержание картинки, записывают ответы, делают рисунки, а затем описывают картинку, не сравнивая рисунки с оригиналом. Описание составляется на основе словесных ответов учителя на вопросы и выполненных рисунков, что очень трудно для детей, но необходимо. При выполнении такого вида работы школьникам с нарушенным слухом становится очевидной роль каждого слова: они рисуют и описывают в рассказе только то, что назвал учитель. Работа по закрытой картинке способствует развитию творческого воображения, логического мышления и речи глухих и слабослышащих детей. Важно помнить, что нельзя торопиться отвечать первому же спросившему ученику, так как главное здесь – научить задавать вопросы. Постепенно учитель приучает детей самих определять последовательность вопросов, исправляет ошибки в логике вопросов.
Развитие самостоятельности школьников проявляется и в том, что работу по закрытой картинке ведет «маленький учитель». Дети задают вопросы «маленькому учителю», а он им отвечает. Учитель помогает ему организовать диалог с классом.
Работа по закрытой картинке может проводиться и парами. Ведущему каждой пары дается картинка. Он отвечает на вопросы своего партнера по ее содержанию. На основании его ответов товарищ делает рисунок по картине. В этом случае речевая активность обучающихся значительно возрастает, так как они все участвуют в диалоге.
В работе по закрытой картинке можно выделить 4 этапа.
1 этап – беседа по выяснению содержания закрытой картинки или серии картинок. В этой беседе педагог учит детей задавать вопросы и отвечает на них. Заканчивается этот этап чтением всех ответов или рассказом одного из учеников о том, что нарисовано на картинке (остальные следят за правильностью рассказа с опорой на записи ответов).
2 этап – зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал, записанный на доске учителем или детьми у себя на листочках. Во время зарисовок возникают диалоги между учителем и учениками, в процессе которых дети задают вопросы уточняющего характера. Учитель помогает в формулировке вопросов, отвечает на них. На этом этапе успешно используется такой вид работы, как работа с конструктивной картиной. Ребята воссоздают картину с помощью заранее приготовленных учителем элементов. Работу можно осложнить, приготовив элементы картины правильные и с ошибками.
3 этап – анализ рисунков детей и сравнение их между собой или с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта. Для этого выбираются два рисунка (верный и неверный) и прикрепляются на доску рядом с картинкой. Картинка в этом случае открывается сразу. Учитель организует беседу по анализу рисунков. Другой вариант такой работы – сравнение двух рисунков без опоры на картинку, только по записям ответов на вопросы. Картинка в этом случае открывается только в конце урока, и каждый сопоставляет с ней свой рисунок самостоятельно. Этот вариант значительно сложнее, так как ученики вынуждены еще глубже вникать в содержание ответов, и особенно полезен в более старших классах.
4 этап – устное или письменное описание картинки. Проводится такая работа с целью развития связной речи обучающихся.
Работа по серии закрытых картинок строится аналогично, но вначале учитель дает установку на понимание содержания серии в целом. В процессе беседы о содержании каждой картинки школьники ведут краткие записи ответов, располагая их группами по числу картинок. В основе работы с серией закрытых картинок лежит не простое знакомство с содержанием каждой из них, а понимание развития действий. Поэтому важно, чтобы дети выделили главное в содержании каждой картинки. Это предполагает синтез, обобщение по полученным ответам основного содержания и выражение его в заголовке. Совокупность заголовков составит план, который поможет ученикам представить начало, ход и завершение событий, изображенных на серии закрытых картинок. По такому плану и ответам на вопросы к каждой картинке ученики смогут составить рассказ до показа оригинала.
Таким образом, в процессе работы по закрытой картинке глухие и слабослышащие дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы об ее содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать их с картинкой. Эта работа проводится с целью интенсификации разговорной речи, логического мышления и творческого воображения обучающихся.
Картина дает толчок детской мысли, эмоционально воздействует на детей, а учитель помогает им выразить свои мысли и чувства в виде высказываний, умело используя «указку» и пополняя их словарный запас. [3]
Список литературы:
Боскис Р.М., Фингерман Л.Е. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. М., 1978.
Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989
Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика обучения русскому языку в школе глухих детей. М., 1991.
Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом. М., 2005
Сурдопедагогика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. Речицкой Е.Г. М., 2004.