Выступление на методическом объединении учителей РСВ и ФП Тема: «Развитие обиходно-разговорной речи на уроке и во внеурочное время»













Выступление на методическом объединении учителей РСВ и ФП

Тема: «Развитие обиходно-разговорной речи на уроке и во внеурочное время»




Подготовила: Черепанова Е. И.














На современном этапе развития коррекционной педагогики, с целью совершенствования обучения в специальных коррекционных учреждениях, особенно важным представляется разработка направлений, связанных с использованием потенциальных возможностей учащихся в компенсации дефектов, их максимально возможной абилитации и реабилитации, которые могут быть реализованы эффективно лишь при условии активной речевой деятельности.
Поиск путей активизации речевого общения, обучение разговорно – обиходной речи и диалогу неслышащих учащихся является весьма актуальным, т.к. включение глухого ребенка в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Развитие разговорно – обиходной речи в условиях специального образования лиц с нарушениями слуха направлено на достижение следующих целей:
1) формирование обиходно – разговорной речи как общепринятого средства общения;
2) усвоение языка как средства общения, обучения, познания, мышления.
Стойкое снижение слуха, затруднение в общении неслышащего ребенка и обусловленные ими особенности речевого развития определяют важнейшие задачи по развитию обиходно – разговорной речи:
1) обучение учащихся использованию диалогической речи, как средством общения с окружающими;
2) овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи;
3) усвоение грамматических закономерностей речи на практическом уровне.
Решение этих задач предусматривает:
1) формирование и обогащение словаря;
2) работа над пониманием и употреблением в обиходной речи предложений различных структур;
3) обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.

Коррекционной направленностью по развитию разговорно – обиходной речи будет:
1) формирование речевой активности;
2) желание и умение вступить в контакт с окружающими (не только по заданию педагога, но и по собственному побуждению), воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи (умение выразить собственную просьбу, желание, побуждение, обоснование действий; понимание и выполнение поручений; умение вести диалог - задавать вопросы по определенной теме и отвечать на них; умение считывать с губ весь материал по разговорной речи);
3) формирование разных видов речевой деятельности: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах).

Обучение разговорно – обиходной речи осуществляется:
1) на уроках по развитию обиходно – разговорной речи, чтения, казахской и русской литературы, русского языка;
2) на уроках предметно – практического обучения;
3) на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и на предметах естественного цикла;
4) в условиях организованной воспитательной работы;
5) в ходе запланированных экскурсий;
6) на индивидуальных занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Работа на уроке и во внеурочное время строится на основе определенной темы. Предусмотрено сквозное планирование лексических тем развития обиходно – разговорной речи (о себе, о семье, о классе и школе, о родном городе, о Родине и природе Казахстана). Темы близки учащимся по жизненному опыту, отражают события и явления окружающей жизни, отвечают интересам детей (о дружбе и товариществе, о труде школьников и взрослых и т.д.).
В диалогах на актуальные для детей этого возраста темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию вопросительных и повествовательных предложений, но и умению вносить уточнения в сообщения собеседников, выражать согласие и несогласие с мнением одноклассников, задавать дополнительные уточняющие вопросы, получать адекватные ответы, предлагать продолжить или завершить беседу, объяснить свою точку зрения, доказать высказанное положение и т.п.
Некоторая часть подобных диалогов связана с предстоящей или с выполненной письменной работой, с деятельностью учащихся на уроке и во внеклассное время.
Педагог отбирает для каждого урока конкретные слова и словосочетания в соответствии с темой урока. Эти слова входят в тематический словарь. Работа над ним ведется непосредственно в процессе составления связных высказываний по теме.
Усвоение разговорно – обиходного словаря начинается с понимания преподносимого речевого материала, которое предшествует его активному использованию Такое первоначальное развитие восприятия и понимания речи обеспечивает раннее включение ученика со слуховой депривацией в ситуации словесного общения.
От оперирования отдельными словами и предложениями учащиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования, связного и последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали.
Развитие разговорно – обиходной речи осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической стороны словесной речи.
Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (усно - дактильной, устной, письменной). Учебный материал в программе располагается тематически с учетом принципа пропедевтики и концентричности.
Предполагается, что основной речевой материал учащиеся воспринимают на слухо – зрительной основе, учитель следит за выполнением требований, касающихся формирования произношения и развития слухового восприятия. Отбор слов и фраз для восприятия на слух осуществляется сурдопедагогом с учетом возможностей учащихся данного класса (разноуровневый подход).

15