Урок по русскому языку для 6 класса с казахским языком обучения «Однокоренные слова и формы одного и того же слова


Открытый урок русского языка в 6к классе.
Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Цели:
дать понятие о форме слова, научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
развивать связную устную речь учащихся, совершенствовать навыки правильного осознанного чтения, закреплять навыки разбора слова по составу, развивать мышление память.
Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда.
Оборудование: картинка дерева, корзинки, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг.момент.
Технологический настрой на урок.
Фонетическая разминка
-Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи
После корня будет суффикс
А приставка впереди.
Подготовка к восприятию новой темы
-Из каких частей состоит любое слово?
-Что такое корень?
-Что называется приставкой? Суффиксом?
-Что входит в основу слова? Какая часть слова называется окончанием?
Новая тема.
1.Объяснение новой темы
- Что видите на доске?
- Что растет на этом дереве?
Прочитайте эти слова
- Как называются эти слова? Давайте докажем, что это однокоренные слова.
Снег СнегСнежный снега
Подснежник снегу

снегом
Сравните слова в двух столбиках. Чем различаются данные слова?
Основами?
Имеют разное лексическое значение? Только окончанием?
Это однокоренные слова. Это формы одного и того же слова.
(Ученики самостоятельно делают вывод)
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Форма внешний вид.
2. Работа с учебником – упражнение!
Летят, летишь, летим
Перелетные
Улетать
3. Работа с текстом «Без чего не может жить человек?»
А) чтение учителем.
Б) словарная работа
Окружать – меня окружили друзья
Трудность – требующий большого труда, усилия, напряжения. Мы не боимся трудностей.
В) Беседа по содержанию текста
- Без чего не может жить человек?
- Какова основная мысль текста?
- Найдите в тексте однокоренные слова.
Г) чтение по цепочке.
4. Игра «Докончи пословицу»
-Труд кормит, а … .
-Кончил дело - … .
-Без труда … .-Делу время, … .-Еңбек етсең ерінбей, … .
-Еріншектін ертені бітпес
-Көз қорқақ,
-Еңбектің наны тәтті, …

IV.Закрепление
Работа в группах
Прочитайте текст, выпишите однокоренные слова, к подчеркнутому слову подберите формы слова
Игра «Собери в корзину»
1гр. – однокоренные слова
2гр – формы одного и того же слова
Найдите четвертое лишнее.
Работа по развитию речи: составить рассказ
1гр – «Наша школа»
2 гр – «Мой друг»
Работа с текстами
V.Подведение итогов
- Что сегодня узнали на уроке?
- Какие слова называются однокоренными?
-Чем различаются формы слова?
VI. Рефлексия.
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Кто доволен своей работой? А кто недоволен?
VII. Домашнее задание (на выбор)
Упр.5 стр. 63
Составить рассказ на тему «Мое любимое занятие»
Интеллектуальное шоу «Лидеры»
Цели: закрепить знания по русскому языку и литературе, развивать логическое мышление, познавательную деятельность учащихся: обогатить кругозор, словарный запас. Привить интерес к русскому языку.
Оборудование: пословицы о знаниях, карточки с заданиями
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня мы проведем урок в необычной форме. Это будет урок – конкурс. В игре будут участвовать две команды. Давайте познакомимся с командами.
Приветствие команд, девиз команд.
Игра состоит из 8 туров.
1тур. «Байга»
Я начинаю пословицы, а вы докончите. За каждый правильный ответ 10 баллов.
Все земли хороши, своя - … всех лучше
Человек без Родины, что соловей без … леса.
Родная земля – золотая …колыбель
Дружба и братство, дороже всякого…богатства
Собаке хорошо, где сытно, а джигиту - …на Родине
Родина – мать народу, народ – мать …джигиту
Родина мать, умей за нее …постоять
Человек крепче камня и нежнее …цветка
Дерево крепко корнями, человек - …друзьями
Человека украшает не одежда, а …знание
2 тур. «Соедини слова» (5 баллов)
М.Горький «Сказка о царе Салтане»
А.Яшин «Цветик – семицветик»
Г.Андерсен «Спешите делать добрые дела»
П.Треверс «В людях»
В.Катаев «Конек – Горбунок»
П.Ершов «Мэри Поппинс»
А.С. Пушкин «Гадкий утенок»
3 тур. «Исправьте ошибки» (4 б)
Карточки с заданиями
1 команда
Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры.
Все с большим интересом слушали Ивана Петровича Чибис
2 команда
На улице прохладно. Я одену пальто.
Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту.
Игра со зрителями. Викторина.
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Кто говорит на всех языках? (эхо)
Что такое грамматическая основа?
Как пишется первое слово в предложении?
Какие местоимения мешают автотранспорту?
Сколько слогов в слове перемена?
Что находится между берегом и рекой?
Как мышеловку написать пятью буквами
Кому помогла Женя из сказки «Цветик-семицветик»
Что пишется в начале книги?
4 тур. «Полиглот»
Отгадайте загадки. За правильный ответ 10 баллов.
Один льет, другой пьет, третий растет. Дождь, земля, трава.
Хоть и не сладок, но вкусен всегда,
Дешев, но стоит большого труда.
Скажет и внучек, скажет и дед,
Что без него обед не обед. Хлеб
Лежит – ниже кота, встанет – выше коня. Седло
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышно там. Телефон
На столбе высоком,
Налилась груша соком. Лампочка
У двух матерей
По пять сыновей. Перчатки
Она в лесу своем живет
И думает о том.
Что непременно в Новый год
Придет к кому-то в дом. Ель
Кто приходит,
Кто уходит-
Все ее за ручку водят. Дверь
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет. Холодильник
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы. Нос
5 тур. Конкурс капитанов «Ответь правильно»
Что изучает лексика? Фонетика?
Что такое антонимы?
Что называется существительным?
Автор произведения «Конек-Горбунок»
В кого превратился гадкий утенок?
Что называется фразеологизмом?
Что изучает морфология?
Что такое синонимы?
Что называется глаголом?
Кто такая Мэри Поппинс?
Автор произведения «Цветик-Семицветик»
Что называется именем числительным?
6 тур «Рифма»
Подобрать к данным словам созвучные слова
Крышка, дедушка, цветок, народ, дело
7 тур «Подбери синонимы»
Ни свет ни заря
Рукой подать
Зарубить на носу
Как свои пять пальцев
Бок о бок
Клевать носом
Вылетело из головы
В час по чайной ложке.
8 тур «Если бы я»
Написать небольшой рассказ «Если бы я был волшебником».
Подведение итогов.
Заключительное слово жюри.