Урок литературного чтения в 3 классе на тему :И.А. Крылов Слон и Моська

Урок чтения в 3 «Б» классе.
Тема: И.А. Крылов «Слон и Моська».
Цели: - ввести понятие о басне как жанре;
- познакомить с содержанием басни И.А.Крылова «Слон и Моська»;
- расширять словарный запас ;
- учить прогнозированию содержания по вступлению;
- работать над выразительностью чтения;
- воспитывать умение жить в мире , дружбе.

Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Работа в группах. Инсценирование отрывка из главы 2 сказки «Три толстяка».
2. Вызов. Введение в тему.
1) Игра «Слова рассыпались».
На доске зашифрованы названия литературных жанров. Слова расшифровываются, по ним определяется, с каким жанром ещё не встречались учащиеся.
ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРЕЕТНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК.
( былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)
Ответ: БАСНЯ.
2) Рассказ учителя о басне как жанре.

Басня – небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным содержанием. Для басни характерна насмешливая разговорная речь.
Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются в басне иносказательно. Отношения людей заменяются отношениями животных или вещей. Басня часто заканчивается моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль басни.

3) Рассказ учителя о биографии И.А.Крылова.

И.А.Крылов родился в Москве в 1768 году. Отец его был военным. Мать была неграмотной, но образованию будущего баснописца уделялось много внимания. В 10 лет И.А.Крылов остался без отца. Мальчику пришлось работать. Он пошёл в магистрат переписывать бумаги. Семья Крыловых переезжает в Петербург. Крылов рано начал писать стихи. Но они не имели успеха. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге до 73 лет и занимался литературной деятельностью. К нему приходят успех и признание, он получает различные награды.

4) Постановка цели урока.
5) Игра « Найдите лишние слова»
Слон, собака, синица, щука, стрекоза.
Скажите, по какому признаку вы их выделили.
Ответ: слон, собака (животные, о которых предстоит читать басню)

3. Осмысление. Тема. Работа с книгой.
Чтение басни И.А.Крылова «Слон и Моська».
1) Лексический комментарий:
Зевака – тот, кто из праздного любопытства засматривается на кого-либо, что-либо( ротозей).
Отколе – откуда. Дух – сила.
Срамиться – позориться. Забияка – зачинщик ссор и драк, задира.
Примечать – замечать.
2) Прогнозирование. Читается вступление басни, предполагается, что может произойти и какой будет мораль басни.
3) Чтение басни учителем. Проверка восприятия.
Ответы на вопросы:
- Кого водили по улицам? - Кто вдруг появился?
- Что стал делать? - Как реагировал Слон?
- Какой совет дала Шавка? - Послушалась ли Моська?
- Почему она лаяла на Слона? - Смогли ли вы предугадать содержание?

4.Размышление.
1) Чтение басни учащимися. Работа над выразительностью чтения. Обращать внимание на то, каким тоном глосса следует читать слова Шавки ( поучительно дает совет), ответ Моськи ( утверждение своей правоты).
2) Составление характеристики Моськи.
(Какая? Что делает? Как? Для чего?)
Определяется отношение автора к ней.(Пренебрежение, неуважение, насмешка чувствуется в словах «метаться и лаять, и визжать, и рваться»)
Учащиеся высказывают своё отношение к Моське.

3) Воспитание добрых чувств.
Определяется тема, главная мысль автора, иносказание, мораль басни. Отыскиваются слов, ставшие поговоркой.(«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»)
Работа с пословицами.
Задору много, да силы нет.
Мокрая курица, а тоже петушится.
4) заучивание басни наизусть.

5. Подведение итогов. Задание на дом.
Басню И.А.Крылова выучит наизусть.


15