Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных


Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Косьювом»
Конспект урока
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».
«Русский язык» 2 класс УМК «Школа России»
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2кл. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях–М.: Просвещение, 2011


Подготовила и провела
учитель начальных классов
Сухова Наталья Евгеньевна,
учитель I квалификационной категории
Косьювом 2015
Цель урока Познакомить учащихся с именами существительными « именами собственными» и «именами нарицательными», употреблять заглавную букву в именах собственных.
Тип урока Урок получения новых знаний
Задачи Образовательные:
учить выделять из речи имена собственные, обозначающие имена, фамилии, отчества, и писать их с заглавной буквы;
ввести термины «собственные» и «нарицательные» в языковую практику;
расширять знания о существительном как о части речи.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;
способствовать обогащению словарного запаса;
формировать познавательные интересы;
совершенствовать общеучебные навыки, мыслительные операции (умение сравнивать, группировать, делать выводы).
Воспитывающие:
способствовать формированию интереса к предмету;
любви к своему городу, селу;
воспитывать чувство коллективизма, дружеские отношения к сверстникам, культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Планируемые результаты Предметные умения
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»;
-уметь различать имена существительные собственные и нарицательные;
-уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Личностные УУД:
-положительное отношение к учению;
-понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию;
-понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий, планировать свои действия;
-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания;
-находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Технологии Технология деятельностного подхода, ИКТ
Образовательные ресурсы Мультимедийная презентация « Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».
2. Учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.
Оборудование Проектор, ноутбук.
Карточки для индивидуальной, парной работы.
Ход урока
Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность обучающихся I. Организационный
этап
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать. (слайд2)
- Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.
Итак, у вас на столе: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, сигнальные карточки-смайлики. Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?
На доске три смайлика-настроения: радость, удивление, грусть.
-Какое настроение выражает каждый смайлик? Какое Настроение выберем на урок? Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.
- Настроение у всех хорошее – значит, всё у нас получится!
-Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.
- По выполнению любого задания, будете себя оценивать на листах, смайликами.
  – у меня всё получилось
– есть недочёты, но старался
– получилось плохо, надо ещё поработать. Приветствуют учителя.
Дети отвечают
Постараемся понять,
Чтобы грамотно писать.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Показывают свой смайлик.
Дети отвечают: аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум
Дети выбирают смайлики настроения
III.Актуализация опорных знаний.
2. Минутка чистописания. (слайд 3) Е Ем Егор Елена Евгений Ева енот
-Под самым красивым соединением букв поставьте точку.
- Назовите лишнее слово 
- Почему? 
- К какой части речи они относятся?
- Почему вы так решили?
- А чем похожи эти слова? 
- На какой вопрос отвечают?
11226801892300041783018923000 Имя существительное
12560301377950053213013779500 Кто? Что?
Одушевленные Неодушевленные
-Какие бывают имена существительные?
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
- Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы имена существительные, во второй столбик – с заглавной буквы. Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают каллиграфический почерк
Самооценка
Дети называют лишнее слово и доказывают, почему оно лишнее.
Устно отвечают.
Выполняют задания. Учащиеся работают в тетрадях.
Проверяют.
Оценивают себя по данным критериям.
Выполняют задания. Проверяют.
Оценивают себя по данным критериям.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
-Откройте учебник на странице 51 и прочитайте тему урока.
(слайд4)
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. Слушают учителя, предлагают формулировки темы, цели и учебные задачи.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
-Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слово не подходит ни к одной группе, запишите его в четвёртую - без названия.
-Приступайте.
Ирина, Николаевна, карандаш, Баева.
имя отчество фамилия Ирина Николаевна Баева карандаш
- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какое слово не попало ни в один из этих столбиков?
( слайд 5)
- Молодцы! Посмотрите ещё раз на таблицу. --- Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. «Имена собственные»
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
(На листе написаны слова: река, озеро, Барсик, Дружок, Ухта, Печора, собака, кот, Байкал, город, улица, Садовая. (слайд 6)
- Посмотрите, какие вы видите записанные имена существительные.
-Выберите из них название городу, кличку щенку, коту, название озеру, реки, улицы.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
-Выберите из них название городу, кличку щенку, коту, название озеру, реки.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд7)
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных. Работа в парах
Распределяют слова по столбикам.
Делают вывод.
Оценивают себя по данным критериям.
Дети отвечают «Имена собственные»
Отвечают на вопросы учителя
Работают с правилом в учебнике. Делают выводы.
Приводят свои примеры имен собственных и нарицательных
Работают в парах
Распознают имена собственные. Выделяют заглавные буквы в именах собственных.
Проверяют.
Оценивают себя по данным критериям
Делают вывод
Работают с правилом в учебнике. Приводят свои примеры нарицательных имён существительных.
V. Физминутка
Раз, два,
Три, четыре.
Три, четыре,
Раз, два.
Мы шагаем дружно в ряд –
Второклассников отряд.
Алины, Артёмы, Мараты и Саши,
Степа, Гриша, Таня и Даши,
Дима, Ксюша, Эльмира, Карина,
Родион, Арсений и Аделина.
Присядут те, кого мы назвали,
А остальные своё имя сказали.
Запомни, что имена
Пишутся с большой буквы всегда!
-Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. (слайд 8) Осуществляют профилактику утомления
Отвечают на вопросы учителя.
Извлекают необходимую информацию из учебного текста, воспроизводят ее по памяти
Оценивают сои знания
VI. Закрепление новых знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- У вас у каждого на парте лежит карточка с заданием. Выполните это задание.
(слайд 9)
-2984548260Спиши, раскрывая скобки.
(Д,д)ом (Н,н)аташи(П,п)омазкова (Н,н)ина (В,в)асильевна(О,о)хранник (В,в)василий (И,и)ванович(Д,д)руг (М,м)арик (Э,э)лькин(К,к)огти (Т,т)игра
00Спиши, раскрывая скобки.
(Д,д)ом (Н,н)аташи(П,п)омазкова (Н,н)ина (В,в)асильевна(О,о)хранник (В,в)василий (И,и)ванович(Д,д)руг (М,м)арик (Э,э)лькин(К,к)огти (Т,т)игра

- Оцените «смайликом» свою работу
- Какие существительные мы называем собственными?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
-Подберем примеры из окружающего мира.
- В какой стране вы живёте?
- Как называется наша республика, в которой мы живём?
- Как называется город, который находится рядом с нашим селом?
- Как называется наше село, в котором мы живём?
- Наше село маленькое, но очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя - Косьювом
- Как называется наша река, которая течёт рядом с нашим селом? (река Косью)
-Запишите все эти слова, которые мы назвали.
-Выделите изучаемую орфограмму в каждом слове. (слайд10 ).
Работать по учебнику.
-упр.89 (с.52).
(Взаимопроверка)
-упр.90(с.53).
(Фронтальная проверка)
-Какие слова не записали? Почему?
-Назовите орфограммы.
-Мы сейчас с вами восстановим текст, вставляя, где нужно имена собственные.
ИМЕНА: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина. ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров, Николаев, Снегирёв. КЛИЧКИ: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок. ГОРОДА: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!-Какой у вас получился текст? (слайд 11) Выполняют задания.
Находят имена собственные. Подчеркивают заглавные буквы.
Проверяют.
Оценивают себя по данным критериям

Дети отвечают на вопросы учителя.
Приводят примеры из окружающего мира.
Записывают имена собственные.
Выделяют изучаемую орфограмму в словах.
Индивидуальная работа
Выполняют упражнения.
Проверяют. Называют орфограммы
Оценивают себя по данным критериям

Дети вставляют, где нужно имена собственные, списывают текст.
Пишут с заглавной буквы имена собственные. Осмысленно отвечают на вопрос на основе имеющихся знаний. Извлекают необходимую информацию из учебного текста, воспроизводят ее по памяти
Подчеркивают изучаемую орфограмму.
Проверяют свою работу.
Оценивают себя по данным критериям
VII. Домашнее задание
Задания по выбору: (слайд 12)
1) стр.53 упр. 91. Выучить правило. 2)Подобрать имена собственные, которые нас окружают. Дети записывают домашнее задание в дневник
VIII.Рефлексия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? (слайд 13)
Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
- У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению:
– урок понравился: я справился со всеми заданиями. Знаю, умею, могу помочь другим. Я доволен собой.
– настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Урок окончен. Большое спасибо всем за работу. Давайте улыбнемся друг другу и вновь подарим хорошее настроение.
(слайд 14) Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.